Справедливо можно сказать, что религия трактуется различным образом, на различном уровне, различными людьми с разными целями. Это такой предмет, разговор о котором заводится и в семейном кругу, и с коллегами по работе, и в досужих программах по ТВ. Одним из часто задаваемых при этом вопросов касается истинности и единственности только одной религии. Ведь, известно, что христианская вера утверждает, что только она является богооткровенной, только в ней заключается полнота истины.
Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
1 Кор. 8, 5-6.
Христианские миссии раскинуты по всему миру во исполнение слов: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,15-16). Сын Божий один раз сходил на землю, проповедовал и воскрес, и это имеет значение для всех людей.
Однако убедить в этой истине представителей других народов и культур совсем нелегко. Еще со времени Великих географических открытий христианская миссия отождествляется с европейской колонизацией, с утверждением превосходства европейцев над другими народами. Это встречало понятное противодействие. Чтобы преодолеть культурные барьеры христианские миссионеры иной раз шли очень далеко в трактовке слов ап. Павла «для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9,22).
Итальянский проповедник-иезуит Роберто де Нобили (1577-1656) не только изучил язык, религию, философию и культуру народа Южной Индии, он носил желто-красное одеяние брахманов, одевал деревянные сандалии, оставил на голове одну прядь волос как индийский «райа», был вегетарианцем и принимал частые омовения, чтобы быть принятым в высшую касту общества. Успех его «инкультурации», с одной стороны, был значительным для своего времени (крестились ок. 600 представителей высших каст), а с другой — стало очевидно, что никакие миссионерские усилия не могли поколебать кастовый строй индийского общества.
Изучение других религий и уроки собственно христианской миссии побудили христианских проповедников более основательно обратиться к вопросу об истинности их веры в связи с такими же притязаниями со стороны других вер. В XX в. преимущественно у протестантских богословов получило развитие положение, что всякая религия должна отличаться от веры, чувства непосредственного восприятия божественного откровения. Например, Карл Барт писал: «Религия есть попытка замены божественного дела произведением рук человеческих». В связи с этим утверждается, что опыт веры по-разному интерпретируется народами из-за их культурных и ментальных отличий. Этим, в частности, пытались объяснить происхождение религий. Выходит, что одна и та же богооткровенная истина объясняется разными народами в соответствии с их языком и особенностями восприятия.
Такой подход не свойственен православному богословию. Различные религии не рассматриваются здесь как различные пути к одной цели или орбиты вращения вокруг общего ядра. Они рассматриваются по степени близости к одной богооткровенной вере православной. Со времени грехопадения в роде людском богооткровенные истины в разной степени искажались греховными склонностями. У одного народа довлела явная чувственность, у других — более тонкая распущенность обольщенного ума. Ослабело одно из главных побуждений обращения к Богу — стремление спасти душу от греха. Слово о Христе стало для одних проповедью спасения, а для других — проповедью безумия. Так и будет оставаться различие между христианством и иными религиями.
Часто задают в связи с этим вопрос: «Могут ли угодить Богу люди другой веры?» Св. Силуан Афонский (†1938) дал на этот вопрос такой характерный для Православия ответ: «Я не знаю этого, но я верю только Православной Церкви».
Из беседы св. Силуана Афонского с одним архимандритом:
— Я им говорю: ваша вера – блуд, у вас все извращено, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.
— … когда вы говорите им, что их вера — блуд, то они вас не послушают… Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога… но в том-то у них есть ошибка, и что ее надо исправить, и тогда все будет хорошо…
Иером. Софроний «Старец Силуан».