Иерей Спиридон Калинич, сын почившего иерея Герасима, был рукоположен в священника Его Высокопреосвященством архиереем Йосипом Раячичем 15 апреля 1834 г. в Шибенике, откуда он был отправлен в приход Обровца, к которому принадлежала отдаленная деревня Трибань у подножия Велебита, у самого моря. Сохранились воспоминания о. Спиридона, который так описывает свое место служения Богу: «Первый раз, когда я пришел навестить своих прихожан, я нашел их не в своих домах, а в римско-католической церкви в Любиче, преклонивших колени и крестившихся по римско-католическому обычаю, что поразило меня глубоко в самое сердце, поскольку я увидел, что мое стадо потеряно. Во всей деревне я нашел 25 домов и до 190 душ наших верующих. Чтобы отделить своих прихожан от католиков, я часто из Обровца носил им в праздничные дни церковные сосуды, антиминс и книги. И в течение двух лет я совершал им святые богослужения.., учил их учению христианскому, которые они с большим удовольствием слушали и учили… Чтобы лучше укрепить свои приходы в нашем благочестии, я подумал и пошел к тогдашнему господину епископу Пантелеймону Живковичу в Шибеник и описал ему жалкое положение своих прихожан. Летом 1835 года, умоляя его позволить мне милостыню, чтобы построить часовню… Получив от епископа разрешение, я направился в Задар, где начал собирать милостыню… В Шибенике же подарил его Высокопреосвященство господин Пант. Живкович две престольные иконы.., а в Скрадине господин Йово Синобад подарил крест.., … г-н Марко Радулович прикрепил колокол к колокольне…». Так усилиями о. Спиридона Калинича с помощью и добротой дарителей построена (восстановлена) часовня «к радости и утешению триблян» и освящена в 1837 г. с именем Св. Троицы[1]. В это время сербы, жившие в основном верхнем Велебите, в больших поместьях со старинными домами, постепенно начали спускаться вниз, на скудную каменистую землю, где строили новые дома и занимались скотоводством…
Усташские власти округа Карлобаг приняли решение произвести арест сербов из Шибулине именно на Великий православный праздник – Ильин день (Илиндан по-сербски), рано утором. Однако усташи не дождались даже рассвета, еще ночью окружи село, в хорватские засады попали несколько сербов, которые бежали в сторону Обровца. Выжившие жертвы свидетельствуют, что как только усташи и вооруженные гражданские хорваты начали атаку, шибульчане, услышав крики захваченных односельчан, побежали в горы Велебита, однако часть их усташи успели настигнуть, связали и отвели в церковь Архангела Михаила, превратившуюся в тюрьму. Кроме того, усташами была поймана группа из 30 сербов из Лики, в основном стариков, женщин и детей из Дивосела, которые бежали в Приморье из-за беспрецедентной бойни в Лике, которая также произошла на Ильин день. Среди них была молодая учительница Любица Лучич на девятом месяце беременности. Так хорваты-усташи в крошечной церкви собрали более ста душ и закрыли их там, в помещении было очень тесно и душно. В это время перед церковью хорватские солдаты жарили ягнят (разумеется, сербских, похищенных в деревне), пили и пели оскорбительные песни о сербах. Накачавшись алкоголем, усташи набрались храбрости, чтобы войти в церковь и «отобрать» самых красивых девушек и женщин, которых отвели в опустевшие сербские дома. Отчаянные душераздирающие крики несчастных продолжались всю ночь. Оргия усташей набирала размах. На следующее за Ильиным днем утро хорват Йосо Трашель распорол ножом церковные хоругви и оплевал все иконы. Однако когда он ударил Божу Маринковича, тот прыгнул на него и бросил его на пол, Трашель вызвал на помощь Милу Сйауша и других солдат, те вывели Маринковича из церкви, снаружи послышались глухие удары, крики и ругательства. Через полчаса они привели Божу обратно, всего