Sunday, December 1, 2024

«Schutzcorps» и антисербская клерикально-правашская мобилизация в преддверии Первой мировой войны. Ч.2.

В первом десятилетии ХХ в. хорватское национально-политическое движение четко разделилось на два течения: либерально-буржуазное и клерикальное. С инициативой создания единой хорватской политической организации в БиГ выступило либерально-буржуазное движение, которое сначала поддержали францисканцы. В начале 1908 г. было создано Хорватское народное содружество (Hrvatska narodna zajednica, ХНС) под председательством Николы Мандича, но главным организатором и идеологом Содружества являлся тузлинский адвокат Иво Пилар. Центральным утверждением программы ХНС являлся тезис о принадлежности БиГ по «государственному праву» хорватам, соответственно, самым естественным является присоединение края к хорватским территориям. В основе политической стратегии ХНС лежало убеждение в малочисленности хорватов в БиГ и в уязвимости хорватского самосознания в связи со значительным количеством переселенцев-католиков разных национальностей. Содружество выдвинуло принцип интерконфессиональности, рассчитывая привлечь на сторону хорватской национальной идеи мусульман. В целом для ХНС мусульмане являлись хорватами, язык должен был именоваться «хорватским»,  а письменность – исключительно латинской[1].

Сараевский архиепископ Й.Штадлер, напротив, считал, что основная задача хорватской политики в БиГ – объединить всех католиков без учета национальности. Безуспешные попытки взять в свои руки руководство ХНС привели Штадлера к выводу о необходимости создания собственной партии, что и было сделано в начале 1910 г. – им было сформировано Хорватское католическое объединение (Hrvatska katolička udruga, ХКО), проводившее, при поддержке австрийских социалистов и словенских клерикалов, ультраклерикальную политику. Хорватское католическое объединение утверждало, что Босния и Герцеговина является этническим и государственно-правовым пространством хорватского народа. Штадлер поддерживал идею триалистического переустройства монархии, в ходе которого «на основе принципа национальностей и государственного права» БиГ, наряду со словенскими землями, была бы присоединена к Хорватии. Отождествляя католицизм и хорватскую национальность, ХКО не являлась сторонником сотрудничества с боснийскими мусульманами. Как и ХНС, ХКО выступало за то, чтобы язык назвался «хорватским» и использовалось исключительно латинское письмо[2].

В начале ХХ в. в хорватской национальной политике в БиГ сильное влияние приобрела ультрарадикальная антисербская Чистая партия права Йосипа Франка, выдвигающая тезис об исключительно хорватском характере пространства БиГ, в котором проживает хорватский народ различных вероисповеданий. Встретив непримиримое сопротивление сербов, франковские лидеры сосредоточились на мусульманах, настаивая на их хорватской этнической принадлежности. Франковцы пропагандировали идею присоединения БиГ к Хорватии и объединения хорватских земель в монархии. Праваши БиГ сгруппировались вокруг газеты «Glas Hercegovaca» в Мостаре и герцеговинских францисканцев, находясь в состоянии перманентного конфликта с иезуитами и кругом архиепископа Штадлера[3].

Если в XIX в. в политике францисканцев в БиГ можно было обнаружить югославянские мотивы, то после ее оккупации их курс изменился. Новая доктрина францисканцев включила в себя пункты, направленные на создание «единой Великой Хорватии», в состав которой должна была войти БиГ. Однако ХКО Штадлера, собирая всех католиков «под хорватский плащ», добилось к тому времени значительных результатов по привлечению иностранцев, чиновников и переселенцев в БиГ, которые перенимали хорватскую национальную идею[4]. В результате некогда влиятельный в БиГ орден францисканцев практически растворился в борьбе со Штадлером и иезуитами, именно поэтому, стремясь отстоять свои позиции францисканский орден присоединяется к правашам[5].

В итоге все австрийская власть и католическое духовенство БиГ, действуя заодно с орденами иезуитов и францисканцев, проводили политику подавления национальных чувств, прежде всего в отношении сербов-католиков. Над православными священниками был установлен особый контроль. Был взят курс на упразднение церковно-приходских школ и общую секуляризацию начального образования. Более того, после заключения соглашения с Константинопольским патриархатом в 1880 г. император получил право назначать в провинции БиГ православных митрополитов. Подчеркнем, что до 1878 г. главным представителем общественно-политической и культурной элиты всех трех конфессиональных сообществ БиГ было духовенство. Однако после оккупации австро-венгерские чиновники и учителя начали занимать основные должности в администрации и учебных заведениях, мусульманское и православное духовенство вытеснялось, а католицизм обрел статус государственной религии. 

Однако главная проблема как для Вены, так и для католического клира не только не решалась, но напротив, разрасталась. Сербы не остались молчаливыми и покорными созерцателями своей печальной участи, а развернули масштабную борьбу за церковно-школьную автономию и право обучения детей на кириллице в церковно-приходских школах, что и было достигнуто в 1905 г. Кроме того, на переломе веков сербское культурно-просветительное направление получило новый импульс, когда после обучения в различных университетах империи в БиГ начали возвращаться выпускники – новая сербская интеллигенция. Привнесенные ею идеи получили распространение в сербском обществе, особенно они ощущались в Сараево. В основании различных национально-культурных обществ принимал ощутимое участие усиливавшийся торгово-предпринимательский слой сербского народа, и в итоге в начале ХХ в. сербское национальное движение охватило политическую, экономическую и просветительно-культурную сферу БиГ[6].

Хорватские политики тогда решили «зайти с другой стороны»: аннексия БиГ стала поводом для появления планов триалистического переустройства монархии. Как праваши, так и клерикалы Штадлера требовали «объединения Боснии и Герцеговины с Хорватией, Славонией и Далмацией в единую государственно-правовую единицу». Единственная опасность этим планам угродала со стороны сербов – и тогда Хорватское католическое объединение и Чистая партия права под руководством Й.Франка в свои программы в качестве главной цели включили положения о воспрепятствовании росту и влиянию сербского национального движения в БиГ. Однако планы хорватских кругов на триалистическую трансформацию были лишены каких бы то ни было оснований: император Франц Иосиф оставался непоколебимым сторонником дуалистической системы. В послеаннексионный период БиГ превратилась в corpus separatum короны Габсбургов с собственной конституцией и парламентом[7]

Вероятно, не рассчитывая только на политико-административные меры по борьбе с сербами, габсбургские власти в период аннексионного кризиса приступили к созданию отрядов, сформированных на добровольческой основе, состоящих из местных католиков и мусульман подназванием «Schutzcorps» именно с задачей подавления возможного восстания сербского населения. Именно тогда возникло выражение «Хорватские народные усташи», а одна из добровольческих единиц называлась «Черный легион». Не только название, но и весь дух боснийско-герцеговинских клерикальных организаций радикального типа стали идеологической и организационной основой хорватского нацизма в период Второй мировой войны.

1911 год, предшествующий Первой балканской войне, стал временем мобилизации и консолидации хорватских светских и клерикальных сил. Шагом Вены в этом направлении стал разрыв существовавшего на тот момент сотрудничества мусульманского национального движения с сербским и связывание мусульман с хорватами. Этот план удался вполне, и 31 марта 1911 г. был подписан хорватско-мусульманский пакт[8]. Сближение с мусульманами снова возродило у хорватов нереальные мечты о хорватизации мусульман в духе идей А.Старчевича о мусульманах как самой древней и чистой части хорватского народа, которую необходимо вернуть к своим «истинным корням». Тогда же епископ Иван Шарич ультимативно потребовал введения в БиГ хорватского языка в качестве официального и заявил, присоединение Боснии к Хорватии является необходимостью. По мнению Шарича, «это будет являться спасением как для хорватов, так и для мусульман, и для сербов», отметив попутно, что «в Королевстве Хорватия не будет признаваться никакого другого названия народа или символов, кроме хорватских»[9]. Это заявление вызвало бурю возмущения в саборе. Дервиш-бег Миралем заявил, что мусульмане не желают, чтобы «им читали лекции о том, к какому народу они принадлежат», и выступают против «всевозможных устремлений присоединить Боснию к Хорватии или к какой бы то ни было другой стране», а отстаивают тезис «Босния – боснийцам!»[10].

В то же время в 1911 г. изменилось отношение к сербам представителей другой хорватской партии – ХКО. Ее председатель Й.Ванцаш заявил, что «объединенное и сильное хорватское государство в рамках Гасбургской монархии принесет великую пользу не только хорватам, но и остальным славянам. Представители других национальностей в Хорватии будут пользоваться теми же правами, что и хорваты», но при этом «все они в первую очередь должны быть хорватскими гражданами, подобно тому, как венгры, словаки, сербы, румыны и т.д. – венгерские граждане»[11].

ХКО, оказавшись в изоляции не только от мусульман и сербов, но и войдя в состояние затяжного конфликта с ХНС, остро нуждалась в изменении политической тактики. Сначала последовало примирение с ХНС, а в середине 1912 г. две хорватские организации слились в одну. Чуть раньше, осенью 1911 г. в Хорватии и БиГ появилась единая правашская организация.

28 июня 1914 г. Гаврило Принцип, член национально-революционной сербской организации «Молодая Босния» застрелил в Сараево престолонаследника Франца Фердинанда. После покушения в Сараево, Завидовичах, Мостаре, Шамаце, Добое и других местах Боснии и Герцеговины прокатилась волна антисербских выступлений.

В ходе массовых антисербских погромов, организованных Чистой партией права Й.Франка, уничтожались сербские церкви, православные святыни, имущество сербских граждан (дома, культурные и общественные учреждения, типографии, редакции газет и т.д.). От погромов на территории БиГ пострадала практически каждая сербская семья. Сербы изгонялись из родных мест, особенно проживавшие вдоль границы с Сербией и Черногорией. Тогда же появилось популярное среди хорватов выражение «серба – на вербу»[12].

Итак, после аннексии БиГ наследница Партии права Анте Старчевича Чистая партия права Йосипа Франка, опираясь на руководство римско-католической церкви и духовенство в БиГ, включая францсканский и иезуитский орден, формирует проект этнической чистки сербов, включавший, помимо прочего, пункт о  формировании отдельных карательных паравоенных подразделений, таких, как «Schutzcorps». Позднее хорватский политик, депутат в парламенте Королевстве Югославии Иван Рибар публично признал наличие данной программы, подчеркнув, что изначально это был договор хорватского бана Павла Рауха и Йосипа Франка. План Франка подразумевал не только физическое изгнание или истребление сербов на пространстве БиГ, но и раскол сербско-хорватской коалиции, сложившейся в 1905 г., как самой сильной депутатской группы в хорватском саборе[13], которая единственно могла помешать клерикальным и экстремистским проектам.

Продолжение следует…


[1] Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 250.

[2] Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 250.

[3] Božić I., Čirković S., Ekmečić M., Dedier V. Istorija Jugoslavije. Beograd, 1972. S. 312.

[4] Krišto J. Katoličko priklapanje jugoslavenstva // Časopis za suvremenu povijest. Zagreb, 1992. № 24(2). S. 39.

[5] Živojinović D., Lučić D. Varvarstvo u ime Hristovo: Prilozi za Magnum Crimen. Beograd, 1988. S. 30-33.

[6] Жутић Н. Просвјетин“ либерализѕм и национализам // Часопис Архива Србије и Црне Горе. Београд, 2003. №1-2. С. 99.

[7] Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 257.

[8] Етничко чишћење Срба из БиХ до првог светског рата // РАСЕН, https://www.rasen.rs/etnicko-ciscenje-srba-iz-bih-do-prvog-svetskog-rata/

[9] Цит. по: Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 65.

[10] Цит. по: Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 66.

[11] Цит. по: Imamović M. Historija države i prava Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 2003. S. 81.

[12] Цит. по: Патковић М. Антисрпски и антијугословенски погроми у лето 1914. године // Зборник о Србима у Хрватској. Београд, 1991. Kњ. II. С. 301.

[13] Фролов В. На годишњицу “хрватске зоре” // Српски став, 9.04.2016.  https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/na-godisnjicu-hrvatske-zore/

последние публикации