Текущий год оказался весьма обильным на памятные даты и юбилеи. В феврале белорусская историческая общественность отметила 185-летие Полоцкого церковного собора, решением которого около полутора тысяч униатов вернулось в лоно Православной Церкви Беларуси. 11 апреля в стенах Минской духовной академии прошла конференция, посвященная 200 – летию выхода в свет «Белорусского архива древних грамот», первого сборника документов по истории Беларуси, собранного и изданного белорусским историком и археографом протоиереем Иоанном Григоровичем.
2 октября 2024 г. года мы будем вспоминать имя и труды историка, жизнь которого в основном была связана с Витебском Алексея Парфеновича Сапунова.
Нельзя сказать, что личность и двадцатилетняя научная деятельность А.П. Сапунова не получили внимания со стороны исследователей. Большой вклад в изучение творческого наследия историка внесли именно витебские историки и архивисты. Интерес к личности и трудам А.П. Сапунова выразился в серии различных научно-краеведческих конференций, чтений и семинаров, посвященных памяти витебского историка, а также появлении ряда монографических исследований, воссоздающих его биографию. Однако церковная проблематика в научном наследии А.П. Сапунова, вклад историка в изучение православного наследия Беларуси еще ждут своего исследователя.
Исторические взгляды А. П. Сапунова сформировались в период его учебы на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Среди преподавателей, оказавших несомненное влияние на будущего исследователя церковной истории Беларуси, следует назвать таких выдающихся ученых как филолог и этнограф И. Срезневский, литературовед М. Сухомлинов, византист В. Василевский, историк К. Бестужев-Рюмин. Но наиболее заметное воздействие на становление исторических воззрений А.П. Сапунова оказал известный славист, научный руководитель первых самостоятельных изысканий А. П. Сапунова – проф. В. И. Ломанский. Именно под его руководством молодой исследователь изучал сведения о балтских славянах, содержащиеся в хронике Адама Бременского. Исследовательская школа, освоенная А. П. Сапуновым в Санкт-Петербургском университете, особенно способность критического анализа используемых источников, дала возможность А. П. Сапунову стать объективным и скрупулезным исследователем. Однако в выборе научной проблематики А. П. Сапунов руководствовался прежде всего интересом к прошлому родного края, который был, по мнению будущего историка, изучен хуже, чем «<…> … история… <…> всех Людовиков, всех Генрихов, всех Карлов…» .
Исторические труды А. П. Сапунова неразрывно связаны с Полоцко-Витебской стариной. Уже будучи известным и признанным ученым, вспоминая начало своей исследовательской деятельности, историк писал: «Белоруссия – край курганов, городищ, замчищ – край, где чуть ли не на каждом шагу вы встретите следы минувшего. Но все это мало научным образом разработано. Одним словом, во всех образцах изучения Белоруссии существует масса весьма существенных пробелов. <…> Жатва, таким образом, велика, делателей же пока мало»[1].
Среди этих «делателей» А. П. Сапунову принадлежит одно из наиболее почетных мест. Глубокий интерес к краеведению у А. П. Сапунова всегда поднимается до уровня осмысления роли Беларуси в истории восточного славянства в целом. Наиболее существенное место среди его разысканий принадлежит церковно-историческим исследованиям, что, несомненно, было связано с его религиозными воззрениями[2]. История Полоцкой епархии, ее храмов, монастырей и икон, по словам А. П. Сапунова, для любого верующего является не чем иным, как «святыней полоцкой и духовной, русско-исторической».[3]
Свои изыскания по истории родного края исследователь начинает со сбора источников в архивах Свято-Троицкого Маркова монастыря, городской Думы, статистического комитета. На его рабочем столе появляются «Акты Западной России», «Белорусский архив древних грамот», «Книги посольские Литовской метрики», хроники Стрыйковского, Гваньини, Русова и др. Историк внимательно изучает труды своих предшественников и современников. Собранный А. П. Сапуновым материал лег в основу сборника «Витебская старина», который был задуман в шести томах. Из них удалось напечатать только три – I, IV и V. Работа над другими томами велась, но закончена не была.
Уже в первом томе «Витебской старины» А. П. Сапунов публикует сведения по церковной истории края: строительстве кн. Ольгой православных храмов в Витебске и возведении преподобной Евфросинией Полоцкой Спасского храма[4]. Более подробно в книге представлен «униатский период». Автора привлекали своей неизученностью притеснения православного населения и православного духовенства со стороны униатов и польских властей, настроения населения Витебска в период насаждения унии, история Полоцкого церковного собора 1839 г. Здесь же публикуются документы о деятельности униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, в частности, известное послание канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги от 12 марта 1622 г.[5]. Большую ценность представляют документы по истории Свято-Троицкого Маркова монастыря. Они знакомят читателя с основанием обители, грамотами, данными ей Святейшим Патриархом Никоном в 1653 г., митрополитом Стефаном (Яворским) в 1715 г., Св. Синодом в 1723 г. В одиннадцатом разделе тома автор публикует списки всех преосвященных епископов полоцких, настоятелей православных монастырей.
Церковная проблематика преобладает и на страницах IV тома «Витебской Старины», хотя этот том в большей степени, чем другие содержит материалы по гражданской истории Полоцко-Витебской земли[6].
Испытывая большие материальные затруднения с изданием «Витебской старины», А. П. Сапунов, тем не менее, нашел возможность выпустить пятый том издания.[7] Он был приурочен к 50-летию Полоцкого церковного собора, который Православная Церковь торжественно отмечала в 1889 г. В предисловии к изданию А. П. Сапунов писал: «Излишне доказывать громадное значение этого события не для одной только Белоруссии: это величайшее событие вселенской церкви в последнее время. <…> много, много еще пройдет времени, прежде чем можно будет коснуться какой бы то ни было стороны жизни нашего края, не затрагивая вопроса религиозного»[8]. Материал, вошедший в книгу, был взят автором из архивов Полоцкой духовной консистории и Витебского губернского правления[9]. Том открывает «Краткий очерк исторических судеб Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX в.»[10]. Это было первое в истории Русской Православной Церкви монографическое исследование о старейшей православной епархии Беларуси. Кроме фактов, связанных с основными событиями в жизни епархии, в работе приводятся ценные биографические сведения о всех Преосвященных, которые были связаны с Полоцкой кафедрой: епископах Полоцких, архиепископах Полоцких и Витебских; Полоцких и Великолуцких; Полоцких, Витебских и Мстиславских; Могилевских и Полоцких; Белорусских и Могилевских; Могилевских и Витебских; Полоцких и Виленских. За этим списком следует перечень Полоцких униатских архиепископов. Все материалы, приводимые автором, подкрепляются многочисленными ссылками на источники. В книге опубликовано 475 документов, переведенных с латинского, польского и итальянского языков. Все они были впервые введены в научный оборот. Наиболее важные из них автор без перевода поместил в приложении[11]. В настоящее время, когда оригиналы многих документов, в силу разных обстоятельств утрачены, материалы «Витебской старины» приобретают бесценный характер. Печатая на страницах «Витебской старины» различные документы, связанные с историей Православия, А. П. Сапунов осознавал значение этих публикаций для изучения истории Православной Церкви. Еще за два года до торжеств, связанных с юбилеем Полоцкого церковного собора, А.П. Сапунов писал: «<…> Несмотря на то, что много документов, особенно древних, погибло (и униаты, и католики с усердием, достойным лучшего дела, и искажали, и даже уничтожали, как это мы и укажем впоследствии, документы, свидетельствующие о древности и силе православия в нашем крае), несмотря, говорю, на все это, добросовестное изучение уцелевших и ныне печатаемых документов наглядно доказывает, что сильная струя православия то суживалась, то расширялась, словно источник живой воды, по дебрям унии, пока, наконец, не был окончательно смыт с лица нашего многострадального края весь этот наносный сор. <…> Всякий, кто изучит исторические документы, увидит, как глубоко справедливы следующие слова нашего белоруса, профессора Михаила Осиповича Кояловича: «История воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью, – говорит он, – начинается с того самого времени, как введена в польском государстве уния». И далее: «Мысль об уничтожении унии <…> родилась вместе с унией»»[12]. Таким образом, задача историка состояла в стремлении как можно более правдиво и последовательно отобразить историю Православной Церкви на Полоцко-Витебских землях. До сегодняшнего дня не утратила своего значения работа А. П. Сапунова о Спасо-Евфросиниевском женском монастыре[13], самостоятельной частью которой является раздел, посвященный кресту преподобной. Кроме древнего Спасо-Евфросиниевского монастыря внимание исследователя привлек Полоцкий Софийский собор[14], исторический очерк о котором представляет как его «православный», так и «униатский» период. Логическим продолжением этих исследований стала публикация «Жития преподобной Евфросинии, княжны Полотския»[15]. Полоцким Богородичным иконам, имевшим особое почитание в Полоцко-Витебском крае, посвящена работа А. П. Сапунова «Древние иконы Божьей Матери в Полоцкой епархии»[16]. Повествование об образах излагается на фоне краткого исторического обозрения тех храмов или монастырей, в которых они на тот период находились. Православным историком были описаны Казанская икона Божьей Матери Витебского Свято-Троицкого монастыря, Эфесская (Торопецкая) икона, присланная преподобной Евфросинии в Полоцк как дар и благословение от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга и императора Мануила Комнина. Кроме этих икон в пределах Полоцкой епархии было еще несколько довольно древних и чтимых образов Божьей Матери. Среди них – Замковая в г. Велиже, Цесарская в Усвятах и др.
Исторические судьбы Православия, история и смысл церковной унии, ее насильственное распространение и, в конечном итоге, упразднение оставались предметом внимания исследователя на протяжении всей его жизни. Такие труды А. П. Сапунова, как «Торжество православия»[17] и «Судьба православия в Полоцкой епархии»[18], содержат сведения, ныне утраченные (например описание памятной медали, вышедшей в год Полоцкого церковного собора). Поэтому работы витебского историка являются одновременно и источником по истории Православной Церкви Беларуси. Работы А. П. Сапунова имеют не только научно-исследовательский, но и научно-популярный характер. Создавая свои труды, А. П. Сапунов ставил целью показать читателям всю важность и первостепенное значение Православия в истории белорусского народа. Доказательством этого служат древнейшие православные святыни Полоцкой Руси. Уния в его представлении – противоестественное явление в религиозной жизни населения Западной Руси.
Высокую оценку работам Сапунова дал известный историк В. К. Стукалич. По его мнению, книги историка «имели большой успех, шли навстречу местному религиозному чувству и удовлетворяли естественный интерес к истории местных святынь. <…> …некоторые из этих брошюр составлены очень живо, издавались по нескольку раз, разошлись в массе экземпляров и проникли в народ»[19].
Анализ историко-церковных исследований А. П. Сапунова показывает, что историку ближе всего две темы. Первая связана с воссозданием истории Православия на Полоцко-Витебских землях, что и предопределило тематику его многочисленных работ. Другим предметом изучения стала история церковной унии, ее значение в исторических судьбах населения белорусских земель. Однако и проблемы, прямо не связанные с Православием, по своему внутреннему содержанию, по своему духу являются столь же «церковными». Можно сказать, что «церковно» все научное наследие А. П. Сапунова. Заслуга историка перед потомством состоит не столько в том, что ученый возродил историю Полоцкой епархии, историю ее святости, сколько в том, что он показал, как ее следует изучать, как следует изучать святыни, которые, казалось, были утрачены навсегда.
[1] Государственный архив Витебской области (ГАВО). – Фонд 204. – Оп.–1. – Д.173. –Лл. 42 – 43.
[2] Религиозные чувства А. П. Сапунова сформировались в семье и в местной сельской школе (скорее всего, в Усвятском народном училище), где он получил первоначальное образование. Во время учебы в Витебской гимназии по предмету «Закон божий» он имел неизменно отличную оценку, был певчим в архиерейском хоре.
[3] Сапунов, А. Полоцкий Спасо- Евфросиниевский девичий монастырь / А. Сапунов. – Витебск, 1888. С. 1.
[4] Сапунов, А. Витебская старина / А. Сапунов. – Витебск, 1883. – Т.I. С. 455.
[5] Там же. С. 218.
[6] Сапунов, А. Витебская старина / А. Сапунов. – Витебск, 1885. – Т. IV. – С. III.
[7] Сапунов, А. Витебская старина / А. Сапунов. – Витебск, 1888. – Т. V. – С. III.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Сапунов, А. Краткий очерк исторических судеб Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX в.» / А. Сапунов. – Витебск, 1888.
[11] Абрамова, И. Историк Витебской земли / И. Абрамова // Витебский курьер. – № 27(443). – 10 апреля 1998.
[12] ПЕВ.1897, №5. – С. 171-173.
[13] Сапунов А. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий монастырь / А. Сапунов. – Витебск, 1888.
[14] Сапунов А. Полоцкий Софийский собор / А. Сапунов. – Витебск, 1888.
[15] Сапунов А. Житие преподобныя Евфросинии, княжны Полотския / А. Сапунов. – Витебск, 1888.
[16] Сапунов А. Древние иконы Божьей матери в Полоцкой епархии / А. Сапунов.– Витебск, 1888.
[17] Сапунов А. Торжество православия / А. Сапунов. – Витебск, 1889.
[18] Сапунов А. Судьба православия в Полоцкой епархии / А. Сапунов // ПЕВ. – 1889. – №10. С. 1 – 23. (Отд. изд.: Витебск, 1889).
[19] Стукалич, В. К. К 25-летию его литературной деятельности / В.К. Стукалич. – Витебск. 1905. – С.23.