Monday, November 25, 2024

Еще один шаг к унии с католиками

7 июня завершила свою работу Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между римско-католической церковью и Православной Церковью. В сессии приняли участие десять Поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Антиохийской, Сербской и Элладской Церкви. Возглавляли работу упомянутой комиссии митрополит Иов (Геча), с православной стороны, и кардинал Курт Кох, с католической.

По итогам было достигнуто соглашение по документу под названием «Соборность и первенство во втором тысячелетии и сегодня». Свое несогласие с некоторыми пунктами документа высказал лишь Грузинский патриархат.

Обсуждение было сосредоточено на проблеме исторического понимания соборности (синодальности) и первенства на Востоке и Западе во втором тысячелетии и общем прочтении этой истории, чтобы «способствовать взаимопониманию и доверию, которые являются существенными условиями для примирения в начале третьего тысячелетия».

В заключительной части документа утверждается, что «взаимозависимость соборности и первенства является фундаментальным принципом жизни Церкви» и этот принцип «должен применяться для удовлетворения потребностей и требований Церкви в наше время».

Наш комментарий:

Мы неоднократно писали, что работа Смешанной православно-католической богословской комиссии имеет тенденциозный характер , направленный на оправдание папистской экклезиологии и подготовку унии с католиками. С православной стороны, на данный момент, ее возглавляет митрополит Иов (Геча), взгляд которого на проблему раскола между католической и Православной Церковью заключается в том, что никакого раскола не существует, а их отношения описываются как «разрыв евхаристического общения».

Заключительный тезис коммюнике очень похож на философскую диалектику одного из ведущих фанарских богословов митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) (1931 – февраль 2023), который возглавлял комиссию до Гечи. Зизиулас считал, что соборность не может существовать без первенства, воплощенного в конкретной личности. То есть высшей властью в Церкви является не собор епископов Поместных Церквей, а, например, глава одной из Поместных Церквей. В этом контексте, от понятия соборности мало что остается и она, по сути, превращается в придаток единоличного первенства. Тот же тезис отстаивал автор теории «первого без равных» – митрополит (сейчас архиепископ) Элпидофор. Да и глава Фанара постоянно напоминает, что именно Константинопольский патриархат является первенствующей Церковью в Православии.

К примеру, во время недавнего празднования своих именин 11 июня патриарх Варфоломей в очередной раз заявил, что «Вселенский патриархат играет главенствующую роль в православном мире».

Таким образом, становится понятным в каком направлении движется богословский диалог между католиками и православными под контролем Фанара. Целью этой комиссии является продвижение такого понимания первенства на вселенском уровне, которое по своей сути мало чем отличается от папистского учения о Церкви. Налицо метаморфоза подлинной православной экклезиологии и ее подмена папистскими теориями.

На наш взгляд, богословская концепция Русской Православной Церкви 2013 года куда ближе православному Преданию, чем итоговые документы пресловутой комиссии. Принципиальной позицией, заявленной в документе РПЦ, является утверждение о недопустимости механического переноса модели первенства с одного уровня церковного бытия на другой. Епархиальный уровень — это одно, региональный — другое, а вселенский — третье. Между ними нет прямой аналогии. А источник и природа первенства на каждом из уровней — абсолютно разные.

t.me/orhoresistanse/34879

последние публикации