Tuesday, November 26, 2024

«Польский вопрос» в позднесоветский период на страницах областного издания «Гродненская правда»

Аннотация

Статья посвящена анализу публикаций газеты «Гродненская правда» о положении польского меньшинства и деятельности польских институций в Советской Беларуси периода перестройки. Беспристрастный взгляд на события тех лет сквозь призму региональной прессы позволяет развенчать миф о тотальных притеснениях, которые якобы испытывали активисты польского этнополитического движения со стороны властей.

_________________________________________________________

Активисты польского этнополитического движения в Беларуси традиционно позиционировали и позиционируют свою деятельность как перманентную борьбу с административным аппаратом, который якобы всячески препятствует реализации интересов польского меньшинства [1]. Анализ материалов газеты «Гродненская правда», учредителями которой являлись партийные и советские органы области (Гродненский обком и горком КПБ, областной и городской Советы народных депутатов), позволяет утверждать, что во многих случаях местные власти позднесоветского периода не только не препятствовали инициативам польских «этнических предпринимателей», но и прямо поощряли их. В номерах издания за 1988–1991 гг. отсутствуют редакционные материалы, в которых деятельность польских институций (Польское культурно-просветительское общество им. А. Мицкевича, «Союз поляков Беларуси» и др.) оценивалась бы однозначно негативно (в порядке дискуссии публиковались некоторые критические отзывы о данных организациях отдельных лиц, не являвшихся корреспондентами газеты).

Газета «Гродненская правда». Фото автора.

В Вороново руководитель районного отдела народного образования П. Орлик инициировал создание местного польского культурно-просветительского общества, всячески поддерживал родителей, выступавших за обучение своих детей польскому языку [2, с. 4]. Характерный эпизод имел место в д. Лососно Гродненского района в 1988 г. Местные жители сомневались в целесообразности введения образования на польском языке, убедить их смог только директор школы: «В мае прошлого года здесь состоялось собрание педагогического коллектива, на котором рассматривался вопрос изучения польского языка. Грустно было видеть, как учителя польской национальности, в кулуарах не раз высказывавшие мысль о необходимости введения этого предмета в школьную программу, на сей раз или отмалчивались, или возражали. Лишь после решительного выступления директора школы было принято постановление, которое предусматривает изучение польского языка как самостоятельного предмета с третьего класса» [3, с. 3].

Примечательно, что до событий августа 1991 г. лидеры белорусских поляков хотя и позволяли себе осторожную критику в адрес властей за их недостаточное внимание к интересам польской диаспоры, в целом оценивали действия руководства области позитивно. Так, в сообщении об отчетно-выборной конференции Польского культурно-просветительского общества им. А. Мицкевича содержались следующие пассажи: «На конференции отмечалось, что работа многочисленных активистов по возрождению духовных ценностей своего народа была бы затруднительной, если бы она не поддерживалась областным комитетом партии и облисполкомом. Они глубоко вникают в проблемы, которые решает общество, оказывают всестороннюю помощь» [4, с. 3]. Лидер польского этнополитического движения в Советской Беларуси Т. Гавин в интервью корреспонденту «Гродненской правды» (сентябрь 1989 г.) подчеркивал отсутствие проблем в отношениях между активистами польской диаспоры и властями города и области. Так, при содействии горкома КПБ и Гродненского горисполкома состоялось торжественное мероприятие, в ходе которого 20 жителей Гродненской области получили из рук консула Польской Народной Республики Г. Калиновского медаль «Участнику оборонительных боев 1939 г.». Власти региона также оказали поддержку в организации в Гродно концерта студентов Люблинского католического университета [2, с. 4].

Риторика Т. Гавина стала более радикальной после августовских событий 1991 г. В интервью 5 ноября 1991 г. он отмечал: «На сегодняшний день Беларусь является единственной республикой, где власти никаким образом не финансируют организации польского национального меньшинства. Вы видите, что мы выделяем свои средства на оплату учителей, издание газеты “Глос знад Нёмна” и т.д. … Все это свидетельствует о том, что у нас не понимают проблемы и не проявляют к ней интереса. Делают вид, что ее не существует. Такая политика недальновидна. Согласиться с существующим положением мы, безусловно, не можем и будем отстаивать свои права. Именно предыдущее правительство республики, господствующая тогда идеология КПБ – КПСС уничтожили и польские школы, и все то, что было связано с культурой. Поэтому сегодня святой обязанностью является – возродить уничтоженное. А наша задача как общественной организации – помочь в этом. Пока все наоборот» [5, с. 2].

Т. Гавин. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/

В ряде материалов издания подчеркивалось, что общественные организации польского национального меньшинства занимались искусственной политизацией этничности, не оказывали реальной практической помощи в решении вопросов, связанных с удовлетворением культурных потребностей поляков Советской Беларуси. В частности, депутат Гродненского областного совета народных депутатов И. Голосюк описывал ситуацию с изучением польского языка в Волковыске следующим образом: «Во всех школах Волковыска, без исключения, организовано обучение желающих польскому языку: примерно около 50 человек в каждой школе. Следует отметить, что обучение проводится учителями, которые прошли подготовку на специальных курсах. Материальная база также отсутствует. Общество им. А. Мицкевича никакой помощи, кроме сбора заявлений от родителей, не оказывает» [6, с. 3]. Секретарь Вороновского райкома КПБ Н. Пушненкова во время проведения круглого стола по межнациональным отношениям в Гродненской области (апрель 1989 г.) ответила на критику активиста Польского культурно-просветительского общества им. А. Мицкевича Р. Кацынеля об отсутствии отделения данной организации в районе, в котором, согласно данным переписи населения, более 80 % жителей являлись поляками: «Не согласна, что коль в районе нет польского культурно-просветительского общества, то и работа не ведется. У нас создано общество любителей поэзии А. Мицкевича, потому что есть связанные с его именем места. По инициативе райкома партии разработана программа по благоустройству этих мест. Создаем музей А. Мицкевича. Есть польские кружки, 6 человек поедут в Польшу учиться. Да и надо ли нам общество, если такой процент поляков в районе? Мы должны вести такую политику, чтобы развивалась польская культура, чтобы книги на этом языке были в каждой библиотеке. Кстати, надо, чтобы район централизованно снабжался польской литературой. Пока мы покупаем ее в Минске за наличные деньги. И почему бы кому-нибудь из вашего общества не подъехать в наш район?» [7, с. 2].

В ходе работы этого же круглого стола инспектор управления народного образования облисполкома К. Кулик сообщил о ситуации в Лососнянской школе (как отмечалось выше, в данном учебном заведении под нажимом директора было введено изучение польского языка как отдельного предмета с третьего класса). Уже к концу учебного года количество изучавших польский язык детей уменьшилось с 19 до 9. К. Кулик указал свое видение причин данной ситуации: «Это произошло не потому, что в управлении народного образования кто-то против польского языка. Изучать сразу несколько языков: русский, белорусский, польский и английский, детям не под силу» [7, с. 2].

Пополнение районных библиотек литературой на польском языке (это было одним из главных требований активистов польского этнополитического движения в Советской Беларуси) также не представляло для местных жителей сколь-либо серьезной важности. Заведующий отделом обработки и комплектования Вороновской районной библиотеки Т. Микутайтис отмечал: «Польские книги не пользуются спросом, хотя есть среди них очень интересная художественная литература» [2, с. 4].

В марте 1991 г. в «Гродненской правде» была опубликована резонансная статья известного биохимика, академика Ю. Островского. Автор утверждал ошибочность принципа «католик – значит поляк», приводил примеры (в том числе из жизни своих близких родственников), свидетельствовавшие о возможности манипулирования статистикой, отражавшей национальный состав населения (в этом были, в частности, уличены власти межвоенной Польши). Ю. Островский приводил весьма болезненные для активистов польского этнополитического движения доводы: «Рассказав однажды эту историю (о «смене» национальной принадлежности своих родственников в результате переписей населения – авт.), я закончил ее шуткой: “Я такой же турок, как некоторые из сидящих в зале поляки…”. В перерыве ко мне подошел один из активистов польского общества им. А. Мицкевича с претензией, что я белорусский националист, шовинист и т.д. Этот человек считал резонным сообщить мне, что в соответствии с рекомендациями ООН национальность определяется тем, что и как данный человек “чувствует”. На мой вопрос, может ли негр-нигериец “почувствовать” себя поляком, оппонент лишь открыл от неожиданности рот, но не дал вразумительного ответа. Самый рациональный для наших условий принцип – если ты и твои прародители всегда проживали на конкретной географической территории и новых генов не привнесли тебе извне, ты сын или дочь основного народа» [8, с. 2].

Вопреки заявлениям «этнических предпринимателей», региональные власти Гродненщины не чинили препятствий польским культурным институциям, во многих случаях сами становились инициаторами создания их отделений. В то же время на страницах газеты «Гродненская правда» нашли отражение процессы политизации этничности. Организации поляков Беларуси часто искусственно вносили в повестку дня вопросы образования на польском языке, пополнения библиотек польскоязычными книгами – «паспортные поляки» в большинстве своем оставались равнодушными к данным инициативам. Авторы ряда статей газеты утверждали, что активисты Польского культурно-просветительского общества им. А. Мицкевича делали ставку на агрессивную агитацию и не проявляли особого рвения в деле практической помощи на местах.

Литература

1. Гавiн Т. Пад прэсінгам палітыкі. Польская нацыянальная меншасць у Беларусi ў 1919–2017 гг. Беласток 2018. 428 с.

2. Новицкая Л. Свои среди своих // Гродненская правда. 1989. 7 сентября. С. 4.

3. Котский В. Возвращение ценностей. В области действует культурно-просветительское общество им. А. Мицкевича // Гродненская правда. 1989. 25 января. С. 3.

4. Скробоцкий Е. По пути возрождения. Заметки с отчетно-выборной конференции польского культурного-просветительского общества им. А. Мицкевича // Гродненская правда. 1990. 9 января. С. 3.

5. Карачун Р. Шлях да еднасці – праз згоду // Гродненская правда. 1991. 5 ноября. С. 2.

6. Карачун Р. Мовы матчынай гучанне, або Некалькі пунктаў гледжання на яе адраджэнне // Гродненская правда. 1991. 9 января. С. 3.

7. Круглый стол «Гродненской правды». Межнациональные отношения: пять часов размышлений // Гродненская правда. 1989. 6 апреля. С. 2.

8. Островский Ю. Белорусы: генетика, религия, национальность // Гродненская правда. 1991. 7 марта. С. 1–2.

Олег КАЗАК
Олег КАЗАК
Казак Олег Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета

последние публикации