Tuesday, November 26, 2024

От истока к нашим дням. Ч.6. Константинопольский патриарх: Белоруссия в фокусе

Как же относилась Русская Церковь к Константинопольской? С братской любовью и всемерным уважением.

            Свои отношения с Вселенским Патриархатом, как и со всеми поместными Православными Церквами Русская церковь строила на основании апостольской заповеди «сохранять единство духа в союзе мира» и происходящей из нее обязанности братской взаимопомощи и взаимодействия в различных областях церковной жизни.

            И Русская Церковь от первых столетий своего бытия до настоящего времени оказывает содействие, которое характеризуется непрекращающейся материальной помощью, а также духовной поддержкой.

            Символично, что резиденция Вселенского Патриарха, церковь Святого Георгия, была построена в 1601 г. на деньги Московского царя Феодора Иоанновича, сына Ивана Васильевича Грозного.

            Продолжалась поддержка и при Петре I, когда на донесение (соединенное с просьбой) Патриарха о том, что Церковь Божия в Константинополе пришла от тяжких налогов турок в «великое оскудение» и впала в «неоплатные долги», император посылает ей каждый год 3 тысячи рублей (на 1 рубль в 1718 г. можно было купить: 100 куриц (живых), 8 овец, 4 пары сапог, 3000 кг ржаного хлеба)[1].

            С XVIII столетия помимо материальной помощи Русская Церковь оказывает дипломатическую поддержку православным в Османской империи.

            Так, по мирному договору 1774 г., Россия получила право покровительства православным христианам, подданным Турции. Это право было подтверждено договорами: Ясским 1791 г. и Бухарестским 1812 г., заключенными после войн России с Турцией.

            При Анне Иоанновне (1730-1740) Константинопольскому Патриарху ежегодно выдается большая денежная сумма.

            Святейший Синод, помимо единовременных субсидий (бывших систематическими) Константинопольскому престолу, со времени основания «Богословской школы Великой Христовой Церкви» на острове Халки (с 1844 г.) ежегодно переводил на ее содержание две тысячи рублей золотом. Высылал также Святейший Синод в Константинополь священные облачения, священные сосуды и т. д.

            В Синодальный период «отношения Русской Церкви к Константинопольскому престолу характеризовались полнейшей доброжелательностью, постоянной братской поддержкой и в случае нужды покровительством при неизменном уважении к кафедре святого Иоанна Златоуста. Взаимно Константинопольская Церковь в лице лучших своих представителей всегда отдавала должное младшей, но более сильной Сестре — Церкви Российской. Повседневные тесные братские отношения двух Церквей не испытывали никаких серьезных трений»[2].

            Серьезные трения двух Церквей возникли при Константинопольском патриархе Варфоломее (1940 г. рождения), который был избран Вселенским патриархом в 1991 году.

            Чтобы понять, почему это произошло, познакомимся с некоторыми эпизодами его биографии. Варфоломей как гражданин Турецкой Республики с 1961 по 1963 год  выполнял воинские обязанности в качестве офицера запаса турецкой армии. С 1963 по 1968 год учился в аспирантуре по стипендии Вселенского Патриархата в Институте востоковедения в Риме, Экуменическом институте Босси в Швейцарии и Мюнхенском университете. Он получил степень доктора канонического права в Григорианском университете Рима.

            Как видим, в молодом возрасте Варфоломей в течение пяти лет прошел обучение в ведущих институтах и университете Запада, получил прекрасное образование. В дальнейшем поддерживает отношения с Римско-католической церковью. Встречается с римскими папами. Посетил и папу Иоанна Павла II, который внес немалый вклад в развал социалистического лагеря и прихода к руководству в Польше людей, ненавидящих Россию.

            Сам Варфоломей придерживается твердых убеждений относительно Русской Православной Церкви, по его мнению, свернувшей с «истинного пути», когда «её религиозные убеждения были подчинены национальным интересам», и поэтому задачей Константинополя является «духовное возрождение России».

            Как можно понять из этих рассуждений о Русской Церкви, эти национальные интересы практически отождествляются и осуждаются как  национальна исключительность. Такие нападки, извращающие сущность нашей церкви, очень хорошо воспринимаются всеми недоброжелателями русского мира.

            Предельно четко Варфоломей ставит своей задачей возвращение «к истокам православной веры»: «Константинопольская мать-церковь готова помочь своим чадам в Украине и России, как делала это неоднократно в прошлом»[3].

            Цели вселенские, соответствующие званию Вселенского патриарха. Это более чем наполеоновские планы, превосходят даже гитлеровские, которые предполагали хоть какую-то полунезависимую сибирскую область для русских. А здесь заявка на полную духовную зависимость от Варфоломея, турецкого подданного, выпускника специализированных учебных заведений Западной Европы, вся деятельность которых направлена на ослабление и подчинение России.

            Может быть, он настолько известен в России, что способен изнутри страны повлиять на мнение православных людей?

            Но насколько он известен в России, измеряется бесконечно малой величиной. Тогда на что надеется Варфоломей? 

            На многое. И многое удаётся, как можно предположить, не без помощи врага рода человеческого, устраивая внутри православных раздор и смуту. Недаром Варфоломей обучался в лучших учебных заведения Запада, где до тонкостей разработаны приемы по ослаблению и воздействию на враждебные ему страны.

            Его время настало, когда советское государство распалось на целый ряд «независимых» стран.

            В Эстонии в 1993 г. Варфоломею удалось отделить от Православной Церкви Московского патриархата часть прихожан и создать Эстонскую апостольскую православную церковь при Константинопольском патриархате.

            Продвигается дело Варфоломея и в Латвии, когда Латвийской Православной Церкви Московского патриархата противостоит Латвийская православная автономная церковь, находящаяся в стадии регистрации и подчиняющаяся Константинопольскому (Вселенскому) Патриархату.

            Но наибольшего успеха добился Варфоломей на Украине, когда в 2019 г. Православная Церковь Украины получила от Константинопольского патриарха томос (указ) о предоставлении ей автокефалии.

            Московский патриархат немедленно осудил эти действия и разорвал евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.  

            Казалось, есть две крепости способные противостоять проискам Вселенского патриарха – Белоруссия и Россия. Но кажущееся перешло в разряд неприятного очевидного.

            Визит Варфоломея в 2023 г. в Литву означал наступление и на Белоруссию. Два священника Белорусского Экзархата – Александр Кухта (Минская епархия) и Георгий Рой (Гродненская епархия) – объявили о переходе во Вселенский патриархат, мотивировав свой поступок неудовлетворенностью церковной жизнью в Русской Православной Церкви и несогласием с деятельностью ее священноначалия[4].           

А это начало претензий Варфоломея по распространению своей власти на белорусские земли.

            Вселенский патриарх Варфоломей не просто патриарх – это символ объединения всех религиозных антирусских сил, которые пошли по пути противостояния Русской Церкви. Да и клир Константинопольского патриарха, за 32 года его правления, должен был полностью с ним солидаризироваться и проводить разрушительную политику в православном мире.            

Остается надеяться на помощь Божью и наступления лучших времен. А для такой надежды есть основания, когда существует Русская Православная Церковь.


[1] sedmitza.ru > lib/text/436414

[2] sedmitza.ru > lib/text/436414

[3] filaretuos.livejournal.com > 558053.html

[4] dzen/ru > a/ZDgrk5svPhdEyQVY

последние публикации