Sunday, December 1, 2024

Вена и Св. Престол в Первой мировой войне: курс на ликвидацию сербской духовности, культуры и национального самосознания. Ч.1.

28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Королевству Сербия.

Одной из первых мер Вены стало объявление сербов ненадежными политическими элементами. Несколько дней спустя после объявления войны командующий Австро-Венгерской армией Либериус Франк в Брчко издал приказ, который гласил: «Солдаты, вам милостивый император поручил вторгнуться в Сербию и захватить эту страну авантюристов и разбойников. Ваш долг – уничтожить собственность, всех мужчин и женщин этой несчастной страны. Всякий, кто будет проявлять наименьшее милосердие к злодеям, я буду безжалостно наказывать, и поэтому вы должны безоговорочно исполнять мой приказ»[1]. При развертывании сербского фронта австро-венгерским солдатам было приказано не проявлять милосердия к врагу, даже к гражданским лицам, особенно к учителям, государственным служащим и священникам. Обозначение сербов ненадежными политическими элементами должно было оправдать репрессивные меры, направленные против сербского народа и его национальных институтов и организаций.

Со стороны Австро-Венгрии это была не оперативная реакция на события, а заблаговременно планируемые действия: из австрийских документов, в первую очередь военных, следует, что репрессивные меры против сербов в Боснии и Герцеговине начались еще до начала войны, сразу после предъявления сербскому правительству ультиматума[2].   

Начальник Генерального штаба Конрад фон Гётцендорф 16 июля 1914 г. поручил военному министерству Вены арестовать всех политически неблагонадежных лиц независимо от того, существует ли для их ареста конкретная причина. Более того, Гётцендорф придерживался мнения, что сербская интеллигенция должна быть уничтожена[3]. В тот же день, 16 июля 1914 г., Конрад фон Гётцендорф провел совещание с лидерами правашско-франковской группы в Боснии и Герцеговине А.Хорватом и Й.Франком[4]. Детали этой встречи неизвестны, однако известны последствия. На территории Хорватии, Славонии, Далмации и Боснии и Герцеговины в течение июля-августа 1914 г. прошли массовые сербские погромы, в ходе которых уничтожались сербские церкви, православные святыни и имущество сербских граждан (дома, культурные и общественные учреждения, типографии, редакции газет и т.д.). Инициаторами актов вандализма и преследований сербов выступили именно франковцы и хорватские клерикалы. Сербия и сербский народ обвинялись ими в убийстве престолонаследника, в «великосербской гегемонии» и «великосербском национализме», которые «прикрываются лозунгами югославянского объединения». Опасность, по мнению франковцев, заключается в «фатальном влиянии сербско-хорватской прессы» («сербофильской пропаганды») «на хорватскую молодежь католического вероисповедания». Франковские легионеры совершали нападения не только на сербов, но и на хорватов, мнение которых не совпадало с декларируемой партией программой, в том числе и на югославянски ориентированных.

27 июля 1914 г. весть о мобилизации в Сербии достигла Загреба, франковцы совместно с клерикалами вновь организовали вооруженные демонстрации и совершили ряд нападений на сербское население и его имущество[5]. Правашская газета «Hrvatska» подчеркивала, что франковские акции – это «результат пробуждения хорватского сознания», «Партия права единственная сохраняет истинный хорватский дух, борется за хорватское имя, хорватский язык и хорватские интересы»[6]. Антисебские демонстрации под руководством франковцев прошли в Загребе, Завидовачах, Мостаре, Шамце, Добое. В Опузине франковцы разрушили древнюю сербскую православную церковь, в Габели православная церковь была практически стерта с лица земли, в храме Любушки были уничтожены все древние иконы. В Петриньи франковцы уничтожили имущество сербских граждан, этот погром был хорошо спланирован и не напоминал спонтанную акцию. В Далмации, Омбе и Метковиче католическое духовенство и франковцы возглавили ряд настолько массовых антисербских демонстраций, что в результате сербы вынуждены были приступить к организации в селах отрядов народной самообороны. Организаторами антисербских демонстраций в Сплите были приходские священники окрестных сел. Франковцы в Дубровнике организовали нападения на сербские учреждения, в Загребе во время демонстраций они выкрикивали изобретенные лозунги: «Сербы – убийцы!», «Истребите сербов!». После удаления из сабора, где их представители выступили с подобными антисербскими заявлениями, они выразили надежду, «что сабор будет распущен»[7]. Издание «Vrhbosna» красноречиво и показательно провозгласило, что «всякий, кто распространяет идеи хорвато-сербского единства, является врагом католической церкви»[8]. В период антисербских погромов в Боснии и Герцеговине имущество сербского населения было уничтожено на сумму 10 миллионов крон, от погромов пострадала практически каждая сербская семья. В вандальском походе против сербов, по отзывам сербской газеты «Браник», истинным организатором являлась римско-католическая иерархия: «Духовная паства печально известного иезуита, боснийского архиепископа Й.Штадлера, ослеплена животной ненавистью к сербам, годами проповедуемой Штадлером среди замороченной массы верующих-католиков, которая прорвалась тогда, когда Штадлер и его соучастники поняли, что сербы в один момент остались без какой-либо защиты…»[9].  

Относительно развертывания событий после сараевского убийства барон Риттер, баварский уполномоченный при Ватикане, после состоявшегося разговора между ним и государственным секретарем Ватикана, кардиналом Мэри дель Валом, 26 июля 1914 г. направил телеграмму в Мюнхен, в которой указал, что «Папа одобряет жесткое выступление Австрии против Сербии. Он не переоценивает русскую и французскую армию в случае войны против Германии. Кардинал, государственный секретарь, выражает надежду, что Австрия в этот раз не уступит и уничтожит своей армией иностранную агитацию, которая привела к убийству престолонаследника. В настоящих условиях она серьезно угрожает существованию Австрии. Все это подтверждает, насколько велик страх Курии перед панславизмом»[10].

29 июля 1914 г. из Ватикана в Вену была отправлена депеша, адресованная австро-венгерскому министру иностранных дел. Ее автором был австро-венгерский посланник при Ватикане граф Мориц Паллфи. Этот документ, впервые опубликованный в 1926 г., отражает позицию Пия Х в связи с кризисом в отношении Австро-Венгрии и Сербии. Он также вызвал острую полемику, в которой официальная ватиканская и остальная католическая пресса утверждала, что он не является аутентичным. Однако он сохранился в венском государственном архиве, его аутентичность была доказана рядом исследователей и полностью приводится в «Magnum crimen» В.Новака[11]. В этой депеше сообщается, что «…Когда я два дня назад посетил государственного секретаря, кардинала, беседа естественным образом обратилась к серьезным проблемам, которые сегодня беспокоят Европу. В замечаниях его святейшества не было заметно особого благодушия или умиротворенности. Ноту, адресованную Сербии, он охарактеризовал как очень резкую, но безоговорочно ее одобрил, выразив надежду, что монархия пойдет до конца. Конечно, заявил кардинал, это плохо, что Сербия не наказана менее болезненными средствами, поскольку ранее это можно было сделать без серьезных последствий. В течение последних лет его светлость многократно выражал свое сожаление о том, что Австро-Венгрия упустила возможность наказать своего опасного дунайского соседа. Может возникнуть вопрос, по каким причинам римско-католическая церковь проявляет такую воинственность?… Ответ предельно прост. Папа и курия рассматривают Сербию как заразную болезнь, которая постепенно разъедает монархию до сердцевины и со временем ее уничтожит. Австро-Венгрия была и остается католической державой par exellence … Разрушение этой опоры для церкви означало бы потерю мощной поддержки; в своей борьбе с православием она потеряла бы своего влиятельного поборника…»[12].

Идея «святой» войны, нового «крестового похода» против Сербии с целью уничтожения ее как суверенного государства была поддержана практически всем хорватским католическим клиром. В этом аспекте заявления представителей Римской курии и хорватских клерикалов взаимно дополнялись. В то время, как Мэри дель Вал, государственный секретарь Ватикана, говорил о «разрушительной болезни», исходящей со стороны сербского народа и инициированной им «югославянской пропаганды», Боснийский архиепископ Йосип Штадлер указывал, что корни этой болезни необходимо искать в слишком большой свободе, которой пользовались либеральные сербофильские газеты. Ватикан стремился под любым предлогом не признавать за Сербией права быть центром югославянского объединения в соответствии с декларацией сербского правительства о военных целях, Штадлер характеризовал предполагаемый югославянский союз как самую грозную опасность для монархии Габсбургов и предлагал противопоставить югославянской политике Сербии объединенные усилия Римской курии, властных структур империи и католического духовенства[13].

Продолжение следует…


[1] Milošević Borivoje Krvavo ljeto 1914. godine // Koreni. 14.07.2021. https://www.koreni.rs/krvavo-ljeto-1914-godine/

[2] Kazimirović Vasa Koncentracioni logori grobnice našeg naroda: Posebne nagrade i odlikovanja za počinioce zločina nad Srbima. Iz knjige “Srbija i Jugoslavija” 1914-1945″, Prometej, Novi Sad // Новости.рс. 03.07.2024. https://www.novosti.rs/drustvo/vesti/1383423/koncentracioni-logori-grobnice-naseg-naroda-posebne-nagrade-odlikovanja-pocinioce-zlocina-nad-srbima

[3] Kazimirović Vasa Koncentracioni logori grobnice našeg naroda: Posebne nagrade i odlikovanja za počinioce zločina nad Srbima. Iz knjige “Srbija i Jugoslavija” 1914-1945″, Prometej, Novi Sad // Новости.рс. 03.07.2024. https://www.novosti.rs/drustvo/vesti/1383423/koncentracioni-logori-grobnice-naseg-naroda-posebne-nagrade-odlikovanja-pocinioce-zlocina-nad-srbima

[4] Архив Југославије. Фонд 80 „Zbirka Jovana Jovanovića Pižona». Фасцикла 51.

[5] Ћоровић В. Црна књига: патње Срба Босне и Херцеговине за време светског рата 1914-1918. Београд Сарајево, 1920. С. 25-35.

[6] Цит. По: Патковић М. Антисрпски и антијугословенски погроми у лето 1914. године // Зборник о Србима у Хрватској. Београд, 1991. Књ. IV. С. 291.

[7] Патковић М. Антисрпски и антијугословенски погроми у лето 1914. године // Зборник о Србима у Хрватској. Београд, 1991. Књ. IV.  С. 293-295.

[8] Патковић М. Антисрпски и антијугословенски погроми у лето 1914. године // Зборник о Србима у Хрватској. Београд, 1991. Књ. IV.  С. 302.

[9] Патковић М. Антисрпски и антијугословенски погроми у лето 1914. године // Зборник о Србима у Хрватској. Београд, 1991. Књ. IV.  С. 297-298.

[10] Brzojavka barona Rittera 26. jula 1914 // Novak V. Magnum Crimen. Pola veka klerikalizma u Hrvatskoj.  Beograd, 1986. S. 22.

[11] Depeša M.Palffy 29. jula 1914  // Novak V. Magnum Crimen. Pola veka klerikalizma u Hrvatskoj.  Beograd, 1986.  S. 21-22.

[12] Vatikan i Jugoslavija: Zbirka dokumenata. Beograd, 1953. S. 144-145.

[13] Živojinović D. Vatican, Srbija i stvaranje jugoslovenske drzave 1914–1920. Beograd: Nolit, 1980. S. 75-77.

последние публикации