Восемьдесят лет назад на западноукраинской Волыни разыгралось одно из самых трагических событий Второй мировой войны. С февраля 1943 г. вооружённые формирования украинских националистов начали планомерное и систематическое уничтожение польского гражданского населения на этой территории. Цель данной масштабной этнической чистки состояла в превращении Волыни в этнически чисто украинскую область, что соответствовало программным установкам ОУН.
Самым трагическим днём в этой развязанной украинскими нацистами кровавой бойне стало 11 июля 1943 года, когда синхронным нападениям со стороны бандеровцев подверглось около сотни польских сел и местечек на Волыни. Только в один этот день было убито около 11 тысяч человек, в основном представителей мирного гражданского населения, подавляющее большинство которого составляли старики, женщины и дети. Общее количество польских жертв Волынской резни, продолжавшейся до конца 1943 года, составило около 100 тысяч человек.
Отличительной чертой этих жутких событий была запредельная, поистине сверхсадистская жестокость украинских убийц, имевшая массовый характер. Поляков убивали только за то, что они были поляками. Ни в чем не повинным людям отрубали конечности, выкалывали глаза, людей распиливали пилами, рубили топорами, отрезали половые органы, вспарывали животы и сдирали кожу. В этой кровавой вакханалии бандеровские садисты не щадили даже грудных младенцев, которых хладнокровно убивали, разрывая на части или ударяя головой о стену. Чудом уцелевший польский свидетель этого кровавого кошмара вспоминал позднее, что у него в то время возникло стойкое ощущение того, что на землю опустился ад.
По степени и масштабам самых запредельных изуверств Волынская резня стоит в одном ряду с такими преступными и кровавыми страницами Второй мировой войны, как геноцид сербов хорватскими усташами, ярким символом которого стал печально известный концлагерь Ясеновац неподалёку от Загреба, где было уничтожено до миллиона сербов, евреев и цыган, и Нанкинская резня, устроенная головорезами и убийцами в японской военной форме в декабре 1937 года в китайском Нанкине, где жертвами японских военных преступников стало около 300 тысяч мирных китайцев.
***
Малоизвестной страницей многострадальной Волынской эпопеи является трагедия чешского населения данной области, которое в ходе Второй мировой войны также часто становилось жертвой нацистских и бандеровских зверств.
Чехи на Волыни появились во второй половине XIX века, когда правительство Российской империи, будучи заинтересованным в экономическом развитии данной области после подавления польского восстания 1863-1864 годов, активно привлекало сюда чешских переселенцев из Австрийской империи, предоставляя им дешевую землю и разнообразные экономические льготы. Поток чешских переселенцев в этот регион Российской империи вскоре приобрел такие масштабы, что это стало вызывать обеспокоенность австрийских властей, препятствовавших эмиграции чехов в Россию.
В конце ХIХ века по переписи населения Российской империи 1897 года численность чешской колонии на Волыни достигла почти 30 тысяч человек, из которых более 80% были заняты в сельском хозяйстве. (Vaculík 2013: 15). К началу Первой мировой войны число волынских чехов достигло уже 40 тысяч человек. Трудолюбивые, хорошо организованные, законопослушные и предприимчивые чешские крестьяне быстро добились впечатляющих экономических успехов; чешские села на Волыни стали одними из самых преуспевающих на юго-западе Российской империи. Любопытно, что именно чехи положили основы пивоварения и целого ряда отраслей пищевой промышленности в данном регионе России. При этом волынские чехи отличались глубокими русофильскими настроениями и политической лояльностью к новой родине, что ярко проявилось в годы Первой мировой войны. Примечательно, что инициаторами переименования Петербурга в Петроград в августе 1914 года стали представители чешской общины тогдашней столицы Российской империи. Отличительной чертой чешской диаспоры в России была и насыщенная культурная жизнь: в крупных чешских селах создавались публичные библиотеки, клубы, пожарные команды и даже любительские театры.
После распада Российской империи и советско-польской войны 1920 г. Волынь вошла в состав межвоенной Польши, а уже летом 1941 года данная территория была оккупирована нацистской Германией. В условиях всё более обострявшегося польско-украинского конфликта чехи стремились благоразумно придерживаться полного нейтралитета, однако с началом трагических событий Волынской резни они тоже пострадали от нацистских зверств.
Именно на территории Волыни в самый разгар трагических событий Волынской резни в июле 1943 года имел место наиболее массовый акт истребления чехов за всё время Второй мировой войны. 13 июля 1943 года, спустя всего два дня после трагических для поляков событий кровавого 11 июля, было практически полностью уничтожено вместе с жителями крупное чешское село Чески Малин в юго-западной части Волыни, основанное чешскими колонистами ещё в 1870-е годы.
Ворвавшиеся в чешское село военнослужащие в немецкой военной форме под предлогом проверки документов согнали всех жителей в соседнюю деревню. Однако вместо обещанной проверки документов люди были загнаны в деревянные сараи и заживо сожжены. Немногих уцелевших или пытавшихся бежать каратели добивали в упор из огнестрельного оружия. Спастись удалось только нескольким десяткам тех, кто в это время работал в поле или был в отъезде.
В результате устроенной нацистами кровавой бойни погибло 374 человека, подавляющее большинство которых были чехами, из них 104 мужчины, 161 женщина и 105 детей разного возраста. Среди жертв было и 26 местных поляков. Само село было полностью сожжено карателями, повторив, таким образом, судьбу Хатыни и сотен других белорусских деревень. Расправа, устроенная над жителями села Чески Малин, значительно превзошла число жертв посёлка Лидице под Прагой, жители которого стали жертвами «гейдрихиады», когда 10 июня 1942 года было расстреляно 172 мужчины, а женщины и дети были частично отправлены в концлагерь Равенсбрюк, частично уничтожены в газовых камерах.
Современные укро-историки, предсказуемо стремящиеся минимизировать вину бандеровцев за злодеяния в ходе Волынской резни, возлагают основную вину за происшедшую трагедию даже не на немцев, а на охранные подразделения польской полиции, подчинявшиеся немецкому командованию. В частности, именно такой точки зрения придерживается львовский историк Я. Дашкевич.
Однако по мнению чешского историка Ярослава Вацулика из Масарикова университета в Брно, наиболее авторитетного специалиста по истории волынских чехов, жители чешского села Чески Малин были уничтожены 13 июля 1943 года немецким воинским подразделением, при этом вспомогательную роль в этом преступлении вполне могли играть и польские коллаборационисты из числа польских подразделений местной вспомогательной полиции. Данная версия возникла на основании показаний нескольких переживших трагедию чехов, утверждавших, что некоторые военнослужащие в немецкой форме, участвовавшие в карательной акции, говорили на польском языке. Участие польских коллаборационистов в немецкой карательной акции против чешского села выглядит особенно отвратительным на фоне того, что именно в это время истребление польского мирного населения бандеровскими убийцами достигло своего пика. Вместо того, чтобы защищать польское население от зверств бандеровских бандитов, польские полицейские формирования участвовали в уничтожении мирной чешской деревни…
Хорошо информированная уроженка Волыни Яромира Немцова-Ничова, председатель Общества чехов с Волыни, уверена в том, что Чески Малин был уничтожен в результате провокации со стороны бандеровцев, которые решили отомстить местным чехам за то, что те отказались снабжать их продуктами. По её мнению, немецкая карательная акция против села Чески Малин и его жителей была проведена после того, как в окрестностях села отряд бандеровцев обстрелял колонну немецких войск. Существует и версия, объясняющая причину немецкой карательной акции тем, что немецкое командование стало подозревать местных чехов в контактах с советскими партизанскими отрядами, которые активно действовали в данной области. Некоторые полагают, что имела место просто устрашающая акция со стороны немцев, заинтересованных в поддержании и эскалации конфликтных отношений между разными славянскими этносами на Волыни.
Трагедия села Чески Малин резко усилила антифашистские настроения среди волынских чехов, создавших подпольную антифашистскую группу «Бланик». После прихода Красной Армии и освобождения Волыни от нацистской оккупации более 10 тысяч волынских чехов, включая несколько сотен женщин, вступило в ряды Первого чехословацкого армейского корпуса под командованием генерала Людвика Свободы. В ходе последующих боёв на фронтах Второй мировой войны в 1944-1945 годах, в том числе на Дуклинском перевале осенью 1944 года, погибло 1537 волынских чехов; несколько тысяч было ранено. Оставшиеся на Волыни чехи активно вступали в истребительные батальоны, действовавшие против местных формирований ОУН-УПА (Vaculík 2013: 49) и создавали отряды сельской самообороны для борьбы с бандеровцами.
После окончания Второй мировой войны значительная часть волынских чехов приняла решение о возвращении в Чехословакию. Большинство чешских семей с Волыни поселилось в области Шумперк в Северной Моравии, где в 1947 году в день четвертой годовщины трагедии села Чески Малин местная моравская деревня была переименована в Новый Малин.
Литература
Vaculík J. Češi na Volyni // Dějiny Čechů na Ukrajině. Kyjev, 2013.