В наиболее цитируемой представителями от научного сообщества книге Н.Н. Сперанского «Волхвы против глобализма» языческий автор озвучивает современный миф русских «родноверов», являющийся, по его мнению, общераспространенным. Речь идет о кризисе современного мира и грядущем рождении нового. Велимир, его единомышленники и последователи не только убеждены в готовности языческой Руси XXI века к наступлению новой цивилизации, но и ждут грядущих перемен, в результате которых на планете утвердится новый природоцентричный мир. Выдвигаемую языческую «непреложную истину» дополняет сумма тезисов, заслуживающих включения в энциклопедию или азбуку современного «родновера» (опыт создания системных учебных изданий у отечественных язычников уже есть). Причина подобной характеристики – широкая распространенность нижеприведенных положений в современной славянской альтернативной религиозной культуре. Сопутствующие мировому обновлению языческие константы, к которым относятся: признание невозможности возвращения в идеальное прошлое при уверенности в однозначном господстве архаического мировоззрения в будущем; естественная трансформация веры и «вынужденная модернизация» ее носителей, вызванная цивилизационными изменениями; воспитание нового «традиционалиста» и в ожидании грядущих изменений (построение языческого макромира) создание своего «родноверческого» микромира – представляют собой образец эклектики. Концентрация pagan мыслителей на регрессивной идее, вместе с тем, не исключает признания ими ряда положений прогресса. Показательны цитаты из работ Сперанского: «Новый мiр рождается с возрождением старой религии»; «Человека надо дополнить тем, чем люди жили до появления современной цивилизации» и т.д.
В работах нового волхва данные языческие дискурсы вплетены в единое смысловое программное поле. Реализация пунктов Велимировского идеального «места, которого нет» (ου-τοπος) претендует на универсальность и максимально возможный охват как представителей своей («родноверческой») диаспоры, так и будущего русского социума в целом. Данное заключение подтверждается ключевым базисом утопии лидера «Коляды Вятичей» о создании своего мира, подчеркнем, мира глобального, в горизонтальной плоскости контролирующего мироздание через индивидуальную и семейную сферы, в вертикальной – через измененную карту общественно-политических отношений. Еще одним важным звеном жизни будущего homo naturalis Сперанский считает возвращение человека к следованию естественным биологическим ритмам, соответствующим определенному возрасту и характеризуемым определенной детальностью: приемом пищи, рождением, взрослением и т.д. Сегодняшний ускоренный цивилизационный ритм, по мнению языческого лидера, лишает человека природной хронологии существования, правильной ритмики, основу которой Велимир традиционно находит в животном мире. «Цивилизация требует, чтобы человек суетился и бегал, чтобы ему было НЕКОГДА! Некогда есть, спать, заводить семью, рассматривать в саду цветущее дерево. Она гоняет его, как раба… Человек не может жить в условиях непрерывной гонки. Это несопоставимо с его биологией и ведет к износу тела и психики, исчерпывает энергию человека так, что он не удовлетворяется, а просто устает без чувства радости».
Идеальная проекция «родновера» затрагивает и комплекс занятий человека будущего. Согласно проекту, индивид новой эры – всесторонне развитая личность с обязательным сочетанием интеллектуального багажа и трудовой деятельности. В своих работах волхв не единожды обращает внимание на проблему отсутствия у современного рядового хомо сапиенса достаточных практических трудовых навыков. Подчеркивая необходимость культивирования трудотерапии, Велимир возводит физический труд в ранг обязательных умений русского «религиозного традиционалиста»: «Для родновера естественно необходимые вещи уметь делать самостоятельно. Это лучше всего позволяет избегать зависимости от цивилизации. Умение сделать ту или иную вещь самому (одежда, мебель) дает особое качество мышления, чувство независимости и уверенности в себе… Традиция предполагает, что ее носитель является не обязательно мастером на все руки, но является умельцем, способным творить предметы культуры самостоятельно».
Будущий языческий социум в плане индивидуального членства в оном можно рассматривать как сообщество переходного типа, своеобразный союз умений homo habilis с навыками homo sapiens. Степень «погружения в первобытку» созданного таким образом homo naturalis выходит за рамки проекта «в новый мир с возрождением старой религии». Н.Н. Сперанский предлагает дополнить современного человека доцивилизацией, охватывающей области инстинктов, здоровья и этических норм, становясь искомой универсалией. Институт правильной языческой семьи в мире будущего Велимира предполагает признание ценности чувства любви, красоты, важности рождения и воспитания детей, взаимного уважения между мужчинами и женщинами, почитание здорового тела. Единственной допустимой формой брака (подходящей «родноверческому» сообществу) лидер «Коляды Вятичей» считает моногамию. Справиться новоязыческому миру с соблазном полигамии, института, разрушающего общество, превращающего его в набор уголовных кланов, по мнению pagan просветителя, должна помочь нравственность. Вопрос о вступлении в брак в «традиционном» обществе будущего будет решаться парой, «исходя из внутренних чувств и при учете мнений родителей». Высшая цель союза заключается в реализации функции воспроизводства – рождении детей. Распределение внутрисемейных обязанностей рассматривается Велимиром с позиций гендерного равноправия, с четким разделением мужского и женского функционала: «Равноправие полов для язычников как раз и заключено в том, что язычники учитывают различия тел и жизненных стратегий мужчины и женщины и организуют совместную жизнь через правильно организованную асимметрию в их отношениях». Соответственно отступление от исторически и генетически заложенных различий, попытки смены семейных мест в сегодняшнем мире глобализма, по Сперанскому, ведут к утрате жизненного счастья и вырождению общества. Так, современная форма феминизма видится язычнику преступной формой отказа от родовых обязанностей, далекой от первоначальной борьбы за равноправие полов.
В экономической области концепцию брачных отношений, о которых упоминает Н.Н. Сперанский, можно охарактеризовать как семейно-артельную, полностью обеспечивающую семейный коллектив, свой замкнутый мир необходимым набором материального, идейно почерпнутого из опыта предшествующих поколений: «Язычник и его жена язычница стремятся к тому, чтобы быть умельцами: быть способными воспроизводить в новых условиях мир нашей традиции своими руками». Основу правильных отношений между поколениями Велимир находит в литературном памятнике средневековой Руси – «Поучении» князя Владимира Всеволодовича (Мономаха). В соответствии с изложенными в тексте «Поучения» мыслями великого князя «родновер» сформулировал нравственный принцип взаимодействия разновозрастного своего языческого русского населения, как: «почитание старшего младшим». Старший в семье, роду, прежде всего – учитель, помогающий молодому поколению сохранить опыт предков и наставляющий юношество на пути следования к раскрытию истин «автохтонного мировоззрения». В выборе источника языческого знания Велимир оставляет пальму первенства за личным религиозным опытом, отодвигая книжный опыт на второй план, тем самым в очередной раз подтверждая тезис о значительном влиянии мистической составляющей в русском языческом движении XX– XXI веков. В свою очередь младший–ученик должен обладать рядом признаков, охватывающих систему поведения, внешний вид и т.д. и являющихся антиподами визитных карточек современных молодежных социальных групп. «Вы не говорите много, громко и развязно, не жестикулируете, не имеете вызывающего внешнего вида… У вас в ушах нет “бананов” – т.е. ваши уши не заткнуты наушниками с мертвой электронной музыкой, и вы готовы слушать, что вам скажут. На вас нет черных очков, вы не скрываете свой взгляд и не улыбаетесь без повода. Наконец, вы не имеете пиджака с иголочки и галстука – выраженных служебных признаков наемника. Признаком свободного человека являются: чистая, свободная для движений, но не яркая одежда, отсутствие татуировок, развернутые плечи, подтянутый живот, прямой ясный взгляд, внятная и немногословная речь. Свободные люди не курят, ничего не жуют вне стола и не носят в руках какое-либо питье. Они же не сидят на корточках… При этом молодые глаза должны опускать, подчеркивая этим старшинство».
В рассматриваемой теме волхв касается и круга семейных праздников, представленных в его «Нравственной книге» перечислением обрядности цикла жизни: день рождения ребенка, первые три, девять дней жизни, наречение именем, год, три года жизни, обряды инициации и свадьбы, похоронная и поминальная (девять и сорок дней, год) обрядность, обряды, связанные со строительством дома, календарные и аграрные празднества. Подводя итог, отметим, что распределение ролей в правильной жизни языческого индивида, функционирование первичной ячейки общества, взаимоотношения поколений конструируются волхвом «Коляды Вятичей» преимущественно в согласии с проекциями патриархальной и малой славянской семьи, разработанными отечественным научным сообществом. Объединяет прожекты признание древнерусской семьи, помимо духовного союза, утилитарной формой объединения – «первичным производственным коллективом», характеризующемся доминантной властью старших (старейшин), превалирование моногамной формы брака, влияние родителей на выбор будущих супругов и т.д. Соответственно наиболее важными отличиями следует признать хронологизацию искомой семьи и религиозную спецификацию внутрисемейного кодекса. Если представители от науки рассматривают древнерусский институт семьи как явление историческое, то Н.Н. Сперанский, реанимируя данную ступеньку общественных отношений, связывает с ней свой проект славянского языческого будущего. Нравственные «приобретения» семьи, связываемые исследователями с принятием христианства (трансформация утилитарного союза в духовный, эволюция отношений между супругами от полной зависимости женщины в сторону расширения ее прав, появление имущественного права у жены, ограничение родительской власти новыми религиозными нормами и т.д.), в концепции «родноверческого» лидера существуют у славян изначально, т.е. в языческом безвременье.
Первая публикация статьи: Бутылов Н.В., Шиженский Р.В. Локусы новоязыческого золотого века на примере мировоззренческих дискурсов волхва Велимира (Н.Н. Сперанского) // Ученые записки российского государственного социального университета. М.: Российский государственный социальный университет, 2013. Том 1. №3. С. 34-37.