Когда говорят о Японии, мало кто задумывается о том, что этой стране есть Православная церковь. В 1861 году просветитель Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) прибыл в город Хакодатэ, чтобы стать настоятелем церкви при русском консульстве. Важно понимать, что в то время в Японии проповедовать христианство было запрещено и деятельность священника не могла распространяться за пределы стен дипломатического представительства.
Николай самостоятельно изучил японский язык, местные обычаи и культуру. Спустя несколько лет он все-таки стал распространять христианское учение.
Первым обращённым в православие японцем считается Савабэ Такума – потомственный самурай, а позже – синтоистский жрец. В 1865-м году Савабэ встретился с иеромонахом Николаем, чтобы убить его. Однако священник смог переубедить своего недоброжелателя и вскоре Савабэ принимается изучать христианское учение. Позже к нему присоединилось ещё несколько японцев. В 1868-м году отец Николай крестил Савабэ, дав ему имя Павел[1].
Уже в начале 1870-х гонения на христиан прекратились. Началась «Реставрация Меэйдзи», которая дала возможность развиваться и русскому православию в Японии. В 1871-м году в Токио был открыт первый приход. Спустя 4 года Павел Савабэ получил духовный сан от епископа Восточной Сибири Павла (Попова).
Православная церковь продолжала развиваться, открывались новые приходы, множилось и число обращённых. К концу 1890 года в Японии насчитывалось свыше 18 тыс. православных христиан и 216 общин. В начале 1903 года в Японии было уже 28 230 православных[2].
Отец Николай много занимался и научной деятельностью. Он перевел на японский язык Священное Писание и богослужебные книги, основал духовную семинарию и 6 духовных училищ по всей Японии. При нём начал регулярно издаваться журнал «Церковный вестник» на японском языке.
Важным событием для Русской Православной церкви в Японии стало освящение кафедрального Воскресенского собора в Токио в 1891 году. Этот храм и сегодня является главным духовным центром православия в стране восходящего солнца. С 1962 года собор имеет статус памятника культуры. Японцы называют этот собор «Никорай-до» – храм Николая.
В годы русско-японской войны Николай продолжил свою миссию, но участия в богослужениях он не принимал.
«Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране», – говорил Николай Японский.
Более того, святитель Николай критиковал действия российского правительства, оставив соответствующую запись в своем дневнике от 20 мая (2 июня) 1905 года. «Незамерзающий порт нужен. На что? На похвальбу морякам? Ну вот и пусть теперь хвалятся своим неслыханным позором поражения», – писал священник [3].
«Зачем вам Корея?» — вопросил я когда-то Адмирала Дубасова. «По естественному праву она должна быть наша, – ответил он. Корея у наших ног, мы не можем не протянуться до моря и не сделать Корею нашею». Ну вот и сделали! Ноги отрубают!» [3].
После войны Николай Японский оказывал возможную помощь русским военнопленным. По всей стране восходящего солнца было построено 29 лагерей, в которых содержались более 73 тыс. русских солдат и матросов. Самого Николая не допускали к пленным, однако он через других японских священников мог передавать иконы, книги и письма.
Стоит отметить, что военнопленные содержались в относительно приличных условиях. Многие получали деньги из России. Уже в 1906-м году начался процесс возвращения пленных на Родину. Лишь 77 человек пожелали остаться в Японии по разным причинам. В тот же год Николай стал Архиепископом Токийским и всея Японии.
Николай Японский умер в феврале 1912 года. Император Мэйдзи лично разрешил похоронить священника в Токио, на городском кладбище Янака. Новым митрополитом стал Сергий (Георгий Алексеевич Тихомиров). Он продолжил начинания Николая Японского. К тому моменту в Японии насчитывалось до 40 тыс. православных христиан и 266 приходов.
После Октябрьской революции 1917 года русская духовная миссия в Японии лишилась поддержки и финансирования. Православная церковь столкнулась с массой проблем. Фактически, она стала самоуправляемой. Японская церковь работала и в годы Второй Мировой войны. Но священников и прихожан часто обвиняли в шпионаже в пользу СССР, в 1945 году арестовали и митрополита Сергия (Тихомирова), но отпустили спустя 40 дней заключения. Его подвергали пытками, но вину доказать не смогли. Спустя несколько месяцев, в августе 1945 года Сергий скончался [4].
Уже после войны под давлением США Японская православная церковь попала под контроль Американской митрополии. В Японии сложилась ситуации, когда фактически функционировали две церкви – московская и американская. Разделение японской православной паствы проходило между 1947 и 1970 годом [5].
Спустя 20 лет, в 1967 году иеромонах Николай (Саяма) был рукоположён во епископа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской миссии. А спустя два года Японская церковь получила автономию в юрисдикции Московской патриархии.
С 2023 года епископом Японской православной церкви является Серафим (Цудзиэ). Он окончил Токийскую духовную семинарию, служил в Воскресенском соборе. Сегодня в Японии действует три епархии – Токийская, Киотская и Сендайская. Регулярно издается журнал «Православный вестник» на японском языке.
Кроме того, в Токио работает подворье Русской православной церкви. Представительство открыли в 1970-м году. С июля 1991 года настоятель Подворья – протоиерей Николай Кацюбан. Священники проводят регулярные богослужения, отмечаются и православные праздники [6].
Подворье является важным центром русской культуры в стране восходящего солнца. Сюда приходят работники посольства и россияне, живущие в Японии.
Удивительно, но ни горький опыт кровопролитных войн XX века между Россией и Японией, ни даже современные российско-японские территориальные противоречия не являются препятствием для сотрудничества Японской и Русской православной церкви.
В 1970-м году Николай Японский был причислен к лику святых решением Священного синода Московского патриархата. В 1998 году деревне Берёза Тверской области установили поклонный крест в память о просветителе Николае. Там же был построен и освещен храм в честь него. Уже в 2023 году на месте родительского дома верующие установили памятник Николаю Японскому [7].
Вера – один из немногих культурных мостов между представителями разных народов, живущих в разных частях мира. Мы должны помнить об этом, стараться сохранить и преумножить устоявшиеся связи для будущих поколений.
Список литературы
- Василий Томачинский Иерей Павел Савабе / Василий Томачинский [Электронный ресурс] // Поместные церкви : [сайт]. — URL: https://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41250.htm (дата обращения: 10.09.2024).
- Курбатов О. А. Основание русской православной духовной миссии в Японии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 6-2 (56). — С. 105
- Николай Японский, св. Дневники святого Николая Японского: в 5 тт. Т. 5 / Сост. К. Накамура. — С.-Пб.: Гиперион, 2004. — С. 237.
- Проповедь христианства в Японии / [Электронный ресурс] // православие на Дальнем Востоке : [сайт]. — URL: http://www.pravostok.ru/ru/church/japan/history/ (дата обращения: 11.09.2024).
- Токийский кафедральный Воскресенский собор в истории Японской Православной Церкви / [Электронный ресурс] // Православие.ru : [сайт]. — URL: https://pravoslavie.ru/39675.html (дата обращения: 13.09.2024).
- Сайт Подворья Русской Православной Церкви в Японии. URL: http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/index.htm
- В Тверской области открыт памятник святителю Николаю Японскому / [Электронный ресурс] // Inform69.ru : [сайт]. — URL: https://inform69.ru/news/obschestvo/v-tverskoy-oblasti-otkryt-pamyatnik-svyatitelyu-nikolayu-yaponskomu.html (дата обращения: 13.09.2024).