Sunday, December 22, 2024

Школьные учебники белорусской истории о принятии христианства Русью

Введение христианства на Руси явилась важной вехой в историческом, культурном и духовном развитии древнерусского общества. Естественно, что это событие должно быть отражено в школьной учебной литературе. Особенно в учебниках стран, которые намного позже образовались на территориях бывшей Древней Руси. В учебниках по истории Белоруссии данной проблематике посвящён отдельный параграф. В частности, в учебнике издания 1996 г. указано, что хоть «язычество имело глубокие и древние корни на нашей земле. Но в Х в. религиозные взгляды наших предков начали меняться» [1]. Это было вызвано рядом причин: появление государственных образований, установление княжеского единовластия, развитие земледелия, торговли и ремесла, что требовало расширение знаний, освоения письменности, новых взглядов (в тексте непонятно, на какие области знаний или представлений новые взгляды должны были распространяться). Помимо того, возникала необходимость в тесных связях с другими странами, в которых тоже происходил процесс христианизации. А поход 907 г. в Византию познакомил славян-язычников с христианством поближе [2]. Учебник совершенно не упоминает, что славяне были знакомы с христианством не только благодаря походу на Царьград в 907 г. Принятие христианства описывается как принудительный процесс. Князь Владимир «заставил киевлян креститься, это значит принять христианство» [3]. Первыми христианами в Полоцком княжестве называются княгиня Рогнеда, её сын Изяслав и «последующие князья». Изяслав был набожным человеком и старательно читал религиозные книги. Авторы учебника, видимо, посчитали, что школьники могут не понять некоторые слова, характеризующие Изяслава, поэтому попросили учащихся разъяснить выражение «набожный». Также указывается, что в XII в. быстрыми темпами развивалось церковное строительство [4].

Обложка учебника истории Белоруссии, изданного в 1996 г. Фото автора.

В учебнике объясняется, что слово «церковь» по-гречески обозначает «божий дом» и имеет два значения – религиозная организация и постройка [5]. В отдельных случаях авторы, стремясь максимально объяснить школьникам некоторые явления, прибегают к тавтологии. Так, при описании церковной структуры, учебник сообщает: «Для управления деятельностью церкви в крупных городах и княжествах начали создаваться епархии. (Епархия – церковный округ, которым управлял епископ). Отсюда следует, что епископ – это руководитель епархии». Последнее предложение в данном случае можно было и не писать, поскольку если епархией управляет епископ, значит именно он и является её руководителем. По поводу возникновения епархий на белорусских землях, учебник сообщает примерную дату появления епархии в Полоцке – 922 г. и точную – 1005 г. – в Турове. Также упоминается, что первым туровским епископом был Фома [6].

Достаточно много внимания уделено последствиям распространения христианства. Сказано, что «в основном они были положительными», потому что «христианская вера возвышала человека над природой», т.к. только человек обладал разумом и душой, а страдания Христа даровали человеку вечную жизнь, поэтому «искренне верующий христианин ощущал себя наивысшим из существ, которые живут на Земле, венцом природы». Стремление попасть в рай стимулировало претерпевать трудности, не стремиться к самоубийству, даже во время смертельной опасности у человека оставалась надежда на Бога, «это укрепляло жизненные силы людей». «Христианство в сравнении с язычеством улучшало моральное состояние общества». Христианские заповеди «содействовали установлению хороших отношений между людьми». Исчезли жертвоприношения, в том числе и человеческие, многожёнство, кровная месть «и другие пороки язычества». «Распространение христианства содействовало развитию письменности и образования». Открывались школы, строились храмы, что привносило в человеческую жизнь «радость познания прекрасного» [7]. Также были отмечены и другие итоги. Это – эксплуатация Церковью населения: «Вместе с тем церковь богатела за счёт верующих, приобретала земли вместе с крестьянами. Сама она превращалась в феодала, которому население платило церковную десятину» [8]. И чрезмерный уход в религиозность в ущерб общественной жизни: «Фанатичные (без меры) верующие люди отходили от общественной жизни, мучили себя голодом, холодом, болезнями и безвременно умирали. Они не заботились о том, чтобы своим потомкам создать лучшие условия существования» [9].

Обложка учебника истории Белоруссии, изданного в 2003 г. Фото автора.

Отдельный параграф посвящён известным землякам-уроженцам белорусских земель. Оказывается, что известными земляками того времени являются только церковные деятели: Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский и Клим Смолятич. Но в параграфе рассказано лишь о двух первых. Ефросинья Полоцкая указана как преподобная, а в скобках уточнение для школьников – святая [10]. После чего следует рассказ о её жизни. Подытоживается биография преподобной словами: «Ефросинья Полоцкая – первая из женщин среди восточных славян, которую православная церковь объявила святой. Ефросинья признана святой и в католической церкви» [11]. Далее рассказано о Кирилле Туровском. С определённым пафосом описывается его стремление стать столпником – замуроваться в монастырской башне и жить пустынником [12]. Но этот пафос противоречит содержащемуся в учебнике утверждению о религиозных фанатиках, которые «мучили себя […] и безвременно умирали». Более того, учебник подчёркивает, что Кирилл Туровский был «выдающимся для своего времени писателем и оратором» [13], т.е. принимал активное участие в общественной жизни. А это снова противоречит утверждению, что чрезмерный уход в религиозность заключается в отказе от общественной жизни.

В параграфе о культуре X – XIII вв. также много упоминаний о христианстве. Так, среди памятников каменного зодчества перечисляются преимущественно церкви. Монументальная живопись представлена церковными фресками. Крест Ефросиньи Полоцкой приводится в пример как образец древнего искусства. Ряд перечисленных рукописных книг также религиозного содержания (например, Туровское евангелие) [14].

В 2003 г. теми же авторами было выпущено второе издание учебника. Введение христианства описывалось так же, как и ранее, но появилась некоторая коррекция. В частности, если в 1996 г. говорилось, что итоги введения христианства были в основном положительными, то в варианте 2003 г. указывалось, что итоги были как положительные, так и отрицательные. К отрицательным итогам относились перечисленные в предыдущем издании превращение Церкви в феодала и наличие некоторых фанатично настроенных верующих [15]. В учебнике 2003 г. упоминается, что киевский митрополит подчинялся константинопольскому патриарху, ранее о патриархе авторы вообще не упоминали.

Параграф, который в учебнике 1996 г. назывался «Известные земляки», в новом учебнике получил название «Религиозно-просветительские деятели» [16]. В нём перечислены Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Климентий Смолятич, Аврамий Смоленский. Но про двух последних не говорится ничего, кроме упоминания их имён. Подробно рассказано лишь про Ефросинью Полоцкую и Кирилла Туровского. В основном, авторы повторяют текст 1996 г. Упоминание о древнерусских культурных достижениях на белорусских землях также не отходит от того, что рассказывалось в предыдущем учебнике. Также описываются каменные храмы, церковные фрески, крест Ефросиньи Полоцкой, Туровское евангелие и т.д.

Обложка учебника истории Белоруссии, изданного в 2009 г. Фото автора.

В 2009 г. вышло новое издание учебника, и его содержание заметно изменилось. Более конкретно стали описываться причины принятия христианства. Авторы больше не обращаются к школьникам с просьбой объяснить суть слова «набожный» или других терминов. Если ранее первыми полоцкими христианами однозначно считали княгиню Рогнеду и её сына Изяслава, то теперь при упоминании этого сюжета используется слово «вероятно», что, несомненно, выглядит более корректным [17]. Добавлены сведения о достаточно быстром распространении христианства среди населения Древней Руси, указано, что церкви строились везде, где жили люди. Упоминается и первый монастырь на белорусских землях (Бельчицкий Борисоглебский монастырь) [18]. Говоря о Русской митрополии, авторы указывают, что к началу XIII в. на Руси было создано 16 епархий. Среди них Полоцкая и Туровская [19]. Такая подача материала помогает школьникам осознать, что белорусские земли Руси не были какой-то замкнутой структурой, они были частью средневекового Русского государства, а белорусские епархии – частью единой митрополии.

В учебнике 2009 г. появляется ранее не выделявшийся отдельно вопрос «Язычество и христианство». Несмотря на активное церковное строительство, простым людям было сложно порвать с укоренившимися языческими представлениями, особенно это касалось крестьян. Люди долгое время молились языческим богам и отмечали языческие праздники, а волхвы, судя по летописям, появлялись ещё через 100 лет после принятия христианства. Упоминается, что полоцкий князь Всеслав Брячиславович назван в “Слове о полку Игореве” волхвом. Делается вывод, что продолжительное время на белорусских землях было двоеверие [20].

Последствия и значение введения христианства базируются на тексте из учебника 1996 г., только поданы более компактно и корректно. Перечислены те же положительные стороны. Но количество отрицательных сторон сократилось. Теперь к отрицательным моментам появления христианства на Руси относится лишь то, что Церковь стала вести себя как феодал. Упоминание о религиозных фанатиках, которые отвергали общественную жизнь, отсутствует. Вывод также переформулирован. Указано, что христианство имело большое значение для развития общества [21], но отсутствует упоминание, что влияние было как положительное, так и отрицательное.

В качестве известных людей того времени выбраны те же Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский. Они рассматриваются в параграфе «Религиозные деятели-просветители». Пересказаны их биографии, но делается очень пафосный вывод о том, что они посвятили свою жизнь служению Родине и своему народу [22]. Однако, учитывая, что оба персонажа были монахами, стоило бы в первую очередь говорить о посвящении их жизни Господу, что вполне логично для людей их статуса. Служение народу и Родине в деятельности этих персонажей можно найти, но вряд ли стоит жившим в Средние века людям приписывать современные идеологические черты.

Также стандартно информация о Церкви содержится в параграфе, посвящённом искусству того времени. Каменные храмы, церковные фрески, крест Ефросиньи, Туровское евангелие и т.д. заняли своё законное место в перечислении достижений древнерусского искусства на белорусских землях [23].

В очередном учебнике белорусской истории, выпущенном в 2016 г., в описании принятия христианства угадываются тексты более ранних учебников, однако содержание достаточно серьёзно переработано. В частности, указано, что язычество не было монотеистической религией, поэтому у каждого племени были свои боги, что мешало государственному единству. Также требовались новые письменные законы, которые утверждали бы ценность человеческой жизни. Христианство более понятно объясняло взаимоотношения общества и князя: власть дана от Бога, но тот, кто правит, несёт бóльшую ответственность перед Богом [24]. В учебнике отмечено, что знакомство славян с христианством не ограничивалось походом Олега на Константинополь. Славяне были знакомы с этой религией ещё со времён расселения в Восточной Европе, а проникновение христианства на Русь началось ещё до крещения Руси великим князем Владимиром [25].

Очень корректно указано, что имена первых христиан на белорусских землях неизвестны. Ими могли быть как скандинавы, служившие в Византии и пришедшие на Русь, так и кто-либо из окружения иноземных княжеских невест [26]. Но сказано, что сохранились имена первых христиан из княжеской династии – Рогнеда и Изяслав.

Отдельно выделен вопрос взаимоотношений язычества и христианства, представляющий собой творческий, но менее категоричный пересказ прошлых учебников [27]. Уменьшение категоричности вполне логично, поскольку историки не могут делать однозначные выводы по поводу реальной религиозной ситуации. Говорится в учебнике и о религиозных просветителях. Стандартно – это Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский [28].

Обложка учебника истории Белоруссии, изданного в 2016 г. Фото автора.

Значение принятия христианства имело сугубо положительные последствия: люди стремились к спасению души, поэтому старались не грешить; принцип «не делай ближнему того, чего не желаешь себе» способствовал установлению хороших отношений между людьми; христианство учило терпеливо сносить тяготы земной жизни, т.к. невзгоды соразмерны возможностям. Также положительными сторонами принятия христианства были запрет жертвоприношений, в том числе и человеческих; развитие каменного зодчества, иконописи, фресковой живописи, письменности и возможность через Византию прикоснуться к античному наследию [29]. В параграфе, посвящённом культуре того времени содержится стандартная информация о каменном зодчестве, фресках, кресте Лазаря Богши и т.д. [30].

            В целом, можно сказать, что история принятия христианства и его влияния на жизнь Древней Руси описана относительно корректно. В новых изданиях учебников авторы более чётко формулируют проблематику и уходят от логических несоответствий. Однако стоит предположить, что указание на длительное существование двоеверия следует скорректировать. Скорее всего, стоит говорить о постепенном формировании так называемого народного христианства, в котором сохранялись некоторые элементы языческих пережитков, что двоеверием назвать уже нельзя.

[1] Штыхаў Г.В., Ракуць В.У. Гісторыя Беларусі ў сярэднія вякі: падруч. для 6‑га кл. сярэд. шк. / пад рэд. П.Ц. Петрыкава. Мінск: Народная асвета, 1996. С. 74.

[2] Там же. С. 74.

[3] Там же. С. 75.

[4] Там же. С. 75.

[5] Там же. С. 75.

[6] Там же. С. 76.

[7] Там же. С. 76-77.

[8] Там же. С. 77.

[9] Там же. С. 78.

[10] Там же. С. 78.

[11] Там же. С. 81.

[12] Там же. С. 81.

[13] Там же. С. 83.

[14] Там же. С. 83-89.

[15] Штыхаў Г.В., Ракуць В.У. Гісторыя Беларусі ў сярэднія вякі: вучэб. дапамож. для 5‑га кл. агульнаадукац. шк. з бел. і рус. мовамі навучання / пад рэд. П.Ц. Петрыкава. 2‑е выд. Мінск: Народная асвета, 2003. С. 83.

[16] Там же. С. 84-90.

[17] Штыхов Г.В., Темушев С.Н., Ракуть В.В. История Беларуси с древнейших времен до середины XIII в.: учеб. пособие для 6‑го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / под ред. Г.В. Штыхова, Ю.Н. Бохана; пер. с белорус. яз. Л.Г. Киселевой. Минск: Изд. центр БГУ, 2009. С. 112.

[18] Там же. С. 113.

[19] Там же. С. 113.

[20] Там же. С. 114.

[21] Там же. С. 115.

[22] Там же. С. 119.

[23] Там же. С. 120-124.

[24] Бохан Ю.Н., Темушев С.Н. История Беларуси с древнейших времён до конца XV в.: учеб. пособие для 6‑го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: В 2 ч. Ч. 1. / под ред. Ю.Н. Бохана. Минск: Издательство БГУ, 2016. С. 125-126.

[25] Там же. С. 126.

[26] Там же. С. 126.

[27] Там же. С. 127-128.

[28] Там же. С. 131.

[29] Там же. С. 131-132.

[30] Там же. С. 133-142.

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации