Friday, January 23, 2026

Румынизация исторической памяти о Великой Отечественной войне в Молдавии в начале XXI века

Для постсоветского пространства память о Великой Отечественной войне является одним из важнейших элементов презентации себя в мире. Особенно это касается западной части бывшего СССР, по которой прокатились сражения войны, а население этих территорий испытало на себе жизнь в оккупации. Некоторые бывшие советские республики пытались встроить естественную коллективную историческую память о войне в собственные системы исторической политики, чуть изменив коммеморативную нагрузку, как это сделала Белоруссия или большая часть украинской элиты до 2014 года. Другие стали формировать собственное видение прошлого, восхвалявшее нацизм, коллаборационизм и геноцид местного населения на оккупированных территориях. Таким путём пошли республики Прибалтики, а после 2014 года подобную версию исторической памяти стала официально транслировать Украина.

В отличие от республик Прибалтики или части украинской элиты после распада СССР Молдавия как государство изначально не конструировала собственную историческую память через отторжение общей памяти о войне и Победе. Но этим ещё в СССР занимались лица, поменявшие собственную этническую идентичность с молдавской на румынскую. Помимо того, что они скорректировали собственную идентичность, ими была предпринята попытка навязать эту идентичность всем молдаванам. Молдавский язык с традиционной кириллицы был переведен на латинскую графику, да и само существование молдавского языка было поставлено под сомнение. Его стали маркировать как румынский. История Молдавии в школах уступила место история румын. А руководящие посты в молдавской политической системе все чаще стали занимать лица, имеющие румынское гражданство. Также на территорию Молдавии была допущена Румынская православная церковь, которая попыталась вытеснить структуры Русской православной церкви. А только Русская православная церковь официально представляет собой единственную православную каноническую структуру на территории Молдавии. Таким образом, ориентированная на Запад часть молдавской политической элиты, которая сформировалась в республике, активно деформировала представления об исторической памяти, навязывая молдавскому населению историческую память соседней страны как аутентичную. Ещё в позднем Советском Союзе попытки румынизации Молдавии вызвали массовую негативную реакцию со стороны жителей левобережья Днестра, что вылилось в создание непризнанной Приднестровской Молдавской Республики [1], переставшей подчиняться Кишиневу, а на оставшейся части Молдавии о возможном выходе из состава республики заявили гагаузы. Румынизация молдавского сознания не смогла быстро распространиться по всей территории республики, процесс на некоторое время затормозился, но не остановился. Всплески румынизации происходили при приходе к власти прозападных сил. Но и в другое время, когда эти силы не могли выиграть выборы, никакого серьёзного противодействия румынизации власти не предпринимали.

Румынизация молдавской идентичности напрямую связана с искажением исторической памяти о Великой Отечественной войне. Обострившаяся после распада СССР проблема того, являются ли молдаване отдельным народом или они румыны, живущие за пределами Румынии, предполагала в случае признания молдаван румынами воспринимать румынскую историю как собственную. В конце концов в Молдавии официально поменяли название языка, вместо молдавского молдаване стали говорить на румынском, хотя в реальности на другой язык они не переходили. Также в молдавское общество стал проникать румынский взгляд на историю. Этот новый взгляд требовал изменений в бытовании исторической культуры. Нынешняя территория Молдавии не является исконно румынской, она входила в состав Румынии непродолжительное время – в период между двумя мировыми войнами румыны оккупировали Молдавию и присоединили к своей стране, но в 1940 году были вынуждены отдать эти территории Советскому Союзу, который рассматривался всеми как советская версия России. Поэтому в данном случае речь идёт не просто о передаче территорий, а об их возвращении. А потом с 1941 года некоторое время Молдавия снова была оккупирована союзными Германии румынскими войсками. Тем не менее, прорумынские силы в Молдавии с конца 1980‑х годов стремятся сделать республику частью Румынии, а у Румынии существует другая память о войне, поскольку вплоть до 1944 года Румыния была союзником Германии.

Маршал Йон Антонеску (портрет 1942 года).

Некоторые молдавские историки, описывая Вторую мировую войну, издавали и продолжают издавать книги «в русле истории Румынии», посвященные «не участию Молдавии в Великой Отечественной войне, а добровольному участию многих солдат Румынии (ок. 700 тыс. человек) в гитлеровском походе на Восток» [2]. То есть информация преподносится в интересах страны-оккупанта. При этом территория нынешней Молдавии вошла в состав Румынии, когда последняя оккупировала её во время гражданской войны в России. До этого события нынешняя Молдавия входила в состав России. Тем не менее, некоторые молдавские историки, объясняя вторжение румынских войск в союзе с вермахтом в Молдавию, заявляли об «освобождении территорий, оккупированных Советским Союзом летом 1940 года» [3]. Молдавская школьная литература готовит детей и подростков к восприятию подобных заявлений, потому что «главным румынским героем ХХ века, спасителем страны, предстает в учебнике сподвижник Гитлера маршал Йон Антонеску. Авторы школьных учебников рассматривают события войны преимущественно его глазами, словно из румынско-фашистских окопов. При этом ни слова не говорится о преступлениях, в том числе – о сотне тысяч убитых румынскими оккупантами евреев. Холокост на территории Бессарабии в современных учебниках отрицается, и более того, в работах некоторых авторов ответственность за Холокост даже возлагается на самих евреев» [4].

Расстрел евреев в Кишинёве в период немецко-румынской оккупации 1941 – 1944 годов.

После государственного переворота 2014 года на Украине и начала вооруженного конфликта на Донбассе, в котором украинская сторона широко использовала нацистскую символику, а ее оппоненты из народных республик – русско-советскую, свое смысловое наполнение усилила георгиевская ленточка. Она появилась как символ Победы и памяти о Великой Отечественной войне ещё до украинских событий, но при столкновении в символическом пространстве донбасского конфликта с одной стороны нацисткой свастики, а с другой – георгиевской ленточки, последняя приобрела более мощный антинацисиский смысл. Если георгиевская ленточка является символом Победы над нацистами, а также их союзниками, то ее символизм вступает в противоречие с наполнением молдавской научной и школьной литературы, в которой союзник А. Гитлера И. Антонеску представлен положительным персонажем истории. Стремление запретить георгиевскую ленточку усилилось у молдавских проевропейских политиков с 2014 года, но тогда правительство отреагировало однозначно: «Использование в Молдове георгиевской ленточки в культурных, социальных или любых других законных целях не представляет опасности» [5]. Поэтому распространение георгиевской ленточки вызвало у ряда молдавских депутатов в 2015 году очередное стремление к ее запрету. Мотивом к запрету послужило, помимо использования ее на востоке Украины в качестве символа против украинского неонацизма, еще и то, что «георгиевская лента не имеет никакого отношения к трагедии Второй мировой войны и является фальшивым символом» [6]. Несомненно, что для унионистов [7] проигрыш Германии и, соответственно, Румынии как немецкого союзника, является трагедией Второй мировой войны, а георгиевская ленточка лишь напоминает об этом.

Коллаж по мотивам попытки запрета георгиевской ленточки в Молдавии.

Ситуация усугубилась с приходом к власти в Молдавии в конце 2020 года М. Санду, имеющей, помимо молдавского, еще и румынское гражданство. В 2021 году в Кишинёве был открыт памятник солдатам румынской армии времен Второй мировой войны, то есть союзникам нацисткой Германии. Памятник был открыт с воинскими почестями и военным оркестром, а на памятной плите была надпись «К 80‑летию освобождения Бессарабии и северной Буковины румынскими войсками». Под освобождением понималась оккупация Германией и её союзниками западных территорий СССР. Нужно отметить, что в 1937 году, то есть в то время, когда Молдавия находилась в составе Румынии, по инициативе одного из румынских генералов, на этом месте был открыт памятник, посвященный братству русской и румынской армий в период Первой мировой войны, который был утерян предположительно в 1944 году [8].

Памятник румынским солдатам, воевавшим на стороне нацистской Германии (открыт в Кишинёве в 2021 году).

Как выразился один из молдавских учителей, установка подобных памятников стала возможна после того, как молодое поколение прошло обучение по молдавским учебникам истории, которые готовились на деньги не молдавского, а румынского правительства. В молдавских школьных учебниках нет упоминания о Мюнхенском соглашении 1938 года, некоторых значимых событиях войны – Сталинградской и Курской битвах, а «оккупационный режим фашиста Антонеску был, оказывается, “мягким”». Помимо того из молдавского школьного образования полностью убран термин «Великая Отечественная война». Говорится только о Второй мировой войне. Упоминание о Великой Отечественной войне отсутствует, но историческая память о ней широко распространена, поэтому для молдавских граждан упоминание таких дат, как 22 июня или 9 мая, вполне актуально. Но учебники не дают информацию, почему эти даты так важны для жителей бывшего советского пространства. Историческая память отсылает к тому, что эти даты – начало и окончание войны, но, так как в учебниках присутствует лишь Вторая мировая война, то многие школьники ошибаются в датах, выдавая дату начала Великой Отечественной войны за дату начала Второй мировой. Учебники же, не упоминая о Великой Отечественной войне, только усугубляют ситуацию [9].

Интересно, что при «пророссийском» молдавском президенте И. Додоне, в 2017 году 9 мая стал дополнительно отмечаться еще и День Европы. Сменившая И. Додона на посту президента М. Санду и её окружение воспользовались этой получившейся накладкой, чтобы снизить значимость Дня Победы. Молдавский премьер-министр Н. Гаврилице призвала молдаван в 2022 году не праздновать День Победы масштабно, чтобы «не пропагандировать ненависть». Взамен премьер предложила сосредоточиться на продвижении евроинтеграции [10].

В 2022 году в Молдавии была запрещена георгиевская ленточка. С одной стороны, это была попытка дистанцироваться ту часть молдаван, которая поддержала СВО, от демонстрации символов поддержки, поскольку одновременно было запрещено использование в качестве символов букв «Z» и «V», также были запрещены российские новости. С другой стороны, это был удар по естественной исторической памяти, потому что под запрет попали и советские военные фильмы [11]. Это вызвало недовольство противников евроинтеграции, но основной конфликт возник вокруг георгиевской ленточки. Обжалование запрета происходило через суд, который признал, что положение о запрете георгиевской ленты является конституционным «только в случае, если оно применимо “к фактам совершения или в целях оправдания действий военной агрессии, военных преступлений или преступлений против человечности”» [12]. Таким образом, использование георгиевской ленточки как символа Победы в Великой Отечественной войне было официально разрешено.

Молдавская элита после прихода к власти М. Санду все более однозначно ориентируется на румынскую версию истории. В 2022 году министерство культуры Молдавии заявило: «28 июня отмечается день присоединения Бессарабии к Советскому Союзу. Советские войска аннексировали районы Бессарабии, Северной Буковины и область Герца, в то время территории румынского государства» [13]. Этим заявлением было проигнорировано, что до того времени эти земли были территорией России, а Румыния оккупировала их, пользуясь ситуацией гражданской войны в России. В данном случае молдавские унионисты поступили так, как поступают носители любого национализма – они попросту выбирали удобную для пропаганды временнỳю отправную точку, которая их устраивала. То, что было ранее выбранной отправной точки, умалчивалось, потому что не слишком соответствовало идеологической сути. Помимо того, министерство культуры упомянуло, что «советский период пагубно сказался на румынской идентичности молдаван» [14]. То есть с точки зрения министерства культуры граждане Молдавии молдаване лишь по паспорту, а по идентичности они румыны.

Чуть позже, находясь с визитом в Литве, молдавский президент М. Санду заявила, что «Молдавия, как и Литва, имеет опыт иностранной оккупации, она подвергалась вторжению СССР и помнит об этом» [15]. В данном заявлении М. Санду права лишь отчасти. Молдавия действительно имеет опыт иностранной оккупации, но со стороны Румынии, которая сначала захватила территории Бессарабской губернии России в период гражданской войны, а потом в 1941 году оккупировала территорию Молдавской ССР. Та территория, на которой расположена современная Молдавия, впервые вошла в состав Румынии именно по факту её захвата в период гражданской войны в России.

Также не нравятся молдавскому президенту и песни о войне. Например, в конце 2022 года М. Санду заявила, что расследованием, почему в городе Бельцы дети в советской военной форме исполняли песни о войне, должны заниматься спецслужбы. В военных песнях М. Санду обнаружила угрозу национальной безопасности [16].

Танковая колонна «За советскую Молдавию» (1942 год).

Вслед за Украиной Молдавия думает над снесением всех советских памятников, поскольку, по мнению некоторых политиков, «именно наличие советских памятников мешает стране двигаться в ЕС» [17]. Однако против демонтажа памятников выступают многие политики и простые люди, поэтому унионисты занялись осквернением памятников, посвященных советскому и русскому имперскому наследию [18].



Действующая армия. Делегация женщин Молдавии, построивших на свои сбережения самолет-истребитель имени Марины Расковой, передает машину летчикам авиачасти. / Из фондов Центрального Государственного архива кинофотодокументов СССР/. Фото Леонида Великжанина. Репродукция Фотохроники ТАСС.

Таким образом, молдавская версия политики памяти слабее прибалтийской, потому что молдавское общество не так подвержено русофобии, как общества стран Прибалтики. Память о Великой Отечественной войне в массе молдаван не деформировалась под политическим давлением, хотя и официальная пропаганда, и школьное образование подталкивают именно к этому. Помимо того, наличие в обществе памяти о румынской оккупации, а не освобождении, как утверждают унионистские пропагандисты, позволяет сохранять молдавскую историческую память в естественном виде.

Иллюстрации из открытых источников Интернет.

[1] Об исторической памяти Приднестровья см.: Гронский А. Историческая память приднестровцев: против нацистско-румынской оккупации и за Россию // Наука. Вера. Культура. URL: https://naukaverakuljtura.com/историческая-память-приднестровцев/ (дата обращения 4.01.2026).

[2] Галинский И. Молдавия идет по пути «балтизации» исторической памяти // RuBaltic.Ruh. URL: https://www.rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/28052015-moldova/ (дата обращения: 4.01.2026).

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Кармазин И. Битва за ленту: в Молдавии повторно запрещают символ Победы // Известия. URL: https://iz.ru/1500952/igor-karmazin/bitva-za-lentu-v-moldavii-povtorno-zapreshchaiut-simvol-pobedy (дата обращения: 4.01.2026).

[6] Галинский И. Молдавия идет по пути «балтизации» исторической памяти.

[7] Унионисты (от позднелат. unio – союз) – молдавские активисты, стремящиеся к поглощению Молдавии Румынией.

[8] В Кишинёве открыли памятник воевавшим на стороне нацисткой Германии румынам // РИА новости. URL: https://ria.ru/20211026/pamyatnik-1756391538.html (дата обращения: 4.01.2026).

[9] Паскарь Е. Почему в молдавском учебнике истории нет ни слова о Великой Отечественной войне [интервью Б. Шаповалова] // Sputnik Молдова. URL: https://md.sputniknews.ru/20210509/pochemu-v-moldavskom-uchebnike-istorii-net-ni-slova-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-34665621.html (дата обращения: 4.01.2026).

[10] Ермолов М. Не верь, не празднуй, не смотри: зачем Молдавия запрещает георгиевскую ленту и советские фильмы // Газета.ру. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2022/04/15/14738660.shtml (дата обращения: 4.01.2026).

[11] Там же.

[12] Пашкова Л. Суд в Молдавии объяснил, когда можно носить георгиевскую ленту // РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/11/04/2023/643583879a7947550acb1e8a (дата обращения: 4.01.2026).

[13] В Молдавии назвали советской оккупацией освобождение страны от фашистов в 1944 году // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15061561 (дата обращения: 4.01.2026).

[14] Там же.

[15] «Мы помним эти преступления»: Санду заявила об опыте советской оккупации // NEWS.RU. URL: https://news.ru/world/my-pomnim-eti-prestupleniya-sandu-zayavila-ob-opyte-sovetskoj-okkupacii/ (дата обращения: 4.01.2026).

[16] Санду: Дети, которые поют о победе над фашизмом, должны попасть под контроль спецслужб // Царьград. URL: https://md.tsargrad.tv/news/sandu-deti-kotorye-pojut-o-pobede-nad-fashizmom-dolzhny-popast-pod-kontrol-specsluzhb_686108 (дата обращения: 4.01.2026).

[17] Режим Санду готовит снос всех советских памятников в Молдове // Политнавигатор. URL: https://www.politnavigator.net/rezhim-sandu-gotovit-snos-vsekh-sovetskikh-pamyatnikov-v-moldove.html (дата обращения: 4.01.2026).

[18] В посольстве России прокомментировали осквернение памятников в Молдове // Евразия Эксперт. URL: https://eurasia.expert/v-posolstve-rossii-prokommentirovali-oskvernenie-pamyatnikov-v-moldove/ (дата обращения: 4.01.2026).

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации