Saturday, February 8, 2025

Православная Церковь и выборы в Государственную думу второго и третьего созывов (по материалам газеты «Наша нива» за 1907 г.)

Редакция белорусской дореволюционной националистической газеты «Наша нива» [1] была настроена оппозиционно к российской власти, поэтому оценки того или иного события газета давала через призму идеологии. В начале ХХ в. Российская империя противостояла ряду как внешних, так и внутренних вызовов. Внутри страны изменялось политическое поле, появились политические партии, было объявлено о формировании нового органа – Государственной думы. Первый созыв Думы просуществовал недолго. Дума была распущена по причине того, что, как говорилось в императорском манифесте, депутаты «вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий, поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению» [2].

1907 г был интересен с точки зрения становления российского парламентаризма тем, что с разбежкой в несколько месяцев в России прошли выборы в Государственную думу второго (в начале года) и третьего (осенью) созывов. «Наша нива» активно освещала и те, и другие выборы. Авторы газеты затрагивали в том числе и вопрос участия в избирательном процессе представителей Православной Церкви. При этом, стоит отметить, что в выборах обоих созывов Думы православные священники действовали одинаково, т.к. вызовы, стоящие перед Церковью, не слишком различались в начале и конце года.

Основная схема выборов по куриям в Государственную думу в 1906 и 1907 гг. (источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/81/Схема_выборов.jpg/800px-Схема_выборов.jpg)

В январе 1907 г. состоялись выборы во Вторую Государственную думу. Авторы газеты достаточно четко определили свою позицию, они поддерживали оппозиционные лозунги и стремились пропагандировать их среди читателей. Использовалась для этого и риторика, связанная с конфессиональными вопросами. Известно, что православные священники в подавляющем большинстве выступали на стороне русских правых, а католические (за небольшим исключением) – на стороне польских правых. «Нашу ниву» это не устраивало, поэтому её журналисты старались обойти вопрос конфессиональной принадлежности кандидатов. В частности, один из журналистов «Нашей нивы» призывал крестьян выбирать без учёта конфессиональной принадлежности, «лишь бы человек был справедливый» [3]. Видимо, понимая, что такая риторика не очень воспринималась крестьянами, автор в конце своего текста опять призвал их не смотреть «кто какой веры придерживается, лишь бы только был человек справедливый, смелый, чтобы крепко стоял за трудовой народ, а на начальство не оглядывался» [4]. «Не смотрите на то, кто какой веры, – призывал другой журналист, – Выбирайте католика, или православного, или кого, лишь бы он стоял искренне и твёрдо за трудящийся народ» [5]. Однако крестьяне в вопросе о выборах в основном солидаризировались со священниками. Заявления, исходящие из крестьянской среды, о том, что пусть «попы думают о делах духовных, о спасении душ, а в Думе нет для них никакой работы» [6] или «что нужно законы в Думе писать юристам (которые учились законам), а ксендзам – молиться в костёлах» [7], были достаточно редки. Хотя, если крестьяне делали подобные высказывания, газета это подчёркивала.

Особое внимание «Наша нива» уделяла тем акциям священников, которые ограждали выборщиков и избирателей от революционного и оппозиционного влияния. Причём журналисты газеты чётко расставляли оценки. Для них священники не являлись (за редким исключением) положительными персонажами, т.к. они не проповедовали идеалы, разделяемые газетой. Наоборот, пропагандистов антигосударственных взглядов газета называла «хорошими людьми». Противниками «хороших людей», по мнению газеты, были «попы и разное начальство» или «попы и некоторые крестьяне, которые купили землю без банка». Наряду с черносотенцами «попы», «начальство» и «некоторые крестьяне» обвинялись газетой в том, что после их пропаганды остальные крестьяне «сами не знают, чего придерживаться» [8].

Православные священники принимали участие в предвыборной агитации. В частности, в Минске всех православных выборщиков – крестьян поместили в архиерейском доме, где с ними, по мнению «Нашей нивы», беседовали «враги свободы народной» [9]. Также с крестьянскими выборщиками по поводу выборов говорил архиерей. Он устроил крестьянам обед, потом объяснил, кого нужно выбирать, после чего крестьяне целовали крест и евангелие, что будут выбирать, как обещали. Накануне отъезда архиерей каждому дал денег [10]. В Бобруйске, как писала газета по поводу выборов в Думу третьего созыва, «попы готовятся к выборам», чтобы сделать то же самое, что и при прошлых выборах во Вторую Думу – провести от крестьян правых [11].

В Гродно православный архиерей во время выборов во Вторую Думу не только беседовал с крестьянами, объясняя последствия поддержки революционизированных городских выборщиков, называя это «предательством святого креста, родного края и православной веры», но и встал перед крестьянами на колени. Крестьяне были поражены, что священник не самого низкого звания стоит перед ними на коленях. Когда крестьяне рассказали ему, что с городскими уже договорено о взаимодействии, архиерей сказал, что подобные договоренности можно и не выполнять. Газета была возмущена таким поведением священника, поскольку крестьяне отказались от союза с настроенными оппозиционно городскими выборщиками [12]. А священники г. Бельска Гродненской губернии во время выборов в Думу третьего созыва хотели видеть депутатом гродненского архиерея [13].

Иногда авторы «Нашей нивы» вкладывали в уста православных священников такие слова, которые вряд ли бы последние говорили. Так, гродненский архиерей, по информации газеты, говорил, что «наилучшие друзья мужиков одни помещики и призывал их выбирать именем Христа» [14]. Однако в другом номере газета утверждает, что «и поп в церкви, и земский начальник в волости уговаривали всех, чтобы выбирали попов да старшин» [15]. Последнее утверждение более реалистично, поскольку православные священники Северо-Западного края России в целом и Гродненской губернии в частности вряд ли призывали голосовать за помещиков, т.к. последние в этом регионе в подавляющем большинстве были католиками. Православные священники призывали голосовать за консервативно настроенных православных крестьян, крестьянскую администрацию или собственно священников, но не за помещиков. Наивные представления о том, что все противники левых сил являются союзниками друг друга, не позволяли газете реально оценивать ситуацию.

Группа депутатов Второй Государственной Думы, избранных от Витебской губернии. Фото К.К. Буллы (источник: https://live.staticflickr.com/65535/51202722935_02a080f728_h.jpg)

Тем не менее, несмотря на достаточно активную левую агитацию, белорусская крестьянская масса традиционно голосовала в основном за правых кандидатов. Как констатировала «Наша нива», описывая итоги выборов во Вторую Думу в Витебской губернии, большая часть выборщиков-крестьян «послушали попов и ксендзов», объединились с помещиками и провели в Думу правых [16]. Православные и католические священники «окружили тёмного мужика, запугали его пеклом, и мужик не выдержал, сдался…», – утверждала газета, обвиняя священнослужителей в использовании некорректных приёмов пропаганды [17]. Левые пропагандисты оцениваются газетой положительно. В частности, «Наша нива» описывает один из таких образчиков пропаганды «прогрессивных лиц» в г. Лиде, где во время выборов во Втору Думу некий крестьянин угрожал остальным, что, если те проголосуют за правого кандидата, тогда дома им переломают ноги и разобьют головы. Автор заметки, в которой упомянут эпизод, не даёт такому способу пропаганды отрицательной оценки, но с удовольствием подчёркивает, что крестьяне за правого кандидата не голосовали [18]. Таким образом, «Наша нива» при оценке ситуации выборов в Думу второго созыва применяла двойные стандарты – беседы священников с крестьянами однозначно оцениваются газетой как «задуривание головы», а угрозы крестьянской жизни со стороны оппозиционных пропагандистов воспринимались как вполне нормальное явление и не осуждались.

Интересно, что консервативные настроения крестьянства поддерживались не только священниками, но ещё и крестьянским пониманием нагрузки слов. Так, в Гродненской губернии Софийское православное братство, агитирующее за правых кандидатов, столкнулось с тем, что крестьяне охотнее склоняются именно к ним, по причине того, «что тёмные люди думали, будто “правый” значит “правдивый”». В итоге в Гродно «мужики на всех выборах выбирали черносотенцев и верили, что это есть самые “правдивые”, справедливые. В губернии так же, как бараны, пошли мужики под команду братства» [19]. Видимо, агитация священников и православных активистов именно за правых, придавала крестьянам ещё больше уверенности в том, что они выбирают наиболее справедливых людей. А «Нашей ниве» оставалось лишь называть всех, кто не поддерживал оппозиционные взгляды, темными людьми и баранами.

4-я страница «Нашей нивы» № 1 1907 г., изданной латинским шрифтом, с информаций о выборах во Вторую Думу [скриншот].

И в качестве достаточно яркого примера отношения «Нашей нивы» к проблемам религии можно привести ответ на ненапечатанное письмо. Некто, проживающий в Петербурге и скрывшийся за псевдонимом «Халимон» написал в редакцию «Нашей нивы» статью, в которой, видимо, описал, что депутаты с белорусских территорий стараются соблюдать православную обрядность. В рубрике «Пачтовая скрыня» («Почтовый ящик») редакция ответила Халимону: «нужно ли печатать о том, что депутаты белорусы научились петь “Отче наш” перед обедом, живя с духовными депутатами. Пишите лучше, как “поют” мужики по деревням» [20]. Т.е. какой-то позитив, связанный с Православной Церковью, газетой явно не приветствуется.

В целом, сами журналисты газеты указывали, что роль священника для принятия решения крестьянами являлась достаточно важной. Священники смогли противостоять пропаганде левых сил, несмотря на то, что события происходили в 1907 г. – году окончания Первой русской революции.

[1] «Наша нива» (в белорусском написании «Наша ніва» кириллицей или «Nasza niwa» позже «Naša niwa» латиницей) – вторая легальная националистическая белорусская газета. Издавалась с конца 1906 г. по средину 1915 г. Сначала выходила в двух вариантах – кириллическим и латинским шрифтами, позже – только кириллическим.

[2] Манифест 9 июля 1906 г. (о роспуске Государственной думы и о времени созыва таковой в новом составе) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXVI. Отделение первое. № 28105.

[3] Наша ніва. 1907. № 1. С. 4.

[4] Наша ніва. 1907. № 1. С. 4.

[5] Наша ніва. 1907. № 1. С. 6.

[6] Наша ніва. 1907. № 1. С. 4.

[7] Наша ніва. 1907. № 1. С. 5.

[8] Наша ніва. 1907. № 1. С. 4.

[9] Наша ніва. 1907. № 6. С. 6.

[10] Наша ніва. 1907. № 13. С. 7.

[11] Наша ніва. 1907. № 29. С. 5.

[12] Наша ніва. 1907. № 8. С. 2.

[13] Наша ніва. 1907. № 27. С. 6-7.

[14] Наша ніва. 1907. № 6. С. 7.

[15] Наша ніва. 1907. № 8. С. 3.

[16] Наша ніва. 1907. № 7. С. 2.

[17] Наша ніва. 1907. № 8. С. 2.

[18] Наша ніва. 1907. № 5. С. 6.

[19] Наша ніва. 1907. № 32. С. 3.

[20] Наша ніва. 1907. № 36. С. 8.

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации