Tuesday, November 26, 2024

Стефан Баторий и его реформы или почему правление польско-литовского короля предопределило будущее Восточной Европы

Личность польского короля и великого князя литовского Стефана Батория в историографии и Белоруссии, и Польши, и Литвы представляется как одна из самых знаменательных с точки зрения судьбы Речи Посполитой (РП). Его внутри- и внешнеполитическая деятельность оценивается историками одной из наиболее успешных за все время существования польско-литовского государства, во многом предопределившая международную обстановку в Восточной Европе на долгие годы. Более того, многие эксперты отмечают прямое влияние проводимых Баторием реформ, в первую очередь в военной сфере, на изменения и в Русском государстве, которое было вынуждено реагировать на действия своего западного соседа. Именно поэтому взошедший на престол Речи Посполитой в 1576 году и получивший титул короля польского, великого князя литовского, русского, прусского, мазовецкого, жемайтского, киевского, волынского, подляшского, инфлянтского и семиградского, Стефан Баторий сегодня почитается во многих странах Центральной и Восточной Европы. Особенно, если помнить, что он стал тем правителем, который положил начало военному противостоянию двух стран.

Судьба Батория до того момента, когда он стал королем РП, была во многом характерна для представителей знатных родов того периода. Родился Стефен (Иштван) 27 сентября 1533 года в маленьком городке на территории современной Румынии в семье воеводы Трансильвании. Юность будущего правителя РП прошла при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I, который много воевал с турками и еще не окончательно покоренными венграми, а также участвовал во внутригерманской борьбе протестантских княжеств против католических. В те годы Баторий оказался в Италии, где поступил в Падуанский университет. Позже он перешел от германского императора на службу к воеводе Трансильвании Яношу Заполяну (Иоанну Сигизмунду Запольскому), который был противником Фердинанда I и возглавлял не покорившуюся империи часть Венгрии. В результате, во время ухудшения отношений с Трансильванией Баторий был даже пленен и провел три года в тюрьме [10]. После возвращения на родину он в 1571 году становится первым князем Трансильвании (прежде были воеводы), после чего судьба правителя делает весьма серьезный поворот, связав его с РП.

В 1572 году умирает король Польши Сигизмунд II Август, который не имел детей. В следствие особенностей политического устройства тогдашней РП начались долгие выборы будущего правителя, которые завершились тем, что в мае 1573 года заочно был избран Генрих Валуа – четвертый сын короля Франции Генриха II и Екатерины Медичи. Правда, его история как главы РП была недолгой, и через полгода он покинул страну. В результате в РП начались новые поиски короля, в рамках которых некоторая часть литовской знати была настроена на отделение от Речи Посполитой и среди претендентов называла даже имя московского царя Ивана IV [9]. Именно в этот период свою кандидатуру предложил и Баторий, которого поддержала средняя и мелкая шляхта, выступавшая против знати, которая, в свою очередь, хотела возвести на престол германского императора Максимилиана. В трансильванском князе многих прельщал его полководческий талант и тот факт, что у него было хорошо обученное наемное войско из венгров. Как отмечал польский историк XVII века Иоахим Пасторий, «Баторий был в костеле больше чем священник, в республике больше чем сенатор, в суде больше чем адвокат, в войске больше чем гетман, в бою больше чем солдат, а в перенесении неприятностей, в терпении, доброте и в прощении личных оскорблений — больше чем человек». Кроме того, за него была развернута мощная агитация, в которой принимали участие Османская империя и католическая церковь в лице епископа Краковского [2].

Стефан Баторий и Анна Ягеллонка. Открытые источники интернет.

12 декабря 1575 года австрийская партия, состоявшая в основном из польской знати, провозгласила королем императора Максимилиана. В ответ через два дня шляхта назвала королевой и Великой княгиней литовской Анну Ягеллонку, которая сразу же дала согласие на брак с Баторием, после чего тот 14 декабря был объявлен королем Речи Посполитой. При этом австрийская группировка имела шансы изменить ситуацию, поскольку Литва и Пруссия поддерживали кандидатуру Максимилиана, но когда польские послы приехали к императору, тот стал выдвигать новые условия, не удовлетворившие поляков. В результате, 1 февраля 1576 года в Кракове шляхта подтвердила избрание трансильванского князя, а уже через неделю новый король принес присягу делегации Короны Польской, в которой пообещал уважать законы Речи Посполитой («Pacta conventa»). 1 мая 1576 года Стефан Баторий женился на Анне и отрекся от престола Трансильвании в пользу своего младшего брата Жигмонда. В июне после переговоров, в рамках которых были осуществлены некоторые политические и имущественные уступки, воцарение нового короля завершилось его признанием Великим князем литовским, русским и жемойтским [7].

Получив контроль над всей Речью Посполитой, Баторий приступил к проведению различных реформ, главной целью которых было усиление королевской власти и армии [8]. Причем оба направления были неразрывно связаны друг с другом, так как в тот период РП находилась в непростом положении, в первую очередь из-за шедшей почти 20 лет Ливонской войны, где главным соперником РП было Русское царство. В частности, за годы своего правления король постоянно боролся с магнатами, для чего провел усовершенствование судебной системы в интересах шляхты. Так, вместо королевского суда как высшей судебной инстанции были утверждены шляхетские избранные трибуналы (для шляхты Польши в 1578 г., а Великого Княжества Литовского в 1581 г.), а в 1584 году Баторий официально обещал утвердить поправки к Статуту Великого княжества Литовского 1566, где планировались новые привилегии для шляхетского сословия [7]. Кроме того, король поддерживал католическую церковь и иезуитов. При этом именно последние виделись ему в качестве одной из основ развития системы образования в стране. В результате, в 1579 году он учредил первый коллегиум для иезуитов у себя на родине в Коложваре, а затем в течение пяти лет основал их в Люблине (1581 г.), Полоцке (1582 г.), Риге (1582 г.), Калише (1583 г.), Несвиже (1584 г.), Львове (1584 г.) и Дерпте (1586 г.). Кроме того, в 1579 году он превратил Виленский иезуитский коллегиум в академию, который позже станет университетом [8]. При этом в годы правления Батория не было преследования православных христиан, что подтверждается изданным им королевским привилеем на ежегодную денежную помощь на содержание Гродненской православной Пречистенской церкви.

Важным во внутренней политике Батория было и то, что он стремился развивать инфраструктуру государственного управления, причем с опорой на Великое Княжество Литовское. Поэтому он планировал перенести столицу Речи Посполитой в Гродно, где перестроил королевский замок. Однако наиболее значимыми реформами короля стали преобразования в военной сфере, где он отказался от шляхетского ополчения, начал широко использовал наемников и даже пытался создать постоянную армию путем набора солдат в королевских имениях.

Еще до восшествия Стефана на престол, в 1558 году, началась Ливонская война. И если первый этап войны был успешным для Русского царства, с приходом нового короля соотношение сил изменилось. Сначала бои шли с переменным успехом, но в 1579–1583 годах войско РП в союзе со Швецией начало побеждать. Связано это было не только с полководческим талантом Батория, но и теми реформами, которые он провел.

В частности, Баторий прекрасно видел слабые и сильные стороны войска, где наибольшую проблему составляла неэффективная и неспособная к самостоятельным действиям пехота, основу которой тогда составляла так называемое «кварцяное» войско (на его оплату шла 1/4 доходов королевских имений). Усилить собственную пехоту король попытался прибегнув к опыту Ивана Грозного. Аналогом русских стрельцов должна была стать пехота «выбранецка»: каждые 20 лан (1 лан равен примерно 18 га) должны были выставить полностью экипированного и вооруженного 1 пехотинца. Однако эта пехота вскоре стала выполнять только вспомогательные функции, например, рыть траншеи, готовить переправы и т.п. Не в силах перестроить пехоту за короткий срок Баторий был вынужден снова начать найм за границей. Ряды его армии пополнились немецкими и шотландскими полками, а также венгерскими и немецкими отрядами стрелков из аркебуз, которые оказались крайне эффективными во время осадных операций [6].

Особое внимание король решил уделить кавалерии, где его главной заслугой стало четкое разделение на тяжелую и легкую конницу, а также специализация формирующихся подразделений. Так, при Стефане Батории было проведено утяжеление гусарских соединений, в рамках чего создалось уникальное в своем роде подразделение, взявшее за основу принцип таранных атак рыцарской конницы и тактику рейтарского боя – наступление волнами. С другой стороны, была облегчена панцирная кавалерия, а ее целью на поле боя стало «расшатывание» боевых порядков противника и преследование отступающих [3]. Подобные реформы на несколько десятилетий превратили конные войска Речи Посполитой в грозную силу, не имевшую себе соперников на поле боя. Важно в данном случае отметить, что именно преобразования Батория заставили соседей РП искать ответные меры, чтобы на поле боя свести к минимуму преимущество Речи Посполитой в коннице. Например, в Русском царстве стали широко использовать небольшие полевые укрепления, которые оказались довольно эффективными [6].

Кроме того, решил уделить внимание Баторий и запорожским казакам. В 1576 году был издан Универсал, который включил их в реестр в количестве 6 000 человек. Не вошедшие в него превращались в сословие людей Речи Посполитой и лишались казачьего положения, а впоследствии ушли в Запорожье и основали Запорожскую Сечь. Занесенные же в реестр днепровские казаки были сведены в шесть полков, во главе которых был поставлен старшина и им даровались знамя, бунчук, печать с войсковым гербом. Не были предоставлены только пушки, которые казаки должны были добывать у турок. При этом, чтобы обезопасить себя со стороны Крыма и Турции, Баторий запретил им нападать на Крым и турецкие владении, и использовал казацкие отряды для набегов на московские земли [1].

Важным были преобразования  в артиллерии и инженерных подразделениях, а также появление в армии Батория боевых ракет. Их использовали, в том числе, во время осады Полоцка в 1579 г. Помимо этого, король создал хорошую разведывательную службу, примером чего стало неожиданное нападение на Великие Луки во время кампании 1580 года [2].

Надгробие Стефана Батория. Открытые источники интернет.

Нельзя забывать и о том, что именно при Батории начали активно использоваться технологии информационного воздействия на противника. При королевском войске была организована полевая типография, в которой печатались бюллетени, информирующие о ходе войны, об успехах армии, а также призывы к местному населению, зачастую содержащие откровенную дезинформацию. Все это в своей совокупности и позволило королю РП успешно вести военные действия на восточном направлении, вплоть до осады Пскова, которая началась в августе 1581. Однако стойкость русского гарнизона, который за 143 дней отбил все штурмы, заставила Батория отступить, оказав на его войска деморализующее воздействие. Невозможность армии короля идти дальше поставила крест на его планах по покорению Смоленска, Северской земли и Новгорода. Стороны были вынуждены начать переговоры о мире, которые закончились подписанием Ям-Запольского мирного договора в январе 1582 года, по которому Русское царство отказывалось от значительной части Ливонии, но возвращало себе Великие Луки, Невель, Заволочье и Холм. При этом Баторий покидал псковскую землю, но оставлял за собой Полоцк и Велиж, а военные действия прекращались на 10 лет [11]. Это не означало, что король РП отказался от своих планов на восточном направлении, однако их реализации помешала его смерть в декабре 1586 года по причинам, которые сегодня точно не установлены. Примечательно, что вскрытие тела Батория считается первым таким медицинским актом, задокументированным на территории Восточной Европы.

Таким образом, правление Стефана Батория было одним из самых ярких моментов в истории Речи Посполитой. Как талантливый полководец и активный государственной деятель он оставил после себя довольно крепкое государство, которое вновь стало играть серьезную роль в Центральной и Восточной Европе. Вместе с тем, именно его захватнические планы в отношении земель Русского государства, ставшей идефикс во внешней политике РП на долгие годы, заложили мину замедленного действия под существование самого государства, что вылилось в разделы страны во второй половине XVIII века.

Литература

  1. Гордеев А.А. История казаков. В 4-х томах. Т.2: Со времен царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I. Т.2. – М,.: Страстной бульвар, 1992. – 256 с.
  2. Как Стефан Баторий возглавил крестовый поход против России [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://topwar.ru/185770-kak-stefan-batorij-vozglavil-krestovyj-pohod-protiv-rossii.html
  3. Кулаков Н. Великий реформатор. Как король Стефан Баторий укрепил военную мощь Польского государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dzen.ru/media/id/5f30de02f8aa134f80b4fd91/velikii-reformator-kak-korol-stefan-batorii-ukrepil-voennuiu-mosc-polskogo-gosudarstva-5fb7d2c69d2ffe38eef958fe
  4. 4 Новодворский В. Иван Грозный и Стефан Баторий: схватка за Ливонию – М.: Ломоносовъ, – 2015. – 208 с.
  5. Орлова А. С. Роль Стефана Батория в истории Гродно / А. С. Орлова // Роль личности в истории государства и права Беларуси: сборник тезисов докладов по материалам Республиканской научно-теоретической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 3–4 ноября 2016 года / [под ред. И.В. Вишневской, И.П. Манкевич]; УО «Белорусский государственный экономический университет». – Минск: БГЭУ, 2016. – С. 186-187.
  6. Полубяко О. Модернизация вооруженных сил ВКЛ Стефаном Баторием. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.delfi.lt/ru/vkl/history/modernizaciya-vooruzhennyh-sil-vkl-stefanom-batoriem-59400167?__cf_chl_rt_tk=IfkTlfSzyxOCDTeeUSkTBC98XA4odQ.SVx4n.JQei6c-1701081681-0-gaNycGzNFWU https://dzen.ru/id/5f30de02f8aa134f80b4fd91?noredir=true
  7. Полубяко О. Стефан Баторий и понятный государственный интерес [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.delfi.lt/ru/vkl/history/stefan-batorij-i-ponyatnyj-gosudarstvennyj-interes.d?id=69524632
  8. Самусік А.Ф. Адукацыйная справа на тэрыторыі Беларусі ў часы праўлення караля Стэфана Баторыя (1576-1586 гг.) // Научные труды Республиканского института высшей школы: сб. науч. ст.: в 4 ч. Минск : РИВШ, 2022. Ч. 2. Вып. 22: Исторические и психолого-педагогические науки / РИВШ; под ред. В.А. Гайсёнка [и др.]. – С. 176-184.
  9. Соловьев С.М. История России с древнейших времен [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/history/solov/main/solv06p6.htm
  10. Стефан Баторий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grodno.by/grodno/history/biblio/stefan_batory.html
  11. Янушкевич А. Военные действия между Великим княжеством Литовским и Московским государством в 60-е годы XVI в. / А. Янушкевич. -BiaіoruskieZeszytyHistoryczne-Беласток:издание, 2000 – 55 с.

последние публикации