Общины с сербским большинством разоружаются. В Книне в 1981 г. было 80 % сербов, уже 17 августа 1990 г. там началась защита сербских поселений путем перекрытия дорог («балван революция», «революция бревен»)[1]. В процессе провозглашения хорватской государственной независимости сербы Книнской Крайины 28 февраля 1991 г. пригрозили, что в случае провозглашения независимости без переговоров они выйдут из состава Хорватии. В марте 1991 г. хорватские вооруженные подразделения нападают на сербов в Пакраце и на Плитвицких озерах. С весны 1991 г. начинается физическая ликвидация сербов в городах и населенных пунктах: Осиек, Загреб, Сисак, Госпич и т.д. – расстрелы, пытки, расправы с целыми семьями – все в «лучших традициях» НГХ 1.0.
Ненависть к сербам приобретает размах геометрической прогрессии или распространяется, отмечает сербский исследователь Ратко Дмитрович, «как чума, охватывая каждый дом, все части общества, разрушая семьи, дружбу, все». Сербы из городов бегут в горы, сельскую местность, так около 180 тыс. сербов оставили свои квартиры и дома, с имуществом, буквально уместившимся в один чемодан[2]. Хорватия принимает закон об откупе на основе квартирного права, по которому сербские квартиры переходят в руки хорватов, которые весьма оперативно заняли сербское имущество. После окончания массовых захватов закон аннулирован, и в руках хорватов остались 35 000 квартир, собственниками которых были сербы[3].
В г. Сисак ликвидировано 500 сербов[4] – и это еще до начала войны в Хорватии. В фокусе внимания оказался Вуковар, ставший центром хорватской национальной мобилизации и «практики полной зачистки сербов», которых в этом городе практически не осталось. Позднее, в 2012 г. в Вуковаре был основан «Штаб по обороне Хорватии» с целью не допустить появления на государственных и общественных зданиях табличек с надписью на кириллице – они буквально разбивались, сбрасывались со стен, борьба с кириллицей в Вуковаре велась и ведется ожесточенно, с применением насилия, указанное общество по настоящий момент пристально следит за «хорватской чистотой города».
19 мая 1991 г. независимая Хорватия была провозглашена без сербского участия, даже без присутствия сербских депутатов в хорватском парламенте, а затем, после нападений на казармы югославской армии в Госпиче летом 1991 г. началась полномасштабная атака на сербов. В ответ сербы Славонии в полном соответствии с югославским законодательством 16 августа 1991 г. провозгласили свою автономию. Первый министр полиции туджмановской Хорватии Йосип Больковац в своих мемуарах «Истина – вон!» констатировал: «Не Югославия напала на Хорватию, а Хорватия напала на Югославию»[5]. Подчеркнем: не Югославская народная армия (ЮНА) напала на Хорватию, а хорватские подразделения нападали на казармы ЮНА.
Уже в июле 1993 г. «Le Monde diplomatic» указывал, что почти 300 тыс. (!) сербов были вынуждены покинуть Хорватию.Как объясняет хорватский писатель Дубравка Угрешич, «быть сербом в Хорватии – это как быть черным в месте, жители которого являются членами клана Ку Клукс Клана»[6].
Папа Кароль Войтыла в сентябре 1994 г., за год до этнической чистки сербского населения здесь, подарил колокол католической церкви в Книне[7].
В мае 1995 г. наступление хорватских войск на Западную Славонию сопровождалось чудовищными преступлениями. В хорватских больницах не было ни одного сербского раненого, скорее всего, они все были убиты. Хорватские войска разрушили все сербские дома в 182 деревнях вокруг Пакраца и изгнали в этой районе 85 тыс. сербов. Сегодня две тысячи сербов все еще живут в Западной Славонии. Очевидцы событий утверждают. Что «в окрестностях Пакраца невозможно встретить ни одного серба, которого бы не избила хорватская полиция». Даже Тадеуш Мазовецкий, всегда обвинявший сербов, осудил «ужасные поступки», совершенные хорватской полицией[8].
Месич подробно описывает распад Югославии и мечты Туджмана об «исторических границах» Хорватии[9]. Когда Запад готовился бомбить сербов Боснии, Туджман использовал это, чтобы начать крупное наступление на сербов из Крайины. После нескольких дней ураганного огня из минометов, сербы полностью покинули города Крайины. Но хорватская артиллерия и авиация была концентрированным огнем по колоннам истощенных беженцев. Хