Sunday, February 1, 2026

Политический имидж активистов национальных движений в Беларуси в первой половине 1990-х гг. (на примере З.Позняка и Н. Шеляговича)

Аннотация

Статья посвящена анализу политических образов двух политических деятелей Республики Беларусь первой половины 1990-х гг. – руководителя «Белорусского народного фронта» З. Позняка и лидера западнополесского этнополитического движения Н. Шеляговича. Деятели являлись авторами концепций, в которых были представлены разные взгляды на этнополитическое будущее Республики Беларусь. З. Позняк и Н. Шелягович участвовали в выборах президента Беларуси в 1994 г. Делается вывод о разной степени проработанности имиджа политиков, что во многом предопределило результаты электоральной кампании.

______________________________________________________________

Республика Беларусь в первой половине 1990-х гг., как и прочие постсоветские государства, была пространством борьбы за власть, апогеем которой стали первые президентские выборы летом 1994 г. Среди претендентов на пост президента Республики Беларусь необходимо выделить двух кандидатов, которые, представив свои идеи белорусскому обществу, активно старались конвертировать их в политические дивиденды. Речь идет о лидере «Белорусского народного фронта» (далее – БНФ), одном из самых радикальных сторонников идей белорусского национализма З. Позняке и лидере западнополесского этнополитического движения Н. Шеляговиче. Оба политика активно прибегали к конструированию политических образов, которые могли быть востребованы электоратом.

З. Позняка (род. в 1944 г.) с молодых лет отличали приверженность радикальному этническому национализму и антикоммунизму. В 1974 г. З. Позняк, будучи работником Института этнографии, искусствоведения и фольклора Академии наук БССР, подготовил 47-страничную машинописную брошюру «Положение в Белоруси» (оригинальное написание – авт.). Свою работу, подписанную псевдонимом «Генрих Ракутович», З. Позняк пытался передать за рубеж, однако сделать этого ему не удалось. Изложенные в брошюре тезисы перекликаются с более поздними статьями и публичными выступлениями З. Позняка (начиная со времен перестройки), а также программой БНФ, что позволяет проследить его становление как публичного интеллектуала и политика [1, с. 251–257]. Население Беларуси в данной работе позиционируется как безвольный объект манипуляций «российского империализма», результатами которых якобы стали денационализация, экологическая и моральная катастрофа (такие негативные качества, как пьянство и леность, приписываются «русскому влиянию»). Обращает на себя внимание отчетливый антимодернизм взглядов З. Позняка: по его мнению, превращение Беларуси в «сборочный цех» СССР привело к истощению природных и экономических ресурсов, вследствие чего предлагалось «остановить самоубийственный и бессмысленный промышленный рост» [2].

Брошюра З. Позняка «Положение в Беларуси». Источник: https://vytoki.net/?docs=00017395

Во время избирательной кампании 1994 г. З. Позняк очень обстоятельно подошел к позиционированию собственного политического образа. В предвыборных агитационных материалах подробно описывались биография З. Позняка и судьба его семьи, которые должны были наглядно продемонстрировать репрессивность советской политической системы. В рассмотренных материалах, в частности, сообщалось, что дед З. Позняка, известный публицист и активист «Белорусской христианской демократии» (партия, которая действовала в межвоенный период на территории Западной Беларуси, входившей в состав Польши) Я. Позняк был репрессирован в 1939 г., что значительно осложняло карьерные перспективы будущего политика. На войне погибли отец и оба дяди З. Позняка. Свою дальнейшую жизнь З. Позняк описывает как череду преодолений трудностей, «поиска правды» в дискуссиях с начальством. В этой связи упоминается увольнение с работы (якобы по политическим причинам) в 1975 г., защита кандидатской диссертации в Ленинграде в 1981 г. (с указанием о том, что власти БССР чинили преграды научной деятельности). Не желая, чтобы тяготы его «борьбы за правду» вынуждали страдать других людей, З. Позняк долгое время не решался создать собственную семью (женился только в 50-летнем возрасте). З. Позняк позиционировался как чрезвычайно скромный в бытовом плане человек, который никогда не пользовался льготами и привилегиями, не имел даже дачи и автомобиля [3, л. 27–29].

