Tuesday, November 26, 2024

Белорусское Православие в период разделов Речи Посполитой. Ч.1. Состояние Православной церкви

Характеристика периода

Нарастающий кризис системы государственного управления, нравственная деградация шляхетского сословия и крайний религиозный фанатизм его представителей, подогреваемый католическим духовенством, привели Речь Посполитую к упадку, который позволил соседним державам бесцеремонно вмешиваться в ее внутренние дела. Постепенно на повестку дня европейской политики был поставлен вопрос об упразднении Польского государства. В 1772 г. между правительствами Российской империи, Пруссии и Австрии состоялся договор об отторжении от Польши части территорий. Это событие получило в исторической литературе название – первый раздел Речи Посполитой. По его итогам к России отошла восточная часть современной Белоруссии с городами Витебском, Полоцком, Могилевом и Гомелем.

Перед первым разделом в Польско-Литовском государстве действовала единственная православная епархия – Могилевская, – которая объединяла 470 приходов с 550 000 верующих и 48 монастырей (из них 7 женских). 229 приходов и 36 монастырей этой епархии располагались на белорусско-литовских землях. Новая граница разделила православных белорусов. Их положение в Речи Посполитой и Российской империи оказалось различным и так продолжалось до третьего раздела Польши, произошедшего в 1795 г., когда в состав российского государства вошли все территории современной Белоруссии. Следовательно, годы с 1772 по 1795 нужно считать переходным периодом, предшествовавшим слиянию всей Православной Церкви Белоруссии с Русской Православной Церковью.

Состояние Православной церкви. Гарантии православным по трактатам 1773 и 1775 г.

После первого раздела Речи Посполитой на польских территориях осталось 340 православных приходов и 39 монастырей. Из них 89 приходских общин со 170 000 верующих и 28 обителей находились на землях современной Белоруссии. Компактно православные проживали в районе Слуцка и на Полесье.

Церковная жизнь в Польско-Литовском государстве находилась в расстроенном состоянии. Образование духовенства стояло на очень низком уровне. Некоторые священнослужители проходили обучение в России, в частности, в Киевской духовной академии, но большинство либо вообще не имели богословского образования, а лишь начальное домашнее, либо учились в монастырских школах, существовавших в Вильно, Слуцке и Бельске (ныне Республика Польша). Преподавание в этих школах не соответствовало нуждам Церкви. Как следствие, просвещение верующих было совершенно неудовлетворительным. Люди часто не знали элементарных Истин своей веры. Лишь немногие храмы имели благолепный вид, но в основной своей массе приходские церкви представляли собой ветхие здания, нуждающиеся не столько в ремонте, сколько в реконструкции. При многих приходах действовали братства, но это уже были не прежние сильные религиозные сообщества, их роль во второй половине XVIII в. сводилась только к организационной и материальной поддержке храмов. В значительной части белорусских монастырей проживало 2–3 монаха, иногда по 10–15 иноков, большинство православных обителей находились в тех местах, где не было православного населения. Они оставались единственными центрами православной жизни среди костелов и униатских церквей. Их имения, часто весьма богатые, полученные от православных фундаторов еще до введения Брестской унии, эксплуатировались местными землевладельцами-католиками, пользовавшимися наследственными правами колляторства. Среди духовенства наблюдался недостаток дисциплины, имели место многочисленные случаи непослушания клириков своему священноначалию, было широко распространено бродяжничество монахов. И в пастве, и в духовенстве процветали разного рода нравственные пороки. Все эти и многие другие недостатки церковной жизни в Речи Посполитой являлись следствием векового враждебного давления на Православие со стороны католического правительства страны и шляхетского католического общества, которое препятствовало нормальному функционированию православных церковных институтов всех уровней.

После первого раздела Речи Посполитой императрицей Екатериной ІІ и королем Польши Станиславом Августом Понятовским были подписаны два трактата – 18 сентября 1773 г. и 15 марта 1775 г. Согласно этим документам Российская империя получала законное право на защиту православного населения в Речи Посполитой, которому гарантировалась свобода исповедания, предоставлялись новые права и обещалось урегулирование спорных дел с католиками-униатами. Руководствуясь этими международными договорами, Сейм в 1775 г. выработал положение о диссидентах, в большой степени изменившее прежнее постановление, принятое Сеймом в 1768 г. В  новом положении оговаривалось, что православные не могут иметь своих представителей в Сенате, но в Сейме от них должны заседать 3 делегата. Одновременно православные допускались в состав членов Коронного и Литовского Трибуналов и подчинялись юрисдикции королевского суда и его ассессорам как на территории Польши, так и на землях ВКЛ. Для рассмотрения многочисленных, тянущихся десятилетиями, тяжб между православными и униатами о том, кому принадлежат те или иные храмы была создана Смешанная комиссия, состоящая из представителей обеих сторон. Ее решения должны были признаваться окончательными.

Несмотря на некоторое послабление, положение православного населения оставалось тяжелым. Польская сторона, идя на уступки под давлением российского правительства, все-таки ограничивала публичное исповедание Православия с целью подчеркнуть господство в стране католичества. В частности, это относилась к православному обряду погребения. «Диссиденты и Греки не униаты (т.е. протестанты и православные – А.Р.), – говорилось в трактате от 15 марта 1775 г., – когда похотят погребать умерших своих в праздничные дни, должны сие делать или по утру очень рано, или по окончании всенародного божественного пения католиков». Положение Церкви осложнялось тем, что в результате первого раздела в состав России отошла Могилевская кафедра, и православные приходы и монастыри в Речи Посполитой оказались без епископского управления. Каноническая неустроенность Православной Церкви в Польше вела к тому, что за архипастырским окормлением, рукоположением священников, миром и проч. православные вынуждены были обращаться к заграничным архиереям – митрополиту Киевскому, Переяславльскому и Могилевскому епископам и даже к владыкам в Молдавии и Валахии. Эти контакты были спорадическими, они не могли удовлетворить православное духовенство и верующих. Помимо того, польское общество, раздраженное унижением своего государства, обвинящее во всех своих бедах Россию и Православную Церковь, впадало во все больший религиозный фанатизм, стремилось разными способами ущемлять православных и распространять среди них унию.

Нарастающий поток жалоб на незаконные действия униатов, отбиравших у православных церкви, привел к очередному вмешательству России в дела Речи Посполитой. Посол Российской империи в Польше О. Штаккельберг в 1782 г. вынужден был обратиться к королю с рескриптом, в котором требовал сохранения имущества Православной Церкви и прекращения агрессивных действий униатского духовенства, противоречащих законодательным актам 1768 и 1775 гг. В этом документе указывалось, что Смешанная комиссия, предназначенная для разбора споров между православными и униатами, так ни разу и не собралась. В особенности граф Штаккельберг подчеркивал отсутствие в Речи Посполитой православного архиерея, что разрушительно действовало на церковную жизнь православного населения. Последнее заявление посла представляло собой требование России к Польско-Литовскому государству открыть на его территории православную епископию.

Продолжение следует…

Александр РОМАНЧУК
Александр РОМАНЧУК
Александр Романчук - заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, кандидат богословия, председатель Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви, заместитель заведующего Центра Евразийских исследований Минского филиала Российского государственного социального университета. Протоиерей.

последние публикации