В одном из посланий св. ап. Павла встречаются слова: «Беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3,16). Можно сказать, что проповедь о Христе, это есть, главным образом, проповедь о Его божественном достоинстве, поскольку утверждение о Его человеческом происхождении вызывало меньше всего сомнений.
Поэтому учение о боговоплощении является важнейшим догматом христианской веры.
Действительно, если уже при земной жизни Христа Его считали одним из пророков (Мф. 16, 14), то это было вполне естественно под впечатлением от Его возвышенной проповеди и чудес. Однако вслед за первыми впечатлениями вставали новые вопросы: «Кто это, что и грехи прощает?» (Лк. 4, 49), «Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него все это?» (Мф. 13, 55-56), «Откуда Ты?» (Ин. 19, 9).
Нужно заметить, что Христос обычно уклонялся от ответа на вопрос о Своем проихождении и не требовал Себе божеских почестей. Истина боговоплощения открывалась ищущим ответа непосредственным образом. «Истинно Ты Сын Божий», — сказали апостолы после того, как Христос пришел к ним по воде на озере Генисаретском (Мф. 14, 33). «Господь мой и Бог мой», — воскликнул ап. Фома, увидев воскресшего Иисуса (Ин. 20, 28). После слов ап. Симона-Петра «Ты – Христос, Сын Бога Живого» Спаситель прямо сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16, 17). Таким образом, истина явления Бога во плоти есть живой опыт веры, откровение свыше как на горе Преображения: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).
Этот новый опыт потребовал нового осмысления сложившихся в древнем мире представлений о превосходстве Бога над людьми, о невозможности преодолеть преграду между Творцом и творением. Любовь Бога к людям может переходить все онтологические преграды, как сказано об этом в послании ап. Иоанна Богослова:
«Любовь Бога открылась к нам в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4, 9—10).
Итак, рождение на земле Сына Божия есть исполнение Промысла Божия о послании в мир Спасителя от греховного тления. Рождение Христа есть рождение Единородного от Отца. По Своему божественному происхождению Сын рождается вне времени, Он уже был у Бога-Отца прежде сотворения мира. Какой образ Его предвечного рождения в сравнении с рождением земным? Церковь исповедует, что Сын Божий рождается из естества Отца, поэтому называет Его единосущным Отцу.
«Слыша речение «единосущный» не будем, ниспадая до человеческих чувственных представлений, помышлять о дроблениях и делениях Божества, не станем делить естества и тождества света… Кто, всматриваясь в отношение сияния к солнцу…, не скажет смело, что свет и сияние суть одно, и свет оказывается в сиянии, и сияние имеет бытие в солнце» (св. Афанасий Великий «Об определениях Никейского Собора»).
В Символе христианской веры предвечное рождение Сына Божия от Отца уподобляется происхождению света от солнца («света от света, Бога истинна от Бога истинна»). На земле же рождение Сына Божия происходит от Девы Марии по действию Духа Святого.
Христианское учение о двойном рождении Сына Божия (предвечном от Отца и во времени от Девы Марии) стало необходимой ступенью в осмыслении тайны боговоплощения.
Однако благочестивое размышление не останавливается только на уяснении того, что открывает явление Бога во плоти о Самом Боге. Это, конечно, откровение о любви Бога к миру и человеку. Важен и другой аспект: что боговоплощение означает для всех людей. Ведь, во Христе открывается такое новое единство с Богом, которое не было известно до этого времени. Ап. Павел пишет: «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15, 47—49). Здесь заключается та мысль, что Христос, словно новый Адам, становится родоначальником для нового поколения людей. Если первый Адам передавал потомкам только свою тленную плоть, образованную из земли, то второй Адам передает рожденным в крещении образ жизни, не подверженный греховному тлению, жизни вечной, присущей только одному Богу. Этот новый образ жизни откроется в полной мере в будущем веке после воскресения мертвых.
Проповедь христианская является радостным благовестием. Она говорит о духовных возможностях человека, следующего евангельским заповедям. Вместе с тем она остается возвещением таинственной и необычайной истины боговоплощения. Эта истина не умозрительная, рожденная сознанием какого-нибудь книжника или философа. Она открывается в непосредственном опыте живой веры. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца», — свидетельствует ап. Иоанн (Ин. 1, 14). В этом — непреходящая новизна христианской веры. И даже спустя много веков видение «славы Христовой», внутреннее просвещение остается доступным для любого человека с открытым сердцем и ищущим разумом.