Saturday, May 18, 2024

Возможности влияния Константинополя на Русскую церковь и Белоруссия как точка роста напряжённости

Имеет ли Константинополь силу в инициированном им противостоянии с Русской Православной Церковью? Имеет. Эту силу не стоит переоценивать, но и не нужно недооценивать. Сила Константинопольского патриархата состоит в том, что на всей канонической территории Русской церкви среди её мирян и духовенства имеются сторонники Фанара. Сложно дать точную оценку их численности. Все они выступают с критикой священноначалия Московского Патриархата и выражают недовольство сложившейся практикой церковной жизни. Чаще всего объектом недовольства становятся вопросы недостаточного участия белого духовенства и мирян в церковном управлении, его церковноправовые аспекты, а также вопросы материального обеспечения священнослужителей. Многие недовольные видят возможность исправления ситуации в подчинении Константинополю. Фанар представляется им идеалом церковного устройства, и его вмешательство во внутреннюю жизнь Русской церкви, согласно представлению этих людей, должно автоматически решить все её многочисленные проблемы.

По сути, речь идёт об отказе от собственных усилий по исправлению недостатков в жизни своей Матери-Церкви. Эти недостатки каким-то мистическим образом должны исчезнуть с распространением на канонической территории Русской церкви власти Фанара. На вопрос, почему так должно случиться, как правило даются многословные ответы, которые, в конечном итоге сводятся не столько к разумному обоснованию подобных мнений, сколько к вере в то, что так обязательно должно случиться. Такое мировоззрение подозрительно напоминает настроения советской интеллигенции во второй половине 1980-х годов. Советская интеллигенция тогда свято верила в то, что живёт в отвратительной и отсталой стране, и что, отказавшись от социализма и подчинившись доминированию Запада, СССР сразу же получит от Запада огромную всестороннюю помощь, и превратится в скором времени в преуспевающее государство, обеспечивающее своим гражданам свободную и богатую жизнь. Итог известен, и говорить о нём лишний раз не хочется. 

В связи темой настоящей статьи можно сказать, что общественные настроения в позднем СССР были не единственным в истории и не последним свидетельством странной склонности многих наших соотечественников к самоуничижению, неуёмной критике всего самобытного русского и вере в благотворное внешнее вмешательство. Представляется, что распространение в наши дни профанарских настроений среди части духовенства Русской церкви вполне соответствуют этой склонности. Однако такие исторические предпосылки не могут служить оправданием для поклонников Фанара, поскольку духовенство призвано быть хранителем веры и культурного кода народа, а не стоять в рядах тех, кто стремится их разрушить.

Профанарские настроения некоторой части духовенства и мирян Русской православной церкви представляют собой мягкую силу Константинопольской патриархии на постсоветском пространстве. В исследовании Русской экспертной школы эта тема частично затрагивается в § 2.5. «Либерал-православное сообщество в России, продвигающее повестку США». Она особенно продвижение проконстантинопольской (а, значит, и проамериканской) повестки для тех частей Русской церкви, которые расположены вне границ Российской Федерации. В них число сторонников Фанара в процентном отношении значительно выше, чем в российских епархиях, и общественно-политические обстоятельства не столь благоприятны для сохранения целостности Русской церкви. Подтверждение тому мы видим сегодня.

Белоруссиия как точка роста напряжённости

С одной стороны, внимание всего православного мира приковано к трагической судьбе Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Эпические картины гонений на иерархов, священников и мирян УПЦ МП действительно впечатляют, напоминая времена гонений на первых христиан. Между тем в последнее время нарастает напряжённость вокруг Белорусского Экзархата, которая угрожает дестабилизировать духовную жизнь белорусского народа и наносит очередной удар по каноническому единству Русской Церкви. 

Прежде всего нужно обратить внимание на события, которые произошли в Литве в конце марта 2023 года. 20 марта Константинопольский патриарх Варфоломей прибыл с визитом в Литву. На следующий день – 21 марта – он провёл встречи с представителями литовского правительства, руководством Католической Церкви в Литве, а также с бывшими священниками Литовской епархии Русской Православной Церкви, в начале 2023 года перешедшими в Константинопольский патриархат, с членами литовской, украинской, белорусской и греческой православных общин, которые проживают в Литве. Патриарх Варфоломей подписал с премьер-министром Литовского правительства Ингридой Шимоните соглашение о создании в этой стране новой структуры Константинопольского патриархата – епархии. Соглашение предусматривает строительство и безвозмездную аренду у государства храмовых помещений, осуществление миссионерской, просветительской и благотворительной деятельности. Согласно этому соглашению, клирики Константинопольского патриархата получат такой же правовой статус, как и священнослужители других традиционных для Литвы христианских конфессий.

На первый взгляд это событие не имеет отношения к Белоруссии. Но ряд обстоятельств говорят об обратном. Во время подписания соглашения Ингрида Шимоните, помимо прочего, заявила, что епархия Константинопольского патриархата позволит белорусам, «которые переехали в Литву из-за репрессий на родине», «исповедовать православную веру без конфликта с совестью». Без сомнения, речь идёт о формировании в новосоздаваемой епархии, так сказать, белорусского отделения, призванного стать проводником фанарского влияния на Белорусскую Православную Церковь. В долгосрочной перспективе такое влияние будет иметь глубокие канонические, духовные и политические последствия, способные привести к расколу православной церкви на территории Белоруссии.

Первые плоды действий патриарха Варфоломея в Литве уже появились. Два священника Белорусского Экзархата – Александр Кухта (Минская епархия) и Георгий Рой (Гродненская епархия) – объявили о своём переходе во Вселенский патриархат, мотивировав этот поступок неудовлетворённостью церковной жизнью в Русской Православной Церкви и несогласием с деятельностью ее священноначалия.

Если оценивать визит патриарха Варфоломея в Литву в исторической перспективе, то он означает возвращение в эту страну Константинопольского патриархата впервые после 1686 года, а значит и претензию распространить свою власть на все бывшие земли Великого Княжества Литовского, включая и территорию нынешней Белоруссии. Стремление вытеснить Русскую Православную Церковь с территорий, до 1686 года входивших в состав Киевской митрополии Константинопольского патриархата, было обозначено фанариотами ещё в конце XVIII столетия. Оно заметно усилилось в начале 1920-х годов в условиях антирелигиозной кампании, проводимой правительством СССР. В наши дни дестабилизация геополитической ситуации в мире способствует реализации этих амбиций.  

По итогам визита патриарха Варфоломея в Литву приходится ожидать создания Литовским правительством условий, при которых продолжение деятельности Литовской епархии Русской Православной Церкви станет невозможным. Вероятно, недвижимость, находящаяся в её пользовании, будет постепенно передаваться в ведение Фанара, часть православных священнослужителей перейдет в юрисдикцию Константинополя, а те, кто останутся верными Русской Церкви, при сохранении нынешних тенденций, скорее всего, будут изгнаны из Литвы. Для Белорусской Православной Церкви события в Литве будут иметь негативные последствия. Под омофор патриарха Варфоломея может перейти некоторое число её клириков (Г. Рой и А. Кухта – это лишь начало этого процесса), среди белорусского духовенства усилится пропаганда, направленная против Русской Церкви.

Нужно иметь в виду, что белорусское отделение Литовской епархии Константинопольского патриархата станет центром притяжения оппозиционных священноначалию клириков и мирян Белорусского Экзархата, у которых недовольство Русской Церковью обязательно неразрывно соединяется с недовольством строительством Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Кроме того, белорусские приходы в Литве, подчинённые Константинополю, станут площадками, на которых враждебные существующему белорусскому правительству политические силы, мечтающие о геополитической переориентации Республики Беларусь на Запад, постараются преодолевать разногласия и консолидировать свои силы. События белорусского майдана 2020 года продемонстрировали, что такая околорелигиозно-политическая смесь весьма эффективна для дестабилизации духовной и политической жизни белорусского общества.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Экклесиология Фанара, стремящаяся закрепить за Константинопольским патриархом статус «первого без равных» и позволяющая ему вмешиваться во внутренние дела других поместных православных церквей не является современным изобретением, она формировалась на протяжении столетий, поэтому ожидать быстрых изменений в отношениях Русской церкви и Константинопольского патриархата в случае изменения политической конъюнктуры не следует, напротив, противоречия будут нарастать. Преимуществом Константинополя в его противостоянии с Русской церковью является прозападная и профанарская ориентация некоторой части мирян и клира Русской церкви. Одной из наиболее уязвимых частей Русской церкви, наряду с Украинской православной церковью, является Белорусский Экзархат. Создание Литовской епархии Константинопольского патриархата может иметь далекоидущие негативные последствия для церковного единства не только внутри самой Литвы, но и для Белоруссии, подготовить почву для будущего церковного раскола.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

“Врачу, исцелися сам” (Лук 4. 23). Профессор С. В. Троицкий против “восточного папизма” Константинополя. Кострюков А. А. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: история. история Русской православной церкви. —  2019. — № 87. — С. 141-148.

Ермилов П. В. Полемика вокруг юрисдикции Константинопольского патриархата над православной диаспорой в первой половине XX века и её итоги // Религиоведение. —  2019. — № 1. — С. 16-28.

Маслов А. А. Восточный папизм: сущность и предпосылки возникновения // Труды Саратовской православной духовной семинарии. —  2023. — №1 (20). —  С. 42-58.

Александр РОМАНЧУК
Александр РОМАНЧУК
Александр Романчук - заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, кандидат богословия, председатель Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви, заместитель заведующего Центра Евразийских исследований Минского филиала Российского государственного социального университета. Протоиерей.

последние публикации