Monday, November 25, 2024

Молодежь и “душа немецкого народа” в агонии Третьего рейха

К середине апреля 1945 г. Жуков по кратчайшему пути быстро продвигается к Берлину, в то время как мощное продвижение Конева затягивает петлю вокруг столицы Третьего рейха.

16 апреля на окраине Берлина началось одно из крупнейших военных сражений в ходе Второй мировой войны – битва за Берлин. Самая трудная задача выпала на долю Первого Белорусского фронта под командованием Г.К.Жукова, атаковавшего в ночь на 16 апреля беспрецедентно мощным и скоординированным артиллерийским обстрелом хорошо укрепленные немецкие позиции на Зееловских высотах на окраине города. Затем, еще под покровом ночной тьмы, в бой вступили танки, поддерживаемые пехотой. Наступление велось с помощью прожекторов, которые были установлены позади наступающих войск, но даже с использованием столь неожиданной и эффективной тактики советском частям потребовалось несколько дней, чтобы захватить Зееловские высоты – последнюю естественную линию обороны перед немецкой столицей. Особым успехом советского командования стало отсечение большинства немецких частей от города в самом начале Берлинской операции. 20 апреля 1945 года дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса «поздравила» фюрера с днем рождения первым артиллерийским ударом по Берлину. Пять дней спустя город был окружен Красной армией. На улицах Берлина начались ожесточенные бои. Каждая улица, каждый проспект этого города был забит баррикадами, блиндажами, траншеями и пулеметными гнездами, практически в каждом доме существовали укрепленные огневые позиции. Чем ближе советские войска подходили к центру, тем сильнее становилось сопротивление.

Для Гитлера наступают решающие дни, которые определят будущее рейха. Подход Красной Армии к границам Германии означает, что сил для сопротивления недостаточно, и требуется принимать чрезвычайные меры. Такой мерой является подключение к сопротивлению всего населения страны – от юнцов до стариков, объединенных в подразделения фольксштурма (создаваемых с сентября 1944 г.). Это последняя надежда и последний шанс затянуть войну и способствовать заключению приемлемого для немцев мира, тем более, что Гитлер лелеет надежду на разногласия между Советским Союзом и союзниками.

С этой целью Гитлер издает указ от 29.9.1944 г. о создании фольксштурма:

«После пятилетней тяжелейшей борьбы вследствие отхода всех наших европейских союзников враг на некоторых фронтах стоит вблизи или на самой немецкой границе. Он напрягает все силы для того, чтобы разбить нашу империю, а немецкий народ и его социальный порядок уничтожить. Его конечная цель – искоренение немецкого человека.

Как и осенью 1939 г. мы вновь стоим в полном одиночестве на фронте перед лицом наших врагов. В течение немногих лет нам тогда удалось, впервые введя в действие огромные силы народа, решить тяжелейшие военные проблемы, на годы обеспечить безопасность империи, и тем самым Европы. И в то время, как противник готовится нанести последний удар, мы решили ввести в действие второй раз всю огромную массу нашего народа.

Опираясь исключительно на свои силы, как и в 1939-1941 гг., нам может и должно удастся не только сорвать истребительные платы врагов, но и вновь отбросить их назад и удерживать до тех пор, пока не будет обеспечено будущее Германии, ее союзников и тем самым прочный мир в Европе.

Я приказываю:

Образовать во всех областях Великогерманской империи немецкий фольксштурм из всех способных носить оружие мужчин в возрасте 16-60 лет. Он будет защищать родную землю всеми доступными средствами…»[1].

И это уже акт отчаяния. Полностью провален план завоевания России, разбиты вековые мечты немцев о расширении жизненного пространства и получении благ за счет русского народа.

Остается только жертвовать этим немецким народом во имя шовинистических и расовых идей своего вождя, крепко вбившего в головы немцев об их исключительности и превосходстве. Для этой цели в ход идут все средства для оказания сопротивления. По информации от 9 марта 1945 г. разведотдела штаба 5-ой гвардейской армии 1-го Украинского фронта:

«Немецкое командование, пытаясь задержать наступление наших войск за Одером и не допустить расширения плацдарма, спешно сколачивало боевые группы из запасных подразделений, из остатков разгромленных дивизий и отрядов фольксштурма и бросало их в бой. Были брошены в бой полицейские и жандармские части, батальоны фольксштурма «Бреслау», «Штрелен», «Олау», «Бриг» и другие.

Чтобы заставить солдат сражаться еще упорнее, им вколачивается в голову одна мысль: «Русские хотят уничтожить всех немцев».

Усилилась пропаганда «зверств большевиков» в оккупированных районах Германии, особенно в Восточной Пруссии, «ужасов» в русском плену и т.д.»[2].

Но в чем же заключалась истинная причина возросшего упорства немцев в боях? Об этом красноречиво свидетельствуют показания военнопленных:

«Все солдаты должны выполнять присягу, иначе их расстреляют. Солдаты также очень боятся русской оккупации и русского плена. Они верят, в основном, пропаганде о зверствах в русском плену (обер-фельдфебель Пауль Шмидт).

«Только боязнь перед русскими заставляет солдат бороться. Если бы немецкие солдаты были бы убеждены, что русские пленных не расстреливают, и они вернуться на родину после войны, то многие давно сдались бы в плен (обер-солдат Зигфрид Шуберт).

У офицерского состава еще теплится надежда на новое оружие и контрнаступление. Гитлера все офицеры признают за значительную фигуру и верят ему»[3].

Значение немецкой пропаганды трудно переоценить. Настолько сильно ее влияние, что не приходится ожидать какого-либо просветления в головах многих людей даже перед лицом тотального уничтожения в мае 1945 г.:

«Часть солдат из состава войск СС, полицейских и отрядов гитлеровской молодежи оказывала яростное сопротивление.

Так, военнопленный лейтенант Баренбад показал: «Резервы немецкой армии исчерпаны, Берлин защищают 15 и 16-ти летние юнцы и пожилые солдаты фольксштурма в возрасте 50-60 лет. Большинство из молодых солдат настроены фанатически и оказывают яростное сопротивление. Гитлеровская пропаганда среди молодых солдат пользуется до сих пор большим влиянием…»[4].

Вооружено это «лоскутное войско» было в основном гранатометами и ручными гранатами, что представляло особую опасность для наступающих советских войск, в значительной степени полагавшихся на использование бронетехники, которая, как показал опыт Сталинградской битвы, мобильными группами могла успешно прорываться через нескончаемые баррикады.

Главари рейха ради своего спасения в последние дни войны предпочли пожертвовать своим молодым поколением – поколением, уже духовно и нравственно искалеченным. И может быть, это жестокая судьба распорядилась избавить Европу от гитлеровской молодежи, в большинстве своей уже неспособной к усвоению нормальных человеческих ценностей.

Тем временем советская артиллерия продолжала обстреливать городские районы, тяжелые гаубицы буквально прокладывали себе путь через баррикады и кучи завалов. В  восточном секторе 5-ая ударная армия генерал-полковника Н. Е. Берзарина, а также 3-я ударная группа генерал-полковника В.И.Кузнецова пушками и минометами систематически сравнивали с землей целые здания, сквозь масштабные пожары и плотную дымовую завесу пробиваясь в центр города.

Первая попытка захватить Рейхстаг была предпринята 27 апреля, однако бой продолжался еще четыре дня. Поворотный момент произошел 29 апреля, когда советские войска овладели укрепленным зданием Министерства внутренних дел, занимавшим целый квартал. 30 апреля Адольф Гитлер покончил с собой в своем бункере. И все эти дни вся огромная масса фольксштурма и армейских подразделений рейха продолжала оказывать яростное и отчаянное сопротивление Красной Армии, пытаясь прорвать блокаду изнутри и снаружи города, при этом внутренние линии обороны (занимаемые фолькштурмом и Гитлерюгендом, перемешанными с войсковыми подразделениями) оказались прочными и сложными для прорыва.

Пытаясь выиграть время, а также договориться с американцами и англичанами, новое немецкое руководство предложило советскому командованию перемирие, на что СССР ответил, что примет только безоговорочную капитуляцию. Немцы отказались, и боевые действия возобновились с новой силой. В тоже время командование рейха делало все возможное, чтобы найти пути отступления на запад Европы, рассматривая его как  последний, призрачный, шанс на спасение. Для этого издаются указания и директивы начальника Штаба верховного командования вермахта:

Указание генералу пехоты Кинцелю 5 мая 1945 года 17.35:

«Довести до фельдмаршала Монтгомери и как можно скорее передать адмиралу фон Фридебургу для генерала Эйзенхауэра:

Гросс-адмирал (Дениц) еще 4 мая в 16.14 приказал командирам подводных лодок прекратить боевые действия и вернуться на свои базы. Он готов прекратить сопротивление крепостей в проливе Ла-Манш и на островах в Бискайском заливе. Он подчеркивает свою точку зрения, что бои на Западе должны быть прекращены. Наша цель на Западе – мирная работа по сохранению жизни немецких людей»[5].

Директива генерал-фельдмаршалу Кессельрингу 6 мая 1945 года:

«Никаких препятствий продвижению американских войск на Восток (в протекторат (Чехия) и далее южнее) более не чинить»[6].

Директива № 89002/45 Сов. секретно. 7 мая 1945 г. 01.35.:

«Главнокомандующему группы армий «Юг» генерал-фельдмаршалу Кессельрингу

В оперативный штаб «Б» генералу Винтеру

Для сведения: в группу армий «Центр»

Для сведения: в группу армий «Остмарк»

Для сведения: в группу армий «Юго-восток»

Гросс-адмирал Дениц приказал:

Всем войскам, противостоящим восточному противнику, как можно скорее отступать на Запад, при необходимости пробиваться через боевые порядки русских.

Немедленно прекратить всякое сопротивление англо-американским войскам и организовать сдачу войск в плен.

Общая капитуляция будет подписана уже сегодня у Эйзенхауэра.

Эйзенхауэр обещал Йодлю прекращение огня к 01.00 9.5.1945 г. (по немецкому времени)»[7].

С каким настроением и с какими чувствами заканчивает немецкий народ войну?

Это следует из выступления по радио 7 мая 1945 г. рейхсминистра финансов графа Шверина фон Крозига к населению Германии по поводу безоговорочной капитуляции вермахта:

«Мужчины и женщины Германии!

Верховное командование вермахта по приказу гросс-адмирала Деница объявило сегодня безоговорочную капитуляцию всех войск. Как руководящий министр имперского правительства… я обращаюсь к немецкому народу.

 После почти шестилетней героической и несравнимой по жестокости борьбы силы Германии уступили превосходящим силам наших противников. Продолжение войны означало бы только бессмысленное пролитие крови и неоправданные разрушения. Правительство, имеющее чувство ответственности за будущее нашего народа, после крушения всех физических и материальных сил, должно сделать соответствующие выводы и просить противника о прекращении враждебных действий.

Никто не может сомневаться в том, что для каждого из нас наступают суровое время и что во всех сферах жизни от нас потребуются жертвы. Но мы не должны также отчаиваться и впадать в пессимизм. На пути через темноту будущего нам должны светить и направлять нас три звезды, которые всегда были залогом настоящей немецкой души: единение, закон и свобода.

Из краха прошлого мы хотим вынести и сохранить одно: единение – идею общности народа.

Мы должны сделать закон принципом жизни нашего народа. Справедливость должна быть для нашего народа высшим законом и высшим принципом. Мы должны также по внутреннему убеждению признавать и уважать закон как принцип во взаимоотношениях между народами. Уважение к заключенным договорам должно быть для нас также священно, как и чувство солидарности нашего народа с европейской семьей народов, в качестве члена которой мы приложим все человеческие, моральные и материальные силы, чтобы залечить те ужасные раны, которые принесла война.

Тогда мы сможем надеяться, что атмосфера ненависти, которой окружена сегодня Германия во всем мире, уступит место духу примирения народов, без которого невозможно оздоровление мира, и нам опять улыбнется свобода, без которой никакой народ не может вести обеспеченное и достойное существование.

Пусть Бог нас не оставит в несчастье и благословит наш тяжелый труд»[8].

Из данного выступления мы можем узнать определение «настоящей немецкой души», которая характеризуется тремя качествами: «единением, законом и свободой». И мы должны дать оценку этим качествам. Что они означали тогда, и какое будут иметь значение в будущем?

Единение немецкого народа – единение банды разбойников и мародеров для совершения нападения на нашу страну, объявленной Германией враждебной и подлежащей оккупации.

Закон немецкого народа или справедливость по-немецки, когда благосостояние немецкого народа должно обеспечиваться рабским трудом завоеванного народа – это и есть немецкая справедливость.

Свобода немецкого народа – свобода безнаказанно грабить и убивать людей, объявленных расово неполноценными.

Что несут эти качества немцев в настоящем и будущем?

Ничего хорошего для немцев.

Единение немецкого народа, спаянного на идее расширения жизненного пространства за счет соседей навсегда убито ограничительными рамками европейского союза.

Законы по-немецки – полное отсутствие справедливости для немцев, головы которых будут постоянно наклонять за все совершенные грехи.

Свобода для немцев – только для покаяния и выплаты контрибуций. Чем больше, тем лучше, т.к. с 1945 года Германия – оккупированная страна до окончания всех времен.


[1] ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп. 11306. Д. 569. Л. 387-389.

[2] Там же.

[3] ЦАМО РФ. Ф. 236. Оп. 2721. Д. 166. Л. 153-158.

[4] ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп. 11306. Д. 623. Л. 186-195.

[5] ЦАМО РФ. Ф. 500. Оп. 12462. Д. 654. Л. 43.

[6] ЦАМО РФ. Ф. 500. Оп. 12462. Д. 654. Л. 6.

[7] ЦАМО РФ. Ф. 500. Оп. 12462. Д. 654. Л. 6.

[8] Цит. по: Дневник боевых действий… Пер. с немецкого. С. 1165-1168.

последние публикации