Культурную жизнь губернской Вильны в конце XIX – начале XX в. невозможно представить без деятельности просветительских учреждений, первое место среди которых занимала городская публичная библиотека и музей при ней. Здесь были собраны древние рукописи и старопечатные книги, находились целые серии изданий по истории и богословию. Отметим, что тут хранились такие древние памятники кириллической письменности Белой Руси как Туровское Евангелие XI в. и Мстижское Евангелие XIV в., а также «Апостол», напечатанный Франциском Скориной в 1525 г. Помимо традиционного хранения и выдачи книг читателям, ознакомления посетителей с древностями и историей Северо-Западного края эти учреждения занимались активной публицистической деятельностью. Печатались описания библиотечных фондов, статьи о развитии книжного дела, о ревнителях народной грамотности и образования. По своему культурному значению для всего Северо-Западного края Виленская публичная библиотека заменяла университет.
Штат этого учреждения был невелик, но в нем были люди, уже проявившие себя на ниве просвещения, обладавшие вкусом исследователя и способностями публициста. Одним из таких сотрудников был Александр Иванович Миловидов (1864–1935). Он не был местным уроженцем, но он в течение четверти века служил на разных должностях в Северо-Западном крае, оставив после себя многочисленные следы своей плодотворной деятельности.
Александр Миловидов происходил из священнической семьи и родился в Тульской губернии. Хотя он получил духовное образование в Тульской семинарии, священником не стал, а избрал профессию народного учителя, чему поспособствовало его раннее знакомство с известным педагогом С.А. Рачинским. После недолгой учительской практики в родном селе Иван-Озеро молодой педагог поступил в Московскую духовную академию, успешное окончание которой дало ему право на штатный оклад в духовном ведомстве. В 1890 г. он получил назначение на должность преподавателя греческого языка в Пинском духовном училище. Так Миловидов начал свое служение в Белоруссии.
Нужно сказать, что еще в годы семинарского обучения у него развился интерес к историческому краеведению, а в Московской духовной академии он писал выпускную (кандидатскую) работу под руководством знаменитого историка В.О. Ключевского. Так наряду со склонностью к педагогике у Миловидова развились профессиональные навыки историка. Основательные знания древних и новых языков, которые давала тогда духовная школа, оказали немалую услугу в изучении рукописных и старопечатных памятников, сохранявшихся в различных монастырских библиотеках Пинска. Уже как историк-краевед А.И. Миловидов участвовал в Девятом Археологическом съезде, который проходил в Вильне 1-14 августа 1893 г. В этом ученом собрании принимали участие многие корифеи исторической науки, например, С.Ф. Платонов, В.Б. Антонович, Ф.И. Успенский, А.С. Будилович, филолог А.И. Соболевский и др.
Талант молодого исследователя обратил на себя внимание духовного начальства, что привело к изменению по службе: в 1894 г. последовало назначение А.И. Миловидова на должность преподавателя греческого языка Литовской духовной семинарии в Вильне. Здесь он вел греческий и латинский язык, при этом владел также французским, немецким, польским языками. В Вильне Миловидов вступил в Свято-Духовское братство и вскоре зарекомендовал себя активным его членом. В 1895 г. он инициировал проведение религиозно-нравственных чтений для народа, которые затем стали организовываться по всей Литовской епархии. Решением архиеп. Литовского и Виленского Ювеналия (Половцева) А.И. Миловидов был назначен председателем особой Комиссии братских чтений. Главой этой комиссии он оставался до эвакуации из Вильно в 1915 г. Братские чтения, организованные Миловидовым, пользовались популярностью у простого народа. Отчетные статистические данные по случаю 20-летия чтений заключали такие цифры: с 1895 по 1915 гг. были организованы 5543 чтения в 623 аудиториях, охвачено более 70 населенных пунктов, число слушателей было свыше 916160 разного возраста и вероисповедания, были израсходованы братством на оборудование для чтений 5503 руб. и приобретен инвентарь на сумму 2000 руб.
Мероприятие организовывалось следующим образом. В подходящем зале или большой комнате окна завешивались темной тканью, устанавливался стол, а на нем лампа для подсветки («волшебный фонарь»), световые картины, выполненные на стекле или картоне, проецировались на экран. Во время их показа чтец читал поучение или житие, приглашался также хор, который мог исполнять те или иные песнопения по сюжету чтения. Ведущими были преподаватели семинарии, священники, а певцами — семинаристы или ученики народной школы. День выбирался, как правило, воскресный. Зачастую показы организовывались вечером, когда темнело на улице. Тематика выступлений была разной: жития святых, рассказы из евангельской и вообще библейской истории, церковной и гражданской истории, поучения против суеверных представлений, нравственно-назидательные рассказы.
А.И. Миловидов был душой этого дела. Сам проводил чтения. Выписывал листки и брошюры для бесплатной раздачи после мероприятия. В Вильно он основал две народные библиотеки Общества ревнителей русского исторического просвещения в память имп. Александра III (в 1914 г. – свыше 36000 абонентов). Поддерживал общества трезвости. Среди бумаг Миловидова сохранились письма священников, которые делились своим опытом и впечатлениями об организации чтений на приходах. Как представитель братства А.И. Миловидов брал на себя расходы по приобретению необходимого оборудования, выписывал световые картины не только из Москвы и Петербурга, но даже из Нижнего Новгорода.
Активное участие Миловидова в жизни виленского братства выразилось в многочисленных статьях по истории, школьной и просветительской деятельности церковных братств. В 1907 г. Миловидов был избран Почетным членом Виленского Свято-Духовского братства. С 1909 г. историк входил в состав комитета Литовского епархиального древлехранилища. В 1910 г. в качестве представителя виленского братства Миловидов принял участие в полоцких торжествах по случаю перенесения мощей прп. Евфросинии. В 1912 г. он временно исполнял обязанности редактора неофициальной части Вестника Виленского Свято-Духовского братства. В том же году Миловидов был включен от братства в состав Справочного бюро по организации выборов в Государственную Думу. В начале 1914 г. он представлял братство на юбилейных торжествах в Петербурге по случаю трехсотлетия династии Романовых.
Такая активная общественная деятельность сопровождалась научной. В Вильне А.И. Миловидов проявил себя также как библиограф и археограф. С конца 1890-х годов историк изучал в виленских архивах меры гр. М.Н. Муравьева в отношении крестьянской реформы в Северо-Западном крае, школьного дела и просвещения, церковного строительства и др. Вообще виленскому генерал-губернатору и его политике посвящено около четверти публикаций А.И. Миловидова В 1901 г. статский советник А.И. Миловидов был назначен членом Комиссии по устройству и управлению Виленской публичной библиотеки. Затем его назначили также хранителем Музея древностей при Виленской публичной библиотеке. В новой должности Миловидов занимался составлением каталогов, готовил отчеты, библиографические описания, регистрировал археологические находки. Важнейшими его публикациями стали «Описание» славяно-русских старопечатных книг Виленской публичной библиотеки, двухтомное издание «Архивных материалов» Муравьевского музея по восстанию 1863-1864 гг. При этом он не оставлял научной работы: писал статьи по истории западнорусской книжности, библиотечного дела, историографии.

В 1912 г. случилась важная должностная перемена: А.И. Миловидов был назначен заведующим Муравьевским музеем в Вильне. В связи с переходом на службу в Министерство внутренних дел, он выбыл из духовного ведомства и был освобожден от преподавания в семинарии. Теперь на него легла обязанность продолжать сбор документов о деятельности гр. М.Н. Муравьева, упорядочивать архив музея и вести археографическую и публицистическую деятельность. Он обращался к читателям «Литовских епархиальных ведомостей» присылать в редакцию документы, письма, открытки, имеющие отношение к деятельности Муравьева. Из переписки историка становится известно, что он в разные годы обращался с соответствующими запросами к родственникам Муравьева и его ближайших сотрудников. Что же касается каталогизации, то разросшийся архив музея так и не был до конца упорядочен из-за начала Первой мировой войны и последующей эвакуации. Музейное имущество было упаковано для отправки летом 1915 г. По свидетельству Миловидова, вывезена была наиболее важная часть документов музейного архива – политическое отделение фондов Виленского генерал-губернатора и рукописный отдел музея. Экспонаты и архивные дела передавались на имя гр. Уваровой в Румянцевский музей в Москве. А.И. Миловидов сопровождал груз.
Однако более половины материалов Муравьевского музея остались в Вильне и пережили военное лихолетье 1915—1920 гг. Затем архивная часть была описана польскими специалистами. Часть фондов в количестве 142 томов (акты уездных начальников Плоцкой губернии) была вывезена в Варшаву. После Второй мировой войны архив Муравьевского музея был расформирован.
Вместе с эвакуацией части Муравьевского музея закончилась плодотворная деятельность Миловидова в Вильне. Окончание Первой мировой войны и последующие революционные потрясения застали его в Петрограде, где он устроился на работу в одну из секций Единого государственного архивного фонда. Его знания и опыт пригодились также в Ленинградском облархивбюро, где Миловидов заведовал Секцией культуры и быта, имея дело преимущественно с архивами дореволюционных учреждений. В условиях советского строя он как религиозный человек уже не мог заниматься публикационной деятельностью с прежним энтузиазмом.
Положительной стороной архивной и библиотечной работы А.И. Миловидова было введение в научный оборот большого корпуса документов по истории польского восстания 1863–1864 гг., кенигсбергских источников о жизни Ф. Скорины, различных материалов по истории книжности и истории отдельных храмов и монастырей в Белоруссии. Публикации материалов Муравьевского музея положили начало политической археографии Беларуси. Кроме того, в ходе своей архивной деятельности А.И. Миловидов написал очерки по истории книжности и археографии Северо-Западного края, развития библиотечного дела в Вильне, церковной истории Пинска. Не все начатое им было доведено до конца по обстоятельствам военного времени. Следует отметить также тематическую разбросанность статей А.И. Миловидова, их «юбилейный» характер. Специфической стороной публикаций историка является полемическая заостренность, борьба с усилением польской культуры и влиянием Католической Церкви. Все это носило на себе отпечаток той культурной атмосферы, которая сложилась в русском обществе Вильны в конце XIX – начале XX в.