Как отмечают исследователи современной этнической религиозности, «среди многочисленных объединений в Центральной и Восточной Европе наиболее активны и организованны языческие общины Прибалтики». В свою очередь, в среде последних П. Венх выделяет одну из самых известных языческих общин мира – «Romuva» (Ромува). История становления и развития данной организации, спектры жизнедеятельности «Ромувы» от идеологии до политики еще в 2000 г. были проанализированы в фундаментальной статье С.И. Рыжаковой «Ромува. Этническая религиозность в Литве». Появление интересующего нас термина напрямую связано с одним из инициаторов создания в 1968 г. фольклорного краеведческого движения «Рамува», «знатоком литовской народной культуры, этнографом Йонасом Тринкунасом». Он же в дальнейшем станет ведущим деятелем религиозной группы «Ромува», возникшей в рамках «Рамувы» и затем выделившейся из нее. Во время интернет-интервью с Й. Тринкунасом, главным кривэ (жрецом) общины с 2002 г., руководитель ромувов сообщил, что приблизительно тридцать лет назад он интересовался индийской религиозной системой и его внимание привлек важнейший термин индийской философии – «дхарма». Согласно представлениям литовского язычника, доктрина данного учения является главной идеей всей западно-европейской религии и философии. «Дхарма – это космический принцип, высший мирской и религиозный закон. Санскрит сохранил древние семантические корни от слова «дхарма». Слово «дхарма» имеет в основе окорень «dhr» – в значении «dhārane» – поддерживать, сохранять. Земля – это dhara, зерно – это dhana и т.д. В философских текстах дхарма означает «основа», «базис», «закон», «обязанность», «мораль» и т.п. Закон дхармы – это существующая реальность, на основе которой зиждется весь мир. В этике дхарма также имеет самое важное значение, это универсальный закон или истина. В жизни человека дхарма – нравственный закон или жизненный принцип, обязательство, ритуал». Обратившись к литовскому материалу, Тринкунас находит близкое индийскому определению слово «darna» (дарна). Особого внимания заслуживает следующее высказывание языческого лидера: «Darna понималась как «гармония», но в традиции Ромувы она получила религиозное значение». Не ставя в данном исследовании цель сравнительного анализа индийской «дхармы» и литовской «дарны», мы все же можем выдвинуть предположение о возможной «перекочевке» термина и его содержания из индийской религиозной системы в литовскую. Признавая тезис лидера Ромувы о национальной чистоте дефиниции («основа не из Индии, это [дарна] литовская традиция, индийское соответствие – просто иллюстрация»), вместе с тем нельзя исключать методы заимствования, аналогии, параллелизма, используемые руководителями общины при религиозном обогащении «дарна». Частично данное предположение подтверждает и сам Тринкунас. В статье «Dharma and Lithuanian Darna» на примере древности литовского языка, близости его к санскриту и схожести сюжетов иранской и литовской мифологии языческий лидер выдвигает тезис, согласно которому средневековая Литва должна расцениваться как некий заповедный край, миссия которого заключалась в сохранении древний индо-европейской религии и мифологии. Кроме того, как показывает история, опыт индийско-литовских культурных связей имеет достаточно твердую почву. Рассказывая об изменении названия WCER (Всемирного Конгресса Этнических Религий) на ECER (Европейский Конгресс Этнических Религий) в 2010 г., Тринкунас обратил особое внимание на тот факт, что в течение более десяти лет, кроме европейских организаций, только индийские делегаты регулярно принимали участие в работе конгрессов.
Разработчиком языческой гармонии является Йонас Тринкунас, время состоявшегося обновления термина – 1980-е гг. XX в. По мнению кривэ, основные источники «дарны» – это фольклорная традиция и литовский язык, сохранивший в себе очень много архаики. К примеру, в работе «Harmony and Morality» литовский языческий лидер связывает с дарной следующий понятийный ряд: «делать, работать, урожай, идти вместе, согласие (лад), нравственность». Й. Тринкунас считает, что сама идея философии гармонии присуща всему человечеству. Вместе с тем состояние дарны обладает различными культурными воплощениями, свойственными определенным традициям. Языческий просветитель находит исторический период господства дарны, времени всеобщей гармонии и согласия. Золотой век Литвы связывается Й. Тринкунасом с эпохой правления князя Гедиминаса, объявившего религиозное равноправие в своем многонациональном государстве. Соответственно, закат дарны, как отмечает лидер «Ромувы», напрямую связан с приходом новой религии, «дроблением единой территории древней культуры и враждебностью между ранее дружественными народами».
В определенном смысле (в плане деления на сферы взаимодействия), к важнейшим принципам дарны в ее литовском варианте может быть применен принцип классификации профессий, предложенный психологом Е.А. Климовым. Исходя из особенностей данной типологизации, последователи религиозной гармонии соответствуют социономической – «человек-человек» и биономической – «человек-природа» профориентации. Как отмечает Й. Тринкунас, «в отношениях между людьми самым важным является уважение к своим матери, отцу и старшим».
Принцип дарны господствует и в матримониальных отношениях. Он лег в основу понятий «dora» – последовательность этапов заключения брака и «doroti» – ритуал и конечный результат брачной церемонии. Кроме того, языческий лидер Прибалтики выделяет три принципа человеческих взаимоотношений, сохранившихся в литовской культурной традиции и представляющих определенную «экзегезу» социономической составляющей дарны. Таковыми являются: «talka» (талка) – «взаимопомощь», бесплатная работа сообща; «bičiulystė» (бичиулюсте) – «содружество пчеловодов», пчеловодство на основе нравственных, внеэкономических связей; «vaišingumas» (вайзингумас) – «гостеприимство», радушный прием и забота о гостях. В свою очередь, к одному из главных пороков формулы «человек-человек» главный ромувяиц относит ростовщичество. Не менее, а скорее даже более значимым в системе литовской дарны следует назвать уровень взаимоотношений «человек-природа». Члены «Ромувы» считают окружающий мир живым, соответственно, человек должен следовать заповеди «НЕ УБИЙ». В случае же крайней необходимости, неизбежности нарушения универсального принципа нравственности «не делайте другим того, чего не хотите себе», нативисты предлагают руководствоваться практикой предков – просьбой о прощении за содеянное. Последнее должно способствовать снижению разрушительных действий и ограничению в использовании природных богатств. Роль синкретики человеческого и природного, по мнению литовского кривэ, выполняет дефиниция «darbas», мыслимая язычником как работа=форма сотворения мира. В пантеистической картине мира Й. Тринкунаса и движения «Ромува» дохристианская святость, в первую очередь, связана с культом природных объектов и лишь во вторую – с человеком.
Таким образом, несмотря на заявленный паритет, природная и, следовательно, божественная сторона дарны доминирует над человеческой, социальной. Итак, религиозный компонент литовской гармонии затрагивает две концептуальные сферы современного язычества – естественную среду обитания и социум. Идеальный, желаемый результат взаимодействия природы и человека может характеризоваться как симбиотический. Вместе с тем, «новая дарна» Й.Тринкунаса и его общинников включает и смысловые первоэлементы рассматриваемой дефиниции. Дарна как гармония противоположностей, закон равновесия в «Ромуве», приобретает статус закона: «Человек живет и мир существует только из-за ладного взаимодействия жизненных начал, правильного и достойного поведения. Также противоположные пары: свет-тьма, огонь-вода, мужчина-женщина и т.д. необязательно означают соотношение «добра-зла». Эти пары противоположностей не застывшие, они только взаимодействуют, меняясь». Динамика религиозной гармонии, ее развитие напрямую зависит от усилий человека (нравственного самосовершенствования и труда) и воли богов. В рамках мировоззрения дарны весьма интересна позиция язычников по отношению к вечным философским категориям – добра и зла. По мнению ромувяйцев, в мироздании не существует «блогиса» (зла). Появление данного этического субъекта связывается с нарушением гармонии и невозможностью ее восстановления. Основной пример, выделяемый Тринкунасом в качестве иллюстрации проявления зла в действии, – уничтожение человечеством природы. Соответственно, добро формируется лишь в условиях дарны, способности социума жить в постоянном паритете противоположностей и нравственнотрудовой активности.
По мнению создателя религиозной системы, в настоящее время «развитие идей дарна остановилось на полпути», достигнуть же искомой гармонии сможет только человек традиции, естественно, традиции немонорелигиозной, а языческой. Таким образом, подводя итог литовской версии религиозной гармонии, остановимся на некоторых выводах. Согласно первому из них, автором дарны, вернее, религиозной части понятия, является сегодняшний кривэ «Ромувы» Йонас Тринкунас. Время появления мировоззрения гармонии – 80-е гг. XX в. Второй вывод позволяет выделить в качестве одного из источников дарны индийский компонент-аналог – дхарму. Данное утверждение подтверждается как личным исследовательским поиском Й.Тринкунаса, так и богатой традицией балто-индийских связей. В-третьих, дарна, безусловно, национально ориентируемый религиозно-этический продукт с фиксируемой точкой расцвета (эпоха правления князя Гедиминаса) и комплексом характерных артефактов. К числу последних относятся: пантеистический взгляд на мир; наличие двух системообразующих полюсов и восприятия, и отражения окружающей действительности – социономического и биономического; признание равновесия в качестве важнейшего базиса мировоззрения.
Полное издание статьи: Шиженский Р.В. Дарна как религиозная категория современных литовских язычников // Вестник бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2013. №6. С. 171-174.