Monday, November 25, 2024

Косово и Метохия: в преддверии финала

Анна Филимонова

Ситуация вокруг Косово и Метохии все явственнее напоминает подготовку национальной капитуляции, причем в варианте без условий и оговорок. На это указывает ставшее уже традиционным провозглашение президентом Сербии Александром Вучичем очередной «победы» над Приштиной, выразившейся в том, что последняя некое определенное время (буквально в течение нескольких дней) не будет вводить штрафы за отсутствие автомобильных номеров «Республики Косово» для всех ее «граждан», а «победа Белграда» состоит в том, что он не будет выдавать новые и перерегистрировать старые регистрационные знаки после истечения срока регистрации. В действительности это очередная полная победа Приштины. Под давлением возмущенной общественности и сербов Космета Вучич немного отыграл назад: временно в Рашской области (область центральной Сербии, граничащая с Косово и Метохией) будут перерегистрироваться и выдаваться новые автомобильные номера Республики Сербии («КМ»). Казалось бы, вопрос решен. Однако Приштина намерена считать подобные автомобили иностранными, и лишь вопрос времени, когда она начнет вводить налог на их пребывание на территории «Республики Косово». Принимая во внимание абсолютную неуступчивость Приштины Вучичу даже в символических мелочах, не следует сомневаться в том, что этот налог для косовских сербов будет неподъемным. При этом речь идет о сербах севера края – сербы юга и центра Космета практически полностью интегрированы в «косовскую» государственную систему, т.е. располагают всеми необходимыми документами «Республики Косово».

Интересно, что Приштина отказала Белграду даже в том, что, казалось бы, лишь способствует достижению ее главной цели – признание независимости со стороны Сербии и обретение членства в ООН. Речь идёт о т.н. Ассоциации сербских общин (АСО), создание которой предусматривалось по Брюссельскому соглашению 2013 г., заключенному Ивицей Дачичем и Александром Вучичем с косовскими сепаратистами и предусматривающему ликвидацию Сербией органов собственной государственной власти на всей территории Косово и Метохии (суда, полиции и системы безопасности, еще функционирующих в крае, а также сербского законодательства). Создания АСО постоянно и неизменно, впрочем, без особого рвения, требуют и представители западной дипломатии. Но Приштина уверенно показывает всему миру, как следует отстаивать национальные интересы, игнорируя даже требования своих патронов и фактически хозяев – американцев. Так, «косовский премьер» Рамуш Харадинай заблокировал переговорный процесс с Белградом почти на год, введя в 2018 году стопроцентные пошлины на сербские товары, ввозимые в Космет, и фактически не позволив Вучичу продвигать сербскую национальную капитуляцию.

Отстранение Харадиная в 2019 году разблокировало переговоры. Это крайне интересный сюжет, равно как и отказ Приштины от создания АСО, которого требуют все – США, Евросоюз, Россия и Сербия. Именно АСО была бы «фиговым листком», под которым варилась бы лягушка национального предательства Белграда. АСО позволяла бы Вучичу заявлять о «создании второй Республики Сербской», а реальное положение дел в виде отсутствия законодательных полномочий (что является главным признаком национальной автономии), функционирование строго в рамках косовского законодательства (следовательно, и принятие исполнительных решений после одобрения «государственных» органов «Республики Косово») полностью замалчивалось бы сербскими СМИ, в подавляющем большинстве своем являющимися личным пропагандистским органом Александра Вучича. Но парадоксальным образом именно приштинские сепаратисты, прямые и косвенные участники террористической Армии освобождения Косово (сокращение от албанского – УЧК), являющиеся нынешней «косовской правящей элитой», не позволяют Вучичу продат» столь заманчивую сказку о «второй Республике Сербской» сербов в Косово и Метохии. АСО не является самостоятельной идеей Вучича, это предложение из плана Марти Ахтисаари от 2007 года, предусматривающего обеспечение прав сербов Космета как национального меньшинства в другом государстве – «Республике Косово». Но Приштину не устраивает вариант любого, даже косметического оформления сербского нацменьшинства на «своей» территории.