Основными чертами конструируемого имиджа З. Позняка были скромность, честность и бескорыстие. Отсылки к тяжелому детству, погибшим на войне родственникам должны были служить подтверждением «закаленности» политика, его готовности занять ответственный президентский пост. Дополнительным символическим капиталом З. Позняка должна была стать его глубокая религиозность, сочетавшаяся с творческой свободой, наличием множества талантов (в материалах герой позиционировался как спортсмен, историк, искусствовед, признанный фотохудожник, оригинальный поэт и эссеист). Подчеркивалось, что именно эти качества максимально соответствовали требованиям к главе государства, получившего независимость «после мрачной эпохи коммунизма» [3, л. 27 об.–28].

Большое внимание авторы агитационных материалов уделяли общественно-политическим достижениям З. Позняка. Декларировались лозунги «власти для народа, а не для коррумпированной номенклатуры», «установления в обществе законности и порядка», формирования «правительства ответственных профессионалов» [3, л. 26]. З. Позняку и его коллегам по фракции БНФ в Верховном Совете БССР (Республики Беларусь) приписывались заслуги в возвращении православных и католических храмов верующим, объявлении некоторых религиозных праздников выходными днями, обнародовании правды о сталинских репрессиях и последствиях аварии на Чернобыльской атомной электростанции, выявлении фактов коррупции в высших эшелонах власти [3, л. 27 об.].

Сведения о кандидатах в президенты, 1994 г. Открытые источники интернет.

Имидж партии БНФ во многом стал неотделим от пафосного образа ее «бескомпромиссного лидера» З. Позняка. Партия стала приобретать черты элитарного сообщества, ориентированного на выполнение социальных, экономических и культурных запросов «титульной нации» – белорусов (использование белорусского языка и солидарность с идеями этнического национализма были обязательными атрибутами отнесения людей к «титульной нации»). З. Позняк при этом позиционировался в качестве рупора данных требований. Предвыборная кампания политика проходила под лозунгом «Порядок и справедливость».

Предвыборная риторика З. Позняка весной 1994 г. была явно популистской, изобиловала пассажами о «справедливом перераспределении», необходимости борьбы с коррумпированной бюрократией [4, s. 194]. По мнению современного историка А. Левицкого, радикальный популизм БНФ и его лидера З. Позняка обусловил нежелание данной политической силы идти на компромисс с властью (в частности, с премьер-министром БССР (Беларуси) в 1990–1994 гг. В. Кебичем). «Народный Рух Украины» в переходный период, напротив, признал свой статус «слабой силы» и поддержал «национал-коммуниста» Л. Кравчука, ставшего первым президентом суверенной Украины [4, s. 58].

В программных документах З. Позняка уделялось внимание и внешней политике. В них шла речь о двух возможных путях развития Беларуси: «Либо назад – в коммунизм, в попрошайничество и обман, в состояние российской колонии, либо вперед – к современной культурной европейской стране со здоровой рыночной экономикой». Утверждалось, что «молодые белорусы выбирали путь в Европу» [3, л. 28].

З. Позняк. Источник: ttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5e/2008.06.16._Lawon_Barszczeuski_and_Zianon_Pazniak_Fot_M_Kubik.JPG

Публицист и филолог Н. Шелягович (род. в 1956 г.) известен как лидер западнополесского этнополитического движения конца 1980-х – первой половины 1990-х гг. Н. Шелягович также участвовал в президентской кампании 1994 г., для популяризации своего образа использовал газету «Збудінне» («Пробуждение») – печатный орган возглавляемого им Общественно-культурного объединения «Полісьсе», а также районные газеты Брестской области. Политик в одном из воззваний прямо заявлял о 1,5 млн западных полешуков в республике, защитником интересов которых он якобы и являлся [5, с. 1].

В основе предвыборной кампании Н. Шеляговича лежала идея защиты местных (региональных) интересов. Политик выступал за выравнивание экономических и социально-бытовых условий жизни в столице и провинции, эволюционный ход реформ. Н. Шелягович ратовал за экономическую интеграцию Беларуси и России [6, с. 2; 7, с. 1], что кардинальным образом отличало его взгляды от позиции З. Позняка, который трактовал экономические проблемы в стране как следствие «российского империализма».

Н. Шелягович выступал резко против построения в Беларуси этнократического государства, в котором представители «нетитульных наций» были бы поражены в правах. Политик неоднократно постулировал концепцию «славянской Швейцарии», согласно которой должно было быть обеспечено «равноправие всех основных национальных общин – и белорусской, и русской, и западнополесской, и польской и т.д.» [7, с. 1]. Примечательна позиция Н. Шеляговича в языковом вопросе. Лидер западнополесского движения считал, что «официальным языком надо утвердить тот, который де-факто таковым и является – русский». Белорусский, западнополесский, польский языки должны были стать, по мнению политика, языками культуры, науки, образования [6, с. 2].

Н. Шелягович в жюри фестиваля «Етвызь». Газета «Збудинне».

Факты биографии, которые представил Н. Шелягович избирателям во время президентской кампании 1994 г., должны были продемонстрировать пример успеха человека из провинции, который, несмотря на не самые лучшие «стартовые позиции», всего в жизни добился сам. О каких-либо конфликтах с представителями властных и интеллектуальных элит Беларуси здесь не сообщалось (хотя данный нарратив был характерен для более ранних и поздник выступлений в прессе Н. Шеляговича). Избиратели могли узнать, что Н. Шелягович родился в рабочей семье, служил в Советской Армии, закончил филологический факультет Белорусского государственного университета, позже обучался в Институте языкознания им. Якуба Коласа Академии наук БССР, где готовил диссертацию, посвященную западнополесским диалектам. Подчеркивались управленческие и организационные способности политика (был руководителем Общественно-культурного объединения «Полісьсе»), его эрудированность (владел шестью языками).

Таким образом, лидеру БНФ и всего крайнего националистического крыла политического спектра Беларуси первой половины 1990-х г. З. Позняку удалось создать имидж политика, востребованный частью белорусского общества. З. Позняк смог в выгодном свете представить собственную биографию, которая тесно переплетались с постулируемыми идеями «пробуждения» и «возрождения» Беларуси. Личные драмы и неудачи, воззрения и чаяния кандидата в президенты персонифицировались в судьбы страны и были искусственно «раздуты» до общегосударственных масштабов, что нашло отклик среди определенных слоев населения (в частности, творческой интеллигенции). Впрочем, преувеличивать масштаб данной поддержки не следует. Согласно данным социологических исследований, БНФ в 1994 г. имел рейтинг доверия 9,4 %, в 1995 г. – 8,9 % [8, с. 1–6].

Н. Шелягович в своих попытках создания политического имиджа, привлекательного для широких слоев населения Беларуси, был менее успешным. Образ простого человека, родившегося, выросшего, состоявшегося в стабильное послевоенное время, не стал популярным у избирателей. К тому же защита узкорегиональных интересов Брестчины, конструирование малопонятной концепции существования отдельного полесского народа вызывали отторжение у части населения.

Н. Шелягович сформировал небольшую инициативную группу (153 человека), которой не удалось собрать необходимые для получения статуса кандидата в президенты 100 тыс. подписей избирателей. Инициативная группа З. Позняка (более 2,7 тыс. человек) собрала почти 217 тыс. подписей избирателей, что позволило лидеру БНФ участвовать в первом туре президентских выборов 1994 г., где он занял третье место.

Литература

1. Островская Т. Культура и сопротивление: Интеллигенция, инакомыслие и самиздат в советской Беларуси (1968–1988). М.: Новое литературное обозрение, 2025. 392 с.

2. Генрих Ракутович [Позняк З.]. Положение в Белоруси. – URL: https://vytoki.net/?docs=00017395 (дата обращения: 04.11.2025).

3. Государственный архив Брестской области. Ф. 815. Оп.10. Д. 3778.

4. Liavitski A. Die Perestroika, die Intelligenzija und die Geburt des Weißrussischen Populismus, 1988–1997. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2024. 271 s.

5. Кандидат в президенты Беларуси прежде подумает, чем скажет, что Полесье – это географическая низменность, а Полешук – это кто-то вроде хохла // Збудiнне. 1994. 1–30 апреля. С. 1, 3.

6. Аб здаровым працэсе гаварыць не прыходзiцца // Кобрынскi веснiк. 1994. 7 мая. С. 2.

7. Ушло ли время крайностей? // Полесская правда. 1994. 21 мая. С. 1.

8. Котляров И. В., Горшкова Т. А. Политические партии Беларуси: справочник. Минск: Белорусский институт информации и прогноза при Администрации Президента Республики Беларусь, 1995. 6 с.

Олег КАЗАК
Олег КАЗАК
Казак Олег Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета

последние публикации