(23 мая 2024 года, г. Гродно)
Уважаемые участники торжественного собрания!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы собрались, чтобы отдать дань памяти, человеку, труды которого помогли сохранить самое драгоценное в жизни народа жизни – его веру, и во многом определили духовное будущее нашего народа. Имя этого человека Иосиф (Семашко), митрополит Виленский и Литовский.
Открывая торжественное заседание, позвольте мне сказать несколько слов об этом выдающемся Архипастыре.
Высокопреосвященный Иосиф родился в 1798 году на Киевщине и происходил из среды потомственного униатского духовенства. Высшее богословское образование он получил в католической Главной духовной семинарии при Виленском университете. Приступив к несению церковного послушания, уже в возрасте 27-ми лет он стал протоиереем, прелатом и занял должность заседателя в Униатском департаменте Римско-католической духовной коллегии в Петербурге, т.е. участвовал в делах Высшего церковного управления унией в России.
Благодаря высоким дарованиям, Иосиф Семашко мог рассчитывать на блестящую карьеру в униатской церкви, но к 1827 году, полностью разочаровавшись в католичестве, он решил перейти в православие и поступить в иноки Александро-Невской лавры. Его желанию не суждено было сбыться. В ноябре 1827 года на первый взгляд случайно, а с религиозной точки зрения промыслительно, он получил редкую для его положения возможность дать личную оценку конфессиональной ситуации в западных губерниях перед высшими сановниками Российской империи. Прелат Иосиф использовал этот шанс не только для описания бедственного положения унии в России и ее негативного влияния на народ, но и для решительного заявления: союзная Риму Белорусско-Украинская часть Русской Церкви может быть без насилия возвращена в прежнее православное исповедание. Его доводы со вниманием были восприняты императором Николаем Первым и получили поддержку.
С 1828 по 1830 год Иосиф Семашко рядом последовательных мер сумел смог оградить униатских священников и их паству от влияния со стороны латинского духовенства и находившихся под его влиянием помещиков. В дальнейшем, используя плоды реформ, заключавшиеся, прежде всего, в новом самоощущении белого духовенства, Иосиф, рукоположенный в 1829 году в сан епископа, добился сближения унии с православием в организационной, канонической и литургической сферах. Одновременно он лично и через единомышленных ему помощников убеждал священников в истинности Восточной Церкви, в духовной необходимости их возвращения к Вселенскому Православию вместе со всеми пасомыми.
В феврале 1839 года епископ Иосиф возглавил Собор униатского духовенства в Полоцке, на котором был подписан акт о прекращении действия союза с Римом в пределах России и возвращении униатов в православное вероисповедание. Деяние Полоцкого объединительного церковного собора 1839 г. стало поворотным событием в церковной истории Белой Руси, послужив возвращению нашего народа к своим духовным истокам и традициям, переданным нам через поколения нашими благочестивыми предками.
После Полоцкого Собора владыка до конца жизни возглавлял Литовскую и Виленскую епархию, полностью состоявшую из бывших униатов. Возведенный в 1852 г. в сан митрополита, он деятельно трудился над утверждением православной веры среди воссоединенной паствы. Особые усилия ему приходилось прилагать к тому, чтобы защитить ее от латинского прозелитизма, нападок как со стороны местной знати, так и со стороны представителей гражданских властей.
Давая оценку того, что он совершил, уместно вспомнить слова из Деяний святых апостолов: «Если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5,38-39). И действительно, когда через двадцать пять лет в ходе польского восстания 1863 г. мятежники вновь позвали обратно в унию бывших униатских священников, несмотря на давление, угрозы и расправы над православными пастырями – уния не возродилась. Не смогла восстать она и в 1921 – 1939 гг. в Западной Беларуси при покровительстве польского правительства и всех усилиях католических миссионеров. Верующие были тверды в православном вероисповедании.
Скончался высокопреосвященный Иосиф в ноябре 1868 года в Вильно и был погребен в крипте собора Свято-Духова монастыря под ракой трех виленских мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия. Его могила сохранилась до наших дней.
Дело, которому посвятил свою жизнь Высокопреосвященнейший Иосиф, позволило восстановить единство белорусов в православной вере, вернуть их к духовным истокам, заложенным святым равноапостольным великим князем Владимиром – Крестителем Руси, что фундаментом, на котором и в наши дни основана религиозная, культурная и государственная жизнь нашего народа. И памятник высокопреосвященному Иосифу (Семашко) – архиерею-воссоединителю – как его называли уже при жизни, является свидетельством признания и глубочайшей благодарности потомков великому Архипастырю, посвятившего всего себя без остатка служению нашей Святой Церкви и белорусскому народу.