Как приятно побывать в Минске, где прекрасная архитектура города сочетается с исключительной чистотой и порядком. Просторные улицы украшены скверами и парками, с величественными деревьями и раскидистым кустарником. А летняя солнечная погода и проплывающие легкие белоснежные облака создают отличное настроение и желание как можно больше увидеть и узнать о крае, входившим когда-то в состав России.
Кажется везде знакомые лица, слышишь русскую речь и создается полное впечатление о путешествии по родной стороне.
Первый повстречавшийся книжный магазин привлекает внимание разделом современной истории Белоруссии. Выбор на любой, даже самый изысканный, вкус. Отлично оформленные книги, напечатанные на превосходной бумаге, с многочисленными разноцветными картами и рисунками.
Текст с шрифтом, удобным для чтения, текст написан на ясном русском языке, где подробно разъясняется, что Белоруссия – это не совсем то, о чем раннее знал русский человек. Это отдельные край, имеющей уже в средневековье свое государственное устройство, населенный своим народом, с самобытным белорусским языком и, как можно понять, отличающиеся от русских и имеющий косвенное отношение к российской государственности.
После таких сведений с несколько измененным сознанием возвращаешься на белорусский уличный простор и начинаешь думать, что надо всё-таки более пристально взглянуть на всё окружающее.
Как ни странно, ничего не изменилось – все те же приятные лица, родная русская речь и ощущение нахождения в своем доме, именно так и чувствует себя русский человек, находящейся в любом уголке своей Родины, как и подавляющая часть белоруссов чувствует себя в России.
Продолжая экскурсию, обращаешь внимание на религиозные сооружения. Первый встреченный храм – это католический кафедральный собор Пресвятой Девы Марии. Впечатляет своей архитектурой, внутренним убранством и отсутствием прихожан. Недалеко расположен главный православный храм – Минский Свято-Духов кафедральный собор с непрерывным потоком верующих.
Впечатляет и количество католических храмов в столице: на сегодняшний день их двадцать шесть. По данным на 2009 г. в Белоруссии насчитывалось (по данным самой католической церкви) 1 402 605 верующих-католиков (15 % населения страны), которые объединены в 619 приходов и 4 епархии[1].
Из-за нехватки кадров в стране немало духовенства из Польши и других стран. Так, согласно справке об этноконфессиональной ситуации в Республике Беларусь, в 2013 году в стране служили 449 священников, из которых 135 — иностранные граждане. В стране на 2013 год действовали 479 католических храмов и ещё 31 храм находился в стадии строительства[2].
11 ноября 1992 года были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Святым Престолом, и создана Нунциатура Святого Престола в Республике Беларусь[3].
Главой белорусских католиков с 2007 года по 2021 г. являлся архиепископ-митрополит Тадеуш Кондрусевич.
В настоящее время богослужение ведётся на белорусском и польском языках. Действуют две высших духовных семинарии, в Пинске и Гродно[4], которые за время своей работы подготовили более 200 священников[5].
В 2011 году Тадеуш Кондрусевич выступил с инициативой организации в Белоруссии вещания международного католического Радио Мария[6].
С 2009 года работает катехетический колледж для мирян в городе Барановичи. В августе 2013 года был открыт Минский теологический колледж святого Иоанна Крестителя[7].
Как видим, католическая церковь является для немалой части населения Белоруссии традиционной конфессией, сохраненная в период активного пропагандирования атеизма и успешно развивающаяся в настоящее время. В тоже время она является духовно-нравственной основой, формирующей мировоззрение, характер и образ жизни католика.
Кроме естественного внутреннего развития католическая церковь получает от Ватикана финансовую помощь, а также священников и монахов из Польши для храмов и монастырей Белоруссии.
Со своей стороны поляки призывали «помнить наших соседей из Белоруссии в годовщину 100-летия «Чуда на Висле» и 40-летия подписания августовских соглашений, которые привели к созданию профсоюза «Солидарность».
Для поляков данные события являются знаковыми, они поддерживаются и превозносятся националистически настроенной частью общества и разделяются подавляющей частью населения вне зависимости от общественного положения.
Приведенные два исторических события касаются не только Белоруссии, но самым непосредственным образом России, которые мы должны помнить и освещать в средствах информации.
В 2020 году в Польше широко отметили столетие Варшавской битвы. «Чуда над Вислой», как именует это сражение польская пропаганда еще с 1920 года. Началась эти битва 13 августа 1920 года, продолжалась 12 дней и завершилась поражением Красной Армии.
Решающая роль в походе на Польшу принадлежала Тухачевскому, который воплощал в жизнь идеи Троцкого о «мировой революции». Проявил себя как бездарный полководец с известными последствиями. В результате значительная часть наступающей армии была окружена и сдалась в плен. И здесь поляки проявили себя как предтеча нацистов, когда пленным солдатам были созданы условия, сходные с бесчеловечными условиями более поздних концентрационных лагерей германского рейха. Поэтому помнят и празднуют «чудо на Висле» не только поляки, но не забывают это «чудо» русские и белорусы.
Второе знаковое событие – 40-летие подписания пакета документов правительством Польской Народной Республики и забастовочными комитетами, которые привели к созданию профсоюза «Солидарность»[8], дальнейшему кровопролитному вооруженному сопротивлению и смене власти в стране, не без участия польских католических священников, поддержанных папой римским Иоанном Павлом II[9].
Удивительно совпадение, что польские католические священники активно присоединились к забастовочному движению именно в то время, когда папой римским являлся поляк. Удачное стечение обстоятельств, когда «звезды сошлись» в нужное время и в нужном месте. Здесь было продемонстрировано полное взаимопонимание и настоящая солидарность, так четко обозначенная даже в названии профсоюзного движения. Не без основной помощи с российской стороны, в лице глашатая гласности, ускорения и перестройки Горбачева, Польша стала форпостом Запада с резко обозначенной русофобской политикой, которая в настоящее время доведена до крайне степени агрессивности.
Возникает вопрос, должны мы учиться на ошибках? Безусловно. А почему это не происходит? Из-за короткой исторической памяти и ошибочности в насаждении дружбы и взаимопонимания с извечными врагами нашей страны.
Для исключения ошибок прошлого, возникает неизбежная необходимость в принятии ответных мер:
- исключить искажение истории родственных стран, приводящие к разобщенности братских народов, с последующими необратимыми тяжелыми последствиями. Довод «у нас это не может быть» противоречит истории славянских государств;
- учитывать непростые исторически сложившиеся отношения с теми конфессиями, на которые влияют вероисповедальные зарубежные центры для исключения любых недоразумений и недопонимания.
Непросто? Да, более чем сложно, если не осознавать, что без этого невозможно обеспечить безопасность страны, народа и власти.
[1] Статистические данные о Католической церкви в Белоруссии на портале Catholic.by.
[2] Справка об этноконфессиональной ситуации в Республике Беларусь и сотрудничестве с соотечественниками за рубежом в 2013 году. Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine).
[3] Апостольская Нунциатура в Республике Беларусь.
[4] Учебные заведения на портале Catholic.by Архивная копия от 21 февраля 2009 на Wayback Machine
[5] Справка об этноконфессиональной ситуации в Республике Беларусь и сотрудничестве с соотечественниками за рубежом в 2013 году. Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine.
[6] Архиепископ Тадеуш Кондрусевич намерен создать в Беларуси католическое радио. Архивная копия от 27 ноября 2020 на Wayback Machine, Белорусские новости (01.06.2011).
[7] Справка об этноконфессиональной ситуации в Республике Беларусь и сотрудничестве с соотечественниками за рубежом в 2013 году. Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine.
[8] https://worldofhistory.ru/solidarnost-istoriya-polskoy-borby-protiv-sssr
[9] Stanowisko Kościoła w sierpniu 1980 r. Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 7 мая 2021 года.