в крови и без сознания, у него были сломаны челюсть и правая рука, а когда он пришел в сознание, то не мог говорить, а просто рыдал от боли. От шока и страха учительница Любица Лучич родила. Сначала новорожденный не плакал, но на следующий день голодный младенец плакал непрерывно, а Любица все время кричала, чтобы ее с ребенком отпустили, и все заключенные в церкви кричали вместе с ней. Тогда усташи вывели ее с ребенком, привели на кладбище в Шибулини, отвели их в кладбищенскую часовню Святой Троицы. Здесь усташи выстрелили в голову Любице, а ребенка добили прикладами. Но Любица была еще жива, тогда усташи придумали изощренную казнь: приподняли каменную плиту ближайшей могилы и бросили в могилу и Любицу, и ее мертвого ребенка, рыдания заживо похороненной женщины разносились по округе, но тяжелораненая женщина не могла сдвинуть каменную плиту с могилы. Ее тело было найдено уже после войны, рядом с телом ее мертвого ребенка в положении с вытянутыми руками и головой к отверстию могилы, как будто она до последнего мгновения жизни просила о помощи и спасении… Несколько хорватских мирных жителей пытались принести еду сербам, заключенным в церкви Архангела Михаила, но усташи их прогнали Главным вдохновителем убийств был усташ Юрица Фркович, а исполнители – Сйауш Миле и его группа. Известный позже по лагерю Слана Вентура Баляк зарезал своего вчерашнего друга Яндру Чавича на глазах у остальных. 10 мая генерал Амрозио, командующий VI армейского корпуса извещал из Сплита о совершаемых на его территории преступлениях усташей: «банды из Шибулины убили 10 человек, инициировали пожар и грабежи. Часть населения бежала в Задар»[2]. Однако после подписания договора между Италией и НГХ в Риме 18 мая 1941 г. итальянские войска стали для усташей «союзными», и генералу Амброзио и в голову не пришло что-либо сделать для защиты сербов. Напротив, он развернул армию так, чтобы народ не видел зверств, совершаемых усташами, над сербами, евреями и коммунистами.
Показания, данные Окружной комиссии по военным преступлениям Лукич Аной (хорватка и католичка), согласно которым «Трошель Мато (ныне покойный) сказал мне бежать куда угодно, потому что усташи договорились с итальянцами, что они перебьют всех подряд в деревне, и что итальянцы не будут в это вмешиваться. Мате говорил мне, что это точно, потому что он (Мате) был переводчиком сержанта-усташа, который не знал итальянского… 5 августа я дошла в Шибулину, зарегистрировалась с детьми у усташей… Меня и детей сразу отвели в православную церковь, а отца отпустили. Оказавшись в церковь, я увидела около семидесяти человек – женщин, стариков и слабых детей. Там они находились в заточении со 2 августа около полудня. Все были истощены от голода, жажды и жары, многие были избиты… Окна и двери были плотно закрыты… Этих людей избивали за то, что они во времена Югославии незаслуженно получали деньги от сербских властей. Именно этим усташи хотели оправдать грабежи, которые они совершали перед этим…». Ане Лукич повезло – ее с детьми сначала отвезли в лагерь на Паг (лагерь Слана), но затем, поскольку она была хорватка и католичка, освободили. Однако остальных заключенных в церкви шибульчан ждала незавидная участь. Относительно участия римско-католического духовенства выжившие заключенные на Паге свидетельствовали так: «местный священник Люба Магаш появлялся здесь каждую неделю. После его прохода.., обычно в лагере ощущалось усиление террора и убийств. Во время визита он надевал зеленоватую блузку, чтобы таким образом покрыть белый воротничок на шее, но мы его уже хорошо знали, так как он был одним из самых частых гостей. Мы слышали, что он лично убивал и насиловал. Я помню, однажды, когда он пришел, мы обвивали колючую проволоку вокруг лагеря. Нормой было укрепить один столб за четыре часа. Позже, когда вновь появился Магаш, норма сократилась до одного столба за два часа. С такими камнями и с такими силами, какими были у нас, закапывать столбы в камни голыми руками была адская работа»[3]. Но через несколько дней после прибытия из Шибулины на Паг несколько бежавших в горы односельчан «с ужасом наблюдали, как усташи погрузили заключенных на моторные лодки на остров Паг, где заставили людей копать рвы длиной 10 м и шириной 2 м.., Это была последняя ночь шибульчан… Все население Шибулины и Дивосела усташи разделили на четыре группы.., каждую поставили перед ямами, удаленными друг от друга на 50 м и по сигналу открыли по людям огонь из автоматов.., затем, невзирая на крики раненых, ямы засыпали землей… работали быстро, как всякий убийца, который хочет скрыть следы своего преступления… Населения Шибулине больше не было…»[4]. Сегодня в селе Трибань находится обелиск, на мемориальной доске которого вписаны 94 имени шибульчан, отведенных на усташскую казнь, а также мемориальная доска на воротах церкви св. Михаила Архангела говорит о том, что «Летом 1941 г. население села Трибань-Шибулина подверглись усташским зверствам. Эта церковь была превращена в место мучений и погибели невинных жителей и людей из других краев на пути в печально известный усташский лагерь на острове Паге. Этот мемориальный знак установлен 29.11.1983. в знак памяти и скорби по жертвам…»[5]. В войне 1990-х гг. мемориальная доска была разбита.
Сегодня от прежней Шибулины осталась фактически тень: 23 дома и около 40 жителей. Церковь Св. Архангела Михаила и часовня Св. Троицы на кладбище – единственные православные святыни на Адриатическом моря на участке от Масленичного моста до Риеки. Когда началась война в 1990-х гг., многие сербы свои дома распродали, их в основном покупали чехи и поляки. Местные мигрировали отсюда в основном в Воеводину (Сербия)[6].
В современной Республике Хорватия практически не используются термины холокост (для обозначения преступлений против евреев) или геноцид (преступлений против цыган), но термин ГЕНОЦИД практически никогда не связывается с уничтожением в НГХ сербов, применительно к действиям хорватов-усташей используется безликий и термин «массовые преступления против сербов».
[1] Његић Ф. Цркве Свете Тројице у Трибњу – Шибуљини [Электронный ресурс] // CASSIOPEIA. 19.03.2011. URL: https://tromedja.com/index.php/meni-znamenitosti/petrovackaeparhija/crkvedalmacija/crkvatribanj
[2] Данас, након 70 година, сјећа ли се ико покланих Срба из мјеста Трибањ Шибуљине? [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/arhiva/jadovno-slana-metajna/articles/danas-nakon-70-godina-sjeca-li-se-iko-poklanih-srba-iz-mjesta-triba-sibuljine.html
[3] Данас, након 70 година, сјећа ли се ико покланих Срба из мјеста Трибањ Шибуљине? [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/arhiva/jadovno-slana-metajna/articles/danas-nakon-70-godina-sjeca-li-se-iko-poklanih-srba-iz-mjesta-triba-sibuljine.html
[4] Данас, након 70 година, сјећа ли се ико покланих Срба из мјеста Трибањ Шибуљине? [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/arhiva/jadovno-slana-metajna/articles/danas-nakon-70-godina-sjeca-li-se-iko-poklanih-srba-iz-mjesta-triba-sibuljine.html
[5] Данас, након 70 година, сјећа ли се ико покланих Срба из мјеста Трибањ Шибуљине? [Электронный ресурс] // Јадовно. URL: https://jadovno.com/arhiva/jadovno-slana-metajna/articles/danas-nakon-70-godina-sjeca-li-se-iko-poklanih-srba-iz-mjesta-triba-sibuljine.html
[6] Подно Велебита, на обали мора, вијековима одолијева Трибањ – Шибуљина! [Электронный ресурс] // Савез Срба из региона. 28.10.2021. URL: https://ssr.org.rs/podno-velebita-na-obali-mora-vijekovima-odolijeva-tribanj-sibuljina/