Sunday, October 5, 2025

Проблематика польского национального меньшинства в Беларуси в документах Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Верховного Совета БССР (1990–1991 гг.)

Аннотация

В статье проанализированы документы фондов Национального архива Республики Беларусь, отражающие положение польского национального меньшинства в Беларуси в позднесоветский период. Делается вывод о том, что органы власти БССР положительно оценивали действия общественных объединений, направленные на удовлетворение объективных культурных запросов польского населения, в то же время указывали на опасность искусственного придания конфликтогенности национальному вопросу.

_________________________________________________________

Актуализации национального вопроса в Советской Беларуси обусловила появление специализированной структуры в составе Верховного Совета (далее – ВС) БССР. Комиссия по национальной политике и межнациональным отношениям ВС БССР была создана 1 июня 1990 г. [1, с. 61]. В фондах данного органа отложились документы, позволяющие более точно охарактеризовать природу зарождавшегося в Беларуси польского этнополитического движения. По данным переписи населения 1989 г., в Беларуси проживало около 417 тыс. поляков, 300 тыс. из которых – в Гродненской области.

1 августа 1990 г. в Комиссию по национальной политике и межнациональным отношениям ВС БССР было направлено письмо от имени руководства Польского культурно-просветительского общества (далее – ПКПО) им. А. Мицкевича (общественное объединение, возникшее в 1988 г., на его организационной основе в 1990 г. был создан Союз поляков Беларуси (далее – СПБ)), в котором содержались требования полонийной организации: предоставление помещений для кружков по изучению польского языка, свободное распространение книг на польском языке, упрощение въезда поляков, проживавших в БССР, в Польшу и др. Авторы справки об ознакомлении с состоянием возрождения национальной культуры и родного языка граждан польской национальности в связи с письмом Гродненского городского отдела ПКПО им. А. Мицкевича от 1 августа 1990 г. в ВС БССР (председатель Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям М.А. Слемнев, заместитель председателя М.В. Жебрак, старший научный сотрудник Института языкознания им. Якуба Коласа Академии наук БССР В.Л. Веренич, старший референт Секретариата ВС БССР И.И. Степура) отмечали, что ПКПО им. А. Мицкевича искусственно обостряло отношения с руководством Гродненской области, в то время как отношения между белорусами и поляками были доброжелательными. В документе сообщалось, что межнациональные отношения не вызывали беспокойства, более того, польская часть населения одобрительно оценивала внимание к ней партийных комитетов, советских органов [2, л. 63].

14–17 августа 1990 г делегация в составе М.В. Жебрака, В.Л. Веренича и И.И. Степуры посетила с рабочей поездкой Островецкий, Вороновский и Гродненский районы Гродненской области для изучения межнациональных отношений в данных регионах. Посещение первых двух из указанных районов было обусловлено действиями отдельных представителей интеллигенции Литвы по разжиганию сепаратистских настроений в близлежащих регионах Беларуси [3]. В аналитической записке, составленной по результатам поездки, особое внимание уделялось языковой проблеме. Отмечалось, что далеко не всеми лицами, идентифицирующими себя как этнические поляки, в быту использовался польский язык. Кроме того, какого-либо массового движения, направленного на развитие польскоязычного образования, в Гродненской области не наблюдалось. Сообщалось, что в Вороновском районе поляки (составляли более 80 % населения) разговаривали преимущественно на простом, это значит белорусском диалектном, языке [2, л. 67].

В аналитической записке была приведена подробная характеристика языковой ситуации в Гродненском районе. Сообщалось, что по языковой практике места компактного проживания поляков Гродненского района можно было разделить на две группы. К первой относились населенные пункты из северо-западной части района: г.п. Сапоцкин, д. Соничи, Василевичи, Голынка, Вулька, Калеты и др. Тут основным языком был польский, а белорусский и русский выступали как дополнительные. На территории же основной части района (например, д. Ратичи, Заречанка, Лойки, Поречье, Новая Руда, Индура, Одельск и др.) польский и русский языки использовались в разной степени, но основным языком тут был «простой», то есть местный диалект белорусского. Подчеркивалось, что этноязыковая ситуация в регионе была чрезвычайно сложной и недостаточно изученной [2, л. 69]. Отмечалось, что имевшиеся возможности получения образования на польском языке и активизация религиозной жизни удовлетворяли абсолютное большинство польского населения района. Авторы аналитической записки отмечали, что польское население было удовлетворено нормализацией функционирования костела и возможностью изучения польского языка в школе. Только в Сапоцкинской средней и Сонницкой неполной средней школах ставился вопрос о преобразовании их в школы с польским языком обучения [2, л. 69].

Г.п. Сапоцкин. Источник: https://grodnonews.by/upload/medialibrary/134/134007f1ea6f01708ecfb02246cf7416.jpg

24 сентября 1990 г. на заседании Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям ВС БССР рассматривалось открытое письмо ПКПО им. А. Мицкевича, в котором содержался ряд требований к органам власти БССР (прекратить «антипольскую кампанию» в прессе, обеспечить ПКПО им. А. Мицкевича помещением, содействовать развитию сети польскоязычных школ, дать возможность активистам польского этнополитического движения выступать на телевидении и др.). Обращает на себя внимание требование прекратить богослужение в костелах на белорусском языке [2, л. 8]. Активисты польского этнополитического движения болезненно реагировали на попытки оспорить устоявшийся стереотип «католик – значит поляк». Приглашенный участник заседания Комиссии, известный филолог-полонист В.Л. Веренич в своем выступлении в целом положительно оценил рост польскоязычного образования в Беларуси, но отметил, что внедрять польский язык надо было постепенно и ненавязчиво, учитывая, что основная масса поляков республики говорила в то время на белорусском языке [2, л. 8].

4 декабря 1990 г. состоялось очередное заседание Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям ВС БССР, полностью посвященное положению польского национального меньшинства. На заседание были приглашены активисты СПБ (председатель Т.Ф. Гавин, член организации В.В. Малашевич), заместитель председателя Гродненского облисполкома Н.Е. Колоцей, начальник управления народного образования Гродненского облисполкома А.С. Савчик, первый заместитель Министра культуры БССР В.А. Гилеп, работники Министерства народного образования и др. Т.Ф. Гавин озвучил претензии в адрес органов власти в связи с недостаточным обеспечением помещениями городских и районных отделов СПБ, отказом в разрешении возведения памятников деятелям польской культуры, низким уровнем польскоязычных передач на радио и телевидении и др. [2, л. 45].

Информация специалистов, озвученная на заседании 4 декабря 1990 г., показывает, что активисты польского этнополитического движения намеренно заостряли проблему, прибегая к типичным приемам искусственной политизации этничности. Так, А.А. Савчик представил сведения об организации преподавания польского языка в Гродненской области. С сентября 1988 г. польский язык изучался в 15 школах области в рамках кружковых занятий, в третьем классе школы в д. Лососно Гродненского района – как учебный предмет. Чиновник отмечал, что переход к изучению польского языка в качестве учебного предмета, начатый в 1990 / 1991 учебном году, не встречал энтузиазма со стороны школьников и их родителей. А.А. Савчик сетовал на трудности в городских школах, где нельзя было иметь полноценные польскоязычные классы из-за малого количества желающих. В ряде случаев даже в городах (Гродно, Мосты и др.) находилось всего 1–5 учащихся, изъявивших желание изучать польский язык [2, л. 56]. Далее А.А. Савчик на конкретном примере продемонстрировал необоснованность требований Т.Ф. Гавина и его единомышленников. Отмечалось, что ПКПО им. А. Мицкевича ставило вопрос об открытии польской школы в Гродно. Имелось в виду, чтобы обучение велось всем предметам на польском языке. На 1 сентября 1990 г. в Гродно заявлений от родителей, желавших такой образовательной практики для своих детей, было всего три [2, л. 58]. Подобные эпизоды нашли отражение на страницах крупнейшей областной газеты «Гродненская правда», редакционная политика которой в отношении польского национального меньшинства была в целом благожелательной. Так, в одной из заметок прямо признавалось, что открытие польского класса в упомянутой школе д. Лососно произошло вследствие давления администрации учебного заведения на родителей, сомневавшихся в необходимости такой меры [3, с. 3]. К концу учебного года число желавших изучать польский язык в данной школе уменьшилось более чем в два раза [4, с. 2]. Секретарь Мостовского районного комитета Ленинского Коммунистического союза молодежи Белоруссии А.Г. Махнач в своем выступлении на пленуме Мостовского районного комитета Коммунистической партии Белоруссии 26 декабря 1989 г., анализируя ситуацию в образовательной сфере района, рекомендовал впредь «не открывать изучение польского языка, если есть 2–3 желающих» [5, л. 86].

В другой информационной записке об изучении польского языка в БССР, озвученной на заседании Комиссии 4 декабря 1990 г., сообщалось о довольно интенсивном развитии сети школ с изучением польского языка в позднесоветский период. Если в 1988 / 1989 учебном году польский язык изучали 989 человек в 25 школах Гродненской области (в форме кружков), то в следующем учебном году – уже 6330 человек в 135 школах. В 1990 / 1991 учебном году польский язык стал преподаваться также в Брестской области (671 ученик), Минской области (137 учеников), Минске (80 учеников). Больше всего учеников (8252) изучали польский язык в Гродненской области. При этом более 1100 человек в Гродненской области изучали польский язык как отдельный предмет. Сообщалось, что значительную помощь в организации польскоязычного образования в Беларуси оказывала ассоциация «Вспульнота польска» (формально неправительственная организация, функционирующая с 1990 г. под эгидой Министерства иностранных дел и парламента Польши), действовавшая в тесном контакте с СПБ. «Вспульнота польска» к концу 1990 г. при посредничестве СПБ передала в школы Беларуси более 34 тыс. учебников на польском языке, в 1990 г. организовала стажировку 25 учителей польского языка из Беларуси в высших учебных заведениях Польши (стажировку еще 125 учителей оплачивало Министерство образования Польши). Власти Советской Беларуси также предпринимали меры для подготовки учителей польского языка. С 1989 г. 50 студентов изучали польскую филологию в Гродненском государственном университете, ускоренная подготовка учителей польского языка из числа учащихся выпускных курсов также велась в Волковысском педагогическом училище [2, л. 50–54].

Эмблема организации «Вспульнота Польска». Источник: https://www.bem.hu/wp/wp-content/uploads/2021/03/wspolnota_polska_logo-1024×1024.png

По результатам заседания Комиссии 4 декабря 1990 г. было принято решение о частичном финансировании печатного органа СПБ, рекомендации исполнительным органам областного и городского уровней решить вопрос обеспечения помещениями отделений организации, содействии развитию польскоязычного образования, обеспечении библиотек книгами на польском языке и др. [1, с. 61–62]. Таким образом, большинство требований СПБ было удовлетворено, информация о каких-либо деструктивных проявлениях деятельности данной организации не озвучивалась.

В 1991 г. активисты польского этнополитического движения неоднократно обращались в Комиссию по национальной политике и межнациональным отношениям в связи с обсуждением законопроекта, призванного регулировать положение национальных меньшинств. Так, в письме Т.Ф. Гавина от 12 июля 1991 г. декларировалась необходимость создания отдельных национальных административно-территориальных единиц (таким образом, предлагалось использовать опыт государственного строительства в Советской Беларуси 1920-х – 1930-х гг.), развития сети учреждений образования на языках национальных меньшинств (от детских садов до высших учебных заведений), введения должности уполномоченного представителя национального меньшинства при органах местного управления и самоуправления (предполагалось, что мнение данных лиц должно было учитываться при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы национальных меньшинств) [7, л. 95–96]. Кроме того, Т.Ф. Гавин в своем письме позиционировал поляков в Беларуси в качестве жертв насильственной ассимиляции, утверждая, что при выдаче паспортов молодежь испытывала на себе давление в вопросе выбора польской национальности [7, л. 99]. Стоит отметить, что агитационная работа польских институций в Беларуси включала призыв, адресованный всем католикам, требовать в органах ЗАГС изменения в документах сведений о национальности (указания польской национальности). Об этом сообщалось, в частности, в аналитической записке, подготовленной сотрудниками Прокуратуры БССР для Первого секретаря ЦК КПБ Е.Е. Соколова (22 октября 1990 г.) [8, л. 44].

Т. Гавин. Источник: https://grafik.rp.pl/g4a/1009990,538801,9.jpg

Таким образом, документы Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям ВС БССР свидетельствуют, что «польский вопрос» в 1990–1991 гг. активно обсуждался в законодательном и представительном органе Советской Беларуси. По большинству предложений, озвученных активистами польского этнополитического движения и имевших объективные основания, Комиссия принимала положительные решения. В то же время в деятельности полонийных организаций в Беларуси (ПКПО им. А. Мицкевича, СПБ) имелись проявления искусственной политизации этничности, которая выражалась в неуместной гиперболизации проблемы удовлетворения национально-культурных запросов поляков Беларуси.

Литература

1. Пушкін, І. А. Нацыянальныя супольнасці Беларусі: грамадска-палітычная і культурна-асветніцкая дзейнасць (1990–2005 гг.) : манаграфія / І. А. Пушкін. – Магілёў : МДУ імя А.А.Куляшова, 2007. – 206 с.

2. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 968. Оп. 1. Д. 4089.

3. Казак, О. Г. Литовская «мягкая сила» как фактор обострения межнациональных отношений в Советской Беларуси периода перестройки / О. Г. Казак // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2024. – Вып. 24 : в 4 ч. – Ч. 1. – С. 165–171.

4. Котский, В. Возвращение ценностей. В области действует культурно-просветительское общество им. А. Мицкевича / В. Котский // Гродненская правда. – 1989. – 25 января. – С. 3.

5. Круглый стол «Гродненской правды». Межнациональные отношения: пять часов размышлений // Гродненская правда. – 1989. – 6 апреля. – С. 2.

6. Государственный архив общественных объединений Гродненской области. – Ф. 14. Оп. 64. Д. 2.

7. НАРБ. – Ф. 968. Оп. 1. Д. 4094.

8. НАРБ. – Ф. 4п. Оп. 156. Д. 775.

Олег КАЗАК
Олег КАЗАК
Казак Олег Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета

последние публикации