Не менее парадоксально, что любой шаг, предпринимаемый Вучичем в косовском вопросе, в итоге неизбежно оборачивается очередным гвоздем в крышку гроба территориальной целостности Сербии. Так, например, 5 ноября сербские масс-медийные ресурсы с пафосом, превосходящим понятие адекватности, провозгласили выход сербских представителей из «парламента Косово». Единственно, не даётся ответа на логичный и при этом занимательный вопрос: а что, собственно, эти сербские представители делали в парламенте боевиков и сепаратистов? Речь идет о партии под названием «Сербский список», собранной Вучичем фактически из случайных людей и призванной заменить собой все остальные движения сопротивления косовских сербов, в частности, «Гражданскую инициативу» Оливера Ивановича. Иванович был убит 16 января 2018 года, убийство носило явно заказной характер, при этом специфическим моментом являлся контрольный выстрел в голову – что, как широко известно на Балканах, албанцы никогда не делают, это их особый криминальный почерк. Практически три года перед этим Иванович провел в заключении именно в албанской тюрьме, что, вне всякого сомнения, предоставляло албанцам все возможности для расправы над ним, будь у них на то необходимость. Убийство Оливера Ивановича не раскрыто до сих пор.

Выход «сербских представителей» (точнее – «вучичевских сербов») из косовского «парламента» сам по себе предвещал подготовку неких зловещих событий. Однако тем временем, раз сербы вышли из состава, в том числе, «косовской полиции» (легально пребывающей на севере края в соответствии с Брюссельским соглашением), то ее численный состав был усилен албанцами. При этом по Брюссельскому соглашению также была ликвидирована система гражданской защиты Сербии в составе примерно 900 человек, что ранее не позволяло албанскому спецназу РОСУ безнаказанно патрулировать сербский север, но сейчас сербы оказались полностью беззащитными. Выход даже столь бессмысленной для сербов партии «Сербский список» из «косовских органов власти» сразу позволил последним объявить о проведении местных выборов, очевидно, для избрания уже албанских кандидатов, дорогу которым уступил «Сербский список». Напомним, что Александр Вучич в 2013 г. незаконно сменил глав десяти сербских общин Космета и запретил проведение выборов по законам Сербии на территории Косово и Метохии, что было практическим прологом к Брюссельскому соглашению, закрепляющему конституционно-правовой порядок «Республики Косово» в южном сербским крае и ликвидирующему там, соответственно, законодательство Сербии.

Новый виток обострения «кризиса автономеров» начался осенью 2022 года, однако в тени буйных и хаотичных заявлений Александра Вучича протекал визит в Германию премьера Сербии Анны Брнабич,) подписавшей (на основании, не существующем в правовой системе Сербии) документ, согласно которому граждане Республики Косово могут свободно перемещаться по Сербии с сепаратистскими личными картами (внутренний паспорт), автомобильными номерами, водительскими правами и т.п.[1] Кроме того, в южной части Косовской Митровицы, на стратегической возвышенности Црнуша (1000 м над уровнем моря), строится крупнейшая база специальных сил албанских сепаратистов, с которой будет осуществляться стратегической контроль над сербскими общинами Звечан и Зубин Поток. В Зубином Потоке существует три албанских казармы – две полностью готовы, вторая строится, причем председатель «Сербского списка» Горан Ракич в «косовском парламенте» проголосовал за данное решение «приштинской власти»[2].

После скрытых от глаз общественности переговоров (сербский президент не имеет полномочий самостоятельно заниматься косовским вопросом, Вучич обязан представить на одобрение парламента переговорную платформу, чего никогда не делалось в период его фактического и формального руководства страной с 2013 года) представлен уже указанный результат: Белград для косовских сербов более не перерегистрирует и не выдает новые автомобильные номера. «Премьер-министр Республики Косово» Альбин Курти после по традиции успешного для Приштины раунда переговоров по поводу регистрационных знаков 26 ноября уверенно заявил, что Приштина ожидает признания независимости Косово весной 2023 года[3]. А «вучичевские сербы» тихо вернулись в «косовские институции» – но это событие сопровождалось гробовым молчанием сербских СМИ, сообщивших в тот день обо всех местных и мировых новостях, кроме этой.

Все необходимые атрибуты государственности, такие, как территория, органы управления, полноценная межгосударственная граница, таможня, ЗАГС, кадастр, взаимное признание дипломов, а также независимая телекоммуникационная и электроэнергетическая система и такие «сущие мелочи», как международный телефонный код и крупнейший в КиМ горнодобывающий комбинат «Трепча» на сербском севере края были подарены Приштине в ходе переговорного процесса лично Александром Вучичем. Без единой, хотя бы символической уступки со стороны албанских сепаратистов. Ситуация выглядит настолько абсурдной, что даже немецкий журналист Михаэль Мартенс задается вопросом – а зачем Вучичу признавать Косово, когда никакой награды за этодаже теоретически не предвидится (учитывая, что перспектива европейской интеграции Сербии фактически закрыта Макроном в 2019 г.)?[4] Этот вопрос требует ответа: 23 года после военной агрессии НАТО против СРЮ шла поступательная подготовка к независимости Косово и функционированию «Республики Косово» как полноценного государства. Решающий, ключевой вклад в этот процесс вносил Александр Вучич в ходе всего переговорного процесса. Но главный автогол был забит им сразу после прихода к власти, и этим автоголом стало Брюссельское соглашение от 19 апреля 2013 года.

Так в Косово и Метохии складывается правовой и политический дуализм: формально действует резолюция СБ ООН №1244, а в реальности речь идет о последнем шаге на пути утверждения независимости «Республики Косово» – признания ее Сербией и обретения Приштиной членства в ООН. Более того, албанцы идут дальше. Создается Великая Албания – в виде инициативы «Открытые Балканы». Тем самым и по России наносится удар, поскольку ее позиция была неизменной – реализация резолюции 1244. Однако все меры, принятые Вучичем, превратили резолюцию в утопию и химеру. «Республике Косово» и Великой Албании обеспечивается полная внешняя легитимация – прежде всего официальным Белградом и лично Александром Вучичем. Сербам Космета уготована судьба сербов из Сербской Крайны в Хорватии – интеграция, ассимиляция, растворение, преследование. По сербской идентичности наносится завершающий удар, поскольку его основой являются два завета – Святосавский и Святолазаревский, без единства которых сербского национального самосознания не существует.

Далее возникает вопрос о Сербской Православной Церкви: в Космете находится более 1600 её объектов, которые Приштина, вне всякого сомнения, объявит своим историческим наследием. Но и Великая Албания не останавливается – не только юг центральной Сербии (общины с албанским большинством Прешево и Буяновац и частично Медвежья), но и сама центральная Сербия вплоть до города Вранье подвергаются албанской колонизации (как со стороны бизнес-структур, так и со стороны откровенного криминала). Причем разрешение албанцам Косово свободно передвигаться по Сербии с документами образования, не признанного Сербией, обеспечивает первую фазу проникновения Великой Албании уже на территорию исключительно сербских регионов.


[1] http://www.nspm.rs/hronika/otadzbina-umesto-sto-se-bavi-klevetanjem-politickih-protivnika-vucic-bi-trebalo-da-raspise-izbore-na-severu-kim.html

[2] http://www.nspm.rs/hronika/otadzbina-umesto-sto-se-bavi-klevetanjem-politickih-protivnika-vucic-bi-trebalo-da-raspise-izbore-na-severu-kim.html

[3] http://www.nspm.rs/hronika/aljbin-kurti-srbija-nije-normalna-drzava-kosovo-je-dvostruko-uspesna-prica.html

[4] http://www.nspm.rs/hronika/mihael-martens-zasto-bi-vucic-priznao-kosovo-ako-nagrada-koja-se-nekada-nazirala-na-horizontu-vise-ne-postoji.html

Источник: REX

последние публикации