Sunday, May 19, 2024

В Русском доме в Минске прошла презентация сборника «Польское восстание 1863 – 1864 годов в общественно-политической и конфессиональной мысли славянских народов»

4 апреля 2024 г. на площадке Русского дома в Минске прошла презентация сборника, посвящённого польскому восстанию 1863 – 1864 гг. (со сборником можно ознакомится на сайте «Наука. Вера. Культура» [1]). Презентация была проведена силами Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. В качестве слушателей в ней приняли участие представители Русского дома, российского посольства, сотрудники Минской духовной академии, Российской академии наук, а также представители белорусской политической партии «Белая Русь». Для ознакомления публике были представлены издания, выпущенные Синодальной исторической комиссией за время своей работы.

В начале мероприятия Александр Дмитриевич Гронский рассказал о работе Синодальной исторической комиссии в целом, выделив издательское направление в деятельности Комиссии. За время своей работы Комиссия успела издать несколько книг. В основном это сборники научных статей, посвящённых тем или иным проблемам церковной и светской истории. Причём, сборники были изданы не только в Белоруссии, но и в России. Было рассказано и о планах на 2024 г. Накануне презентации стало известно, что в Институте политических исследований (Белград, Сербия) вышел очередной сборник, подготовленный Синодальной исторической комиссией. Ещё один сборник готовится к выходу в Москве.

После вступления ведущий предоставил слово авторам сборника «Польское восстание 1863 – 1864 годов в общественно-политической и конфессиональной мысли славянских народов». Эта книга на начало апреля являлась последним изданным сборником, подготовленным Синодальной исторической комиссией.

Доктор исторических наук Кирилл Владимирович Шевченко рассказал о содержании двух своих статей. Одна из них была посвящена оценке польского восстания 1863 г. чешским историком и политическим деятелем Франтишеком Палацким, который оказался одним из немногих чешских интеллектуалов, способных трезво оценить суть восстания. На фоне полонофильства, развившегося в либеральной чешской прессе, заявления Ф. Палацкого выглядели выпадающими из общего дискурса. Однако именно Ф. Палацкий указывал на те факты, которые стремились замалчивать в Европе – отсутствие поддержки повстанцев среди польских крестьян, повстанческое насилие над мирным населением и т.д. В итоге оценки и выводы Ф. Палацкого и его сторонников оказались намного более адекватными, чем заявления полонофильской чешской прессы.

Также К.В. Шевченко рассказал о взглядах словацкой прессы на польское восстание. В отличие от чехов, словаки оценили восстание более адекватно. Среди них не было тотального полонофильства, хотя словацкие либералы поддерживали Польшу. Словацкая пресса обращала внимание на то, что поляки далеко не всегда выступали в качестве жертвы. Также словацкая пресса полемизировала с чешскими изданиями, поддерживавшими поляков.

Кандидат исторических наук Алексей Сергеевич Хотеев представил своё выступление, посвящённое идеологическому содержанию повстанческих и антиповстанческих прокламаций. Первичной являлась именно повстанческая пропаганда. Представители Православной Церкви в основном отвечали на неё, вступая в своеобразную полемику. А.С. Хотеев отметил, что в повстанческих прокламациях практически всегда присутствовал образ идеальной Польши. Содержались в повстанческой пропаганде и социальные мотивы. Однако для их продвижения использовались политические и исторические мифы, т.к. реальных примеров того, что местным крестьянам в бывшей Речи Посполитой жилось хорошо, не было. Религиозные призывы также содержались в повстанческой пропаганде. Они были направлены на попытки поставить под сомнение православный выбор бывших униатов. Антиповстанческая православная пропаганда практически не уделяла внимания критике мифов о социальном положении крестьян в бывшей Польше. Видимо, православные авторы понимали всю утопичность этих мифов и то, что простые крестьяне не реагировали на эти повстанческие утверждения. Для противодействия остальным направлениям пропаганды использовались исторические данные, которые иллюстрировали мифологичность повстанческих заявлений.

Кандидат богословия протоиерей Александр Романчук рассказал о том, как в период восстания повели себя православные священники. Большая их часть являлась бывшими униатами, а польская повстанческая пропаганда призывала к восстановлению унии. Если бы возвращение униатов в Православие, произошедшее в 1839 г., было бы проведено насильно, шанс того, что бывшие униатские священники поддержат восстание, был бы высоким. Однако повстанцы так и не добились поддержки своих идей православным духовенством. Известно лишь несколько случаев, когда под страхом смерти православные священники зачитывали повстанческий манифест. А поддержку повстанцам оказал лишь один православный священник.

Кандидат исторических наук Александр Александрович Киселёв проанализировал оценку польского восстания Александром Бохеньским в его книге «История глупости в Польше». История семьи А. Бохеньского подталкивала его к не слишком позитивным оценкам России, т.к. все его предки, начиная с прадеда, воевали против России. Сам А. Бохеньский в межвоенной период имел антирусские взгляды. С началом Второй мировой войны он переместился в ту часть Польши, которая была оккупирована немцами. После войны А. Бохеньский изменил свои взгляды и встроился в новую систему. Во время войны он написал книгу «История глупости в Польше», которую издал уже в социалистической Польше. В этой книге А. Бохеньский резко критиковал восстание 1863 – 1864 гг., утверждал, что оно не стало прологом получение Польшей независимости в 1918 г., как об этом говорила межвоенная польская пропаганда. Вообще, он крайне критически отзывался о восстании. А. Бохеньский предполагал, что русские власти до 1863 г. стремились ужиться с поляками, но те сами не давали возможности реализовать подобные стремления.

По итогам каждого доклада происходили дискуссии, в которых самое активное участие приняли представители «Белой Руси». История польского восстания 1863 – 1864 гг. оказалась актуальной для сегодняшнего времени, поскольку некоторые тенденции внешнеполитических реалий 60-х годов XIX в. оказались похожими на современные с поправкой на текущую международную обстановку. Также актуальными на сегодняшний день оказались и некоторые идеологические штампы, активно распространяемые Западом во второй половине XIX в. Для некоторых слушателей доклады, прозвучавшие на презентации, стали своеобразными знаниями, которых не хватало для того, чтобы осознать историческую преемственность антироссийской пропаганды как минимум с середины XIX в. и до нашего времени.

В силу исчерпания отведённого на презентацию времени дискуссию пришлось свернуть. В конце мероприятия в Русский дом была передана подборка книг, подготовленных Синодальной исторической комиссией, также презентуемый сборник был подарен представителям партии «Белая Русь». Участники презентации сообщили, что и далее готовы посещать презентации и иные мероприятия, проводимые Синодальной исторической комиссией Белорусской Православной Церкви.

Фотографии представлены участниками мероприятия.

1. Польское восстание 1863 – 1864 годов в общественно-политической и конфессиональной мысли славянских народов // Наука. Вера. Культура. Режим доступа: https://naukaverakuljtura.com/wp-content/uploads/2024/02/СБОРНИК.ВОССТАНИЕ.06.23.1.pdf (дата обращения: 4.04.2024)

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации