Wednesday, December 11, 2024

Второе заседание Исторического клуба состоялось в Минске

4 декабря 2024 г. в Русском доме в Минске состоялось второе заседание Исторического клуба. В этот раз оно было посвящено презентации «Православного белорусско-балканского сборника», в котором были собраны материалы прошедших в декабре 2023 г. XVI Чтениях памяти Митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) – ежегодной конференции, проводящийся в Минской духовной семинарии. Докладчиками на презентации выступили авторы белорусско-балканского сборника. Сборник стал возможен благодаря соработничеству Института политических исследований из Сербии, а также Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви, Минской духовной семинарии, Минской духовной академии и Центра евразийских исследований Филиала Российского государственного социального университета в Минске.

М.В.Быстров.

В самом начале презентации её участников поприветствовал заместитель руководителя Русского дома в Минске Михаил Викторович Быстров.

председатель Исторического клуба в Минске А.Д.Гронский.

Председатель Исторического клуба Александр Гронский представил сборник, рассказал о его подготовке и транспортировке в Минск, поскольку сама книга была издана в Сербии, в Институте политических исследований, располагающимся в Белграде. Помощь в доставке сборника в Белоруссию оказали дипломаты нескольких стран. Также было отмечено, что, несмотря на географические указания в названии сборника – белорусско-балканский (в названии составители исходили из того, что конференция проходила на территории Белоруссии, а печать сборника осуществлялась в Сербии), по составу авторов сборник можно называть белорусско-балканско-российско-польский.

Даяна Лазаревич.

Следующей выступающей была Даяна Лазаревич, магистр филологии, научный сотрудник Института политических исследований в Белграде. Она рассказала о белорусско-сербских научных связях, которые, хоть и малоизвестны, но, тем не менее, достаточно устойчивы. Научные связи между белорусскими и сербскими учёными не слишком афишируются, а учёные двух стран спокойно сотрудничают друг с другом. Их сотрудничество направлено не на саморекламу, а на реальное взаимодействие. Статьи белорусских учёных публикуются в сербских научных журналах, а статьи сербов – в белорусских. Переводятся и издаются книги друг друга. Учёные посещают научные мероприятия. Хотя в ситуации, когда после того, как Белоруссия попала под очередной пакет западных санкций, прямое авиасообщение между Минском и Белградом отсутствует, тем не менее, научные исследователи всё рано посещают мероприятия друг друга.

Зоран Милошевич.

После этого выступления слово взял ещё один представились Сербии – заместитель директора Института политических исследований, доктор социологии, профессор Зоран Милошевич. Он является редактором «Православного белорусско-балканского сборника» и его автором. Профессор рассказал о подготовке сборника, а также о содержании своей статьи. Исследование З. Милошевича было посвящено отношению Константинопольского патриархата – Фанара и Сербской Православной Церкви. Точнее, попыткам давления Фанара на Сербскую Церковь. Сербская Православная Церковь своей канонической территорией охватывает не только собственно Сербию (как и Русская Православная Церковь имеет каноническую территорию шире, чем современные границы Российской Федерации). Константинополь же, не имея на это никаких полномочий, пытается действовать на канонической сербской территории, объявляя о создании на ней той или иной новой церкви. Это нарушает договорённости между Православными Церквями, но константинопольский патриарх игнорирует все нормы межцерковного общения. В ряде случаев действиям Фанара помогают местные политики. И хотя Константинополю далеко не всё удаётся, он не прекращает попыток подчинить себе все Православные Церкви, всё больше и больше провоцируя конфликт и раздувая кризис в межцерковных отношениях.

А.С.Хотеев.

Сотрудник Института истории национальной академии наук Белоруссии Алексей Хотев представил доклад, посвящённый студенческим диссертационным исследованиям выдающегося церковного деятеля XIX века митрополита Иосифа (Семашко). В свою бытность студентом будущий митрополит-воссоединитель принадлежал к греко-католикам и учился в Вильне. Молодой Иосиф Семашко рассуждал в категориях, основанных на традиционном для Запада рациональном богословии, что отразилось в его работах. Диссертации показывают вдумчивость студента, его интерес к темам христианской нравственности. В статье А. Хотеева, опубликованной в сборнике, есть два приложения. Это диссертации Иосифа Семашко, переведённые с латинского языка, «О веротерпимости» и «Диссертация о христианской заботе о временных благах».

К.В.Шевченко.

Ещё один автор сборника заведующий Центром Евразийских исследований Филиала Российского государственного социального университета в Минске Кирилл Шевченко рассказал о своей статье, посвящённой Далматинской унии. В XIX веке Австрия на подчинённых ей славянских землях проводила политику этнокультурной инженерии по отношению к проживающим на них народам. Отчасти в реализации этой политики использовались усилия Ватикана, что вылилось в насаждении церковной унии для окатоличивания православных славян Австрийской империи. В качестве примера можно представить унию, направленную на окатоличивание населения православной Далмации в 1820 году. Австрийские власти к попыткам распространить унию привлекали униатских священников из другого региона империи – Галиции, где с конца XVI века действовала Брестская церковная уния. Попытка провести в жизнь Далматинскую унию в 1820-е годы успехами не увенчалась. Но это не остановило австрийское правительство, и стремления конфессионально перекодировать жителей Далмации продолжились в середине и второй половине XIX века. В конце концов постоянное давление на православное население привело к тому, что жители Далмации постепенно окатоличились, а вместе с тем изменили свою этнокультурную идентичность, приняв хорватское самосознание.

Участники мероприятия.

В заключении презентации слово снова взял Александр Гронский, который также является автором одной из статей сборника. Его статья была посвящена анализу содержания белорусских школьных учебников, описывающих принятие Русью христианства. Были проанализированы учебники за весь постсоветский период. А. Гронский отметил, что в сентябре 2024 г. появился самый новый учебник, в котором этот вопрос также затронут, но данный учебник был издан после того, как статья была опубликована, поэтому он в не попал в поле зрения автора. В итоге анализу подверглись учебные издания с 1993 по 2023 г. При этом в поле зрения попали в там числе и малотиражные экспериментальные учебники, которые остались практически не известны для исследователей. Чтобы понять, каковой была база первых постсоветских белорусских учебников и насколько они продолжали советскую традицию, было подвергнуто анализу и последнее издание советского учебника, который назывался «История БССР». Этот учебник вышел в 1989 г. Было проведено сравнение представленной в учебниках разных лет информации о крещении Руси. В большинстве случаев разные учебники предлагают одни и те же факты, но эти факты иногда представлены в иной интерпретации. Учебники сравнивают христианство и язычество, и сравнение происходит в пользу христианства. Все учебники упоминают почти одинаковый набор исторических персонажей. В основном рассказывается о крестителе Древней Руси князе Владимире Святом. Упоминаются имена жены Владимира полоцкой княжны Рогнеды и их сына Изяслава, будущего полоцкого князя. Рогнера и Изяслав были первыми известными по имени христианами на будущих белорусских землях. Когда учебники говорит о церковно-просветительской деятельности, всегда упоминаются две исторические фигуры – Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский. Интересно, что в ранних учебниках к этим двум персонажам добавлялись ещё два – Клим Смолятич и Аврамий Смоленский. Исходя из их прозвищ, обе исторические персоны были связаны со Смоленском. Но в лучшем случае учебники давали о них крайне скудную информацию, а в некоторых случаях попросту упоминали имена, вообще не указывая, почему их имена остались в истории. В более поздних учебниках от упоминания представителей Смоленской земли отказались. Несмотря на ряд проблемных мест, можно признать, что подача материала о крещении Руси в белорусских школьных учебниках представлена достаточно корректно. Чем более современным является учебник, тем более корректной и объективной подана информация.

Общее фото участников мероприятия.

После окончания круглого стола состоялось чаепитие, на котором состоялось общение слушателей с докладчиками. В помещении Русского дома звучал не только русский язык, но и сербский. На презентации сборника присутствовали студенты-сербисты, получившие возможность попрактиковать общение с носителями сербского языка. Слушатели заинтересовались сборниками конференции, экземпляры которого были переданы в библиотеку Русского дома в Минске, а также размещены на сайте «Наука. Вера. Культура».

Фото предоставлены участниками мероприятия.

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации