Аннотация. Статья представляет собой завершающую часть очерка о параллельном функционировании «официального» и «нелегального» «Союза поляков Беларуси» после раскола организации в 2005 г. Акцентируется внимание на деструктивной позиции «нелегального» «Союза поляков Беларуси», обусловившей маргинализацию данной политической структуры.
_________________________________________________________
В «нелегальном» СПБ регулярно имели место внутренние конфликты, которые тенденциозно, без приведения должных аргументов трактовались руководством как результат действий белорусских властей. На деле чаще всего причиной конфронтации становились политические амбиции активистов непризнанного СПБ. Так, в 2013 г. возникла конфликтная ситуация в Брестском отделении «нелегального» СПБ, лидеры которого (А. Панишева и А. Ярошевич) заявили о создании на базе структур организации нового института – «Форума польских местных инициатив». Для выяснения обстоятельств Высшим Советом «нелегального» СПБ была создана специальная комиссия, которую возглавила А. Борис. А. Панишевой и А. Ярошевич вменялись в вину нарушение устава СПБ (создание отдельной структуры на базе одного из отделов организации), непредставление контрольно-ревизионной комиссии Союза доступа к информации о деятельности компании «Мост», которая является хозяйственной структурой Брестского отделения непризнанной белорусскими властями институции. Согласно решению Высшего Совета, А. Панишева и А. Ярошевич были лишены права членства в «нелегальном» СПБ, коммерческая структура «Мост» была признана «вероломно захваченной А. Ярошевич», «Форум польских местных инициатив» трактовался как «организация, недружественная СПБ, наносящая ущерб польской общине в Беларуси и направленная на ее дальнейшее раздробление». Конфликт в Бресте в очередной раз подтвердил факт того, что деятельность «нелегального» СПБ спонсировалась Польшей: для выяснения обстоятельств финансовой деятельности компании «Мост» планировалось обратиться в дипломатические ведомства Польши в Беларуси. Любопытно, что позже А. Панишева и А. Ярошевич возобновили свое участие в деятельности непризнанного белорусскими властями СПБ.
25 февраля 2017 г. на встрече руководителей подразделений «нелегального» СПБ в Гродно обсуждалась очередная попытка создания новой организации польского меньшинства («Община поляков в Беларуси»), на сей раз предпринятая бывшим Председателем М. Яскевичем. Участие в мероприятии принял Генеральный консул Республики Польша в Гродно Я. Ксенжек, который, однако, подчеркнул, что его присутствие носило неофициальный характер. Дипломат отметил, что «предпринятые некоторыми активистами организации попытки расколоть СПБ были оценены Правительством Республики Польша как действия, не служащие интересам польского меньшинства в Беларуси и ослабляющие единство польской общины в этой стране». Я. Ксенжек подтвердил, что «стратегическим партнером польского правительства в Беларуси в сфере сотрудничества с польским меньшинством остается СПБ во главе с А. Борис». Сама Председатель «нелегального» СПБ обвинила своего предшественника М. Яскевича в присвоении имущества организации, которое он якобы использовал «для разрушения единства СПБ». А. Борис отметила, что обсуждала действия М. Яскевича с заместителем Министра иностранных дел Польши Я. Деджичеком, а также выступала по этому вопросу на заседании парламентского Комитета по связям с поляками за границей. Журналист и активист «нелегального» СПБ А. Почобут, который сопровождал А. Борис во время упомянутой поездки в Варшаву, отметил, что польские власти обещали «найти способы заставить раскольников ощутить последствия своих действий, направленных на ослабление единства поляков в Беларуси». Журналист поделился ставшей привычной для активистов непризнанного СПБ конспирологической версией, согласно которой за действиями М. Яскевича и его сторонников стояли белорусские власти. В ходе дискуссии были озвучены две стратегии разрешения проблемы: провести жесткую чистку в рядах «нелегального» СПБ или «дать шанс исправиться обманутым коллегам». Последний подход в конечном итоге возобладал. В заключительном слове Председатель «нелегального» СПБ А. Борис фактически подтвердила, что возглавляемая ею организация является прежде всего проводником интересов Польши в Беларуси: «Участие в созданной М. Яскевичем структуре – это участие в организации, которая создается против интересов не только поляков в Беларуси, но и против интересов Польши. Что нужно настоящему патриоту и поляку для участия в организации, которая выступает против Польши?».
Белорусские власти не отказывались от попыток урегулировать спорные вопросы с польской стороной. Минск регулярно посещали представительные делегации из Польши (март 2016 г. – визит Министра иностранных дел Республики Польша В. Ващиковского, август 2016 г. – визит парламентской делегации во главе с вице-маршалком Сейма Р. Терлецким, октябрь 2016 г. – визит вице-премьера Польша М. Моравецкого, декабрь 2016 г. – визит парламентской группы во главе с Маршалком Сената С. Карчевским). Согласно публичной информации, на большинстве данных дипломатических мероприятий обсуждалась проблема польских полонийных организаций в Беларуси. Так, делегация во главе со С. Карчевским в декабре 2016 г. провела переговоры с Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко, Председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (нижняя палата белорусского парламента) В. Андрейченко, Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (верхняя палата белорусского парламента) М. Мясниковичем. В ходе данных встреч обсуждались вопросы легализации непризнанного СПБ, предоставления виз католическим священнослужителям из Польши, трансляции польских телевизионных каналов. М. Мясникович уверил польскую сторону в возможности существования двух СПБ, но в качестве более приемлемого варианта предложил создание единой полонийной организации [1, s. 616–625]. «Нелегальный» СПБ в обращении 5 ноября 2016 г. декларировал свое несогласие с идеей создания единого полонийного института на базе «официального» СПБ. Одновременно сторонники А. Борис требовали от властей Беларуси легализовать их организацию, а от Варшавы – не принимать решений о судьбе Союза без консультаций с его членами. Обращалось внимание на необходимость переговоров между Варшавой и Минском относительно имущества, которое, по мнению активистов «нелегального» СПБ, было незаконно отобрано у данной организации (прежде всего шла речь о 16 «Домах поляка» и польскоязычных школах в Гродно и Волковыске). Авторы обращения выражали скептицизм по отношению к дипломатическим усилиям Варшавы по урегулированию «польского вопроса» в Беларуси.
Вскоре стало очевидно, что позиции белорусской и польской стороны в вопросе будущей судьбы СПБ значительно расходятся. Это подтвердил очередной визит польской делегации во главе с вице-маршалком Сейма Р. Терлецким в Минск в конце августа 2017 г. Представители Варшавы предлагали белорусским властям легализовать непризнанный СПБ, взамен обещали установить контакты с «официальным» СПБ, который в то время возглавлял М. Лысый. Власти Беларуси по-прежнему настаивали на создании единой организации, которая должна была представлять интересы польского меньшинства в Беларуси. Обе стороны остались при своем мнении. Объединению двух структур противились активисты «нелегального» СПБ. В декабре 2017 г. они обратились к Послу Польши в Минске К. Павлику с просьбой о содействии в легализации своей организации, однако данный шаг не привел у позитивным для непризнанного СПБ результатам [1, s. 631].
Руководство «официального» СПБ во главе с его Председателем М. Лысым в рассматриваемый период (2016–2017 гг.) декларировало готовность к объединению с одноименной «нелегальной» структурой. По мнению М. Лысого, противоположная сторона отвергала такую возможность: «Естественным является стремление белорусских поляков к единому союзу. Уже пришло время садиться за стол переговоров. Но пока не видно отклика с той стороны. Тот, незарегистрированный союз принял решение с нами не объединяться» [2].
Во время событий 2020 г. в Беларуси, последовавших после победы А. Лукашенко на президентских выборах, незарегистрированный СПБ поддержал участников массовых несанкционированных акций протеста. Сайт организации подробно освещал ход данных акций. Так, на митинге в Гродно 16 августа 2020 г. выступала Председатель «нелегального» СПБ А. Борис. Активисты организации открыто демонстрировали флаги Польши, о чем было сообщено в репортаже, размещенном на сайте. Приводилась неверифицированная информация о якобы имевшем место избиении сотрудниками силовых ведомств активистов «нелегального» СПБ.
Лейтмотивом всех публикаций «нелегального» СПБ последних лет стали обвинения в адрес белорусских властей, которым инкриминировалась тотальная репрессивная политика в отношении польского меньшинства в Беларуси. В то же время даже из заявлений лидеров непризнанной институции становится понятно, что белорусские власти не предпринимали каких-либо решительных мер против ее деятельности, имевшей культурно-просветительский характер. 8 ноября 2020 г. Председатель «нелегального» СПБ А. Борис на заседании Высшего Совета организации заявила, что, «несмотря на неблагоприятную эпидемическую и общественно-политическую ситуацию в Беларуси, СПБ по-прежнему является организацией, которая поддерживает большинство центров обучения польскому языку, работающих в общественной сфере Беларуси, – 116 центров по всей стране. Деятельность СПБ в области продвижения и развития центров обучения польскому языку привела к тому, что в новом учебном году количество обучающихся в негосударственном секторе преподавания польского языка значительно превысило 14 тыс. человек и увеличилось более чем на 1 тыс.».
«Нелегальный» СПБ на протяжении всей своей деятельности с помощью различных инструментов содействовал глорификации бойцов Армии Крайовой в среде лояльных организации представителей польской диаспоры. Одна из таких акций завершилась крупным дипломатическим скандалом. 9 марта 2021 г. Министерство иностранных дел Республики Беларусь потребовало от Генерального консула Республики Польша в Бресте Е. Тимофеюка покинуть страну, обвинив его в грубом нарушении Венской конвенции. Причиной стало участие дипломата в школьном мероприятии 28 февраля, посвященном Дню «проклятых солдат» (так в польской традиции именуют участников Армии Крайовой). Белорусское государственное телевидение показало кадры с мероприятия в школе скаутов в Бресте, на котором присутствовал лично консул Е. Тимофеюк. Школу закрыли, ее директора и активиста «нелегального» СПБ А. Панишеву арестовали. 24 марта 2021 г. в Гродно задержали главу непризнанного СПБ А. Борис, которой было предъявлено обвинение в разжигании расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни [3]. Вскоре было задержано еще несколько активистов незарегистрированного СПБ (А. Почобут, И. Бернацкая, М. Тишковская), которым также инкриминировалось разжигание национальной вражды. На начало января 2023 г. активисты (кроме А. Почобута) были освобождены, покинули Беларусь и переехали в Польшу.
В настоящее время неофициальный СПБ и большая часть провластной польской прессы обвиняют белорусские власти в закрытии двух польскоязычных школ в Гродно и Волковыске (с 2022 / 2023 учебного года обучение в данных школах проводится на русском и белорусском языках). Альтернативная точка зрения представлена в польском издании «Польская мысль» (июль 2022 г.). Автор материала утверждает, что именно деятельность А. Борис и ее единомышленников (политизация вопроса, постоянные конфликты с представителями «официального» СПБ, которые объективно способствовали развитию польской культуры в Беларуси) привела к тому, что жители Гродненской области разочаровались в «польском деле». Сокращение числа желающих обучаться в польскоязычных школах, таким образом, стало закономерным явлением [4].
Заключение. Деятельность СПБ является красноречивой иллюстрацией процесса политизации этничности. Созданная в 1990 г. организация ставила своей целью «возрождение» польской идентичности у всех «паспортных поляков» Беларуси, большинство из которых относило себя к полякам исключительно вследствие принадлежности к римско-католической конфессии. Функционирование СПБ постоянно сопровождалось политическими скандалами, в 2005 г. произошел раскол организации на провластную и оппозиционную структуры. Если активисты «официального» СПБ объективно содействовали популяризации польской культуры в Беларуси, то деятельность одноименной «нелегальной» организации была направлена на искусственную дискредитацию политики белорусских властей. При этом последние не мешали непризнанному СПБ проводить мероприятия (в частности, в образовательной сфере), хотя они в нарушение белорусского законодательства осуществлялись незарегистрированной организацией. Польские дипломатические структуры предпочитали иметь дело исключительно с «нелегальным» СПБ, что затрудняло налаживание добрососедских отношений между Польшей и Беларусью. Руководство «официального» СПБ неоднократно призывало активистов «нелегального» СПБ к диалогу, но в ответ получало обвинения в «предательстве» и «соглашательстве с властями». Привычным фоном деятельности непризнанного властями СПБ являлись внутренние расколы, взаимные обличения в оппортунизме, финансовые скандалы. Все это отчуждало от организации рядовых членов и способствовало ее маргинализации.
Литература
1. Czwołek A. Polityka władz Polski wobec Związku Polaków na Białorusi w latach 2016–2017 [Text] // Polacy na Białorusi od Powstania Styczniowego do XXI wieku. Tom V. Traktat ryski i jego konsekwencje dla Polaków i Białorusinów / pod redakcją T.Gawina. – Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2021. – S. 611–636.
2. Кіраўнік Саюза палякаў: цікавасць да польскай мовы ў Беларусі расце [Текст]. – URL: https://bel.sputnik.by/20161207/kiraunik-sayuza-palyakau-cikavasc-da-polskaj-movy-rasce-1026426229.html (дата обращения: 23.12.2022).
3. Сарджвеладзе С. «Откровенный цинизм». Как Польша и Белоруссия снова поссорились из-за массового убийства времен Второй мировой войны [Текст]. – URL: https://lenta.ru/articles/2021/05/08/sosedi/ (дата обращения: 23.12.2022).
4. Gaworska-Aleksandrowicz B. Kto zabił nauczanie języka polskiego na Białorusi? [Text]. – URL: https://myslpolska.info/2022/07/15/kto-zabil-nauczanie-jezyka-polskiego-na-bialorusi/ (date of access: 23.12.2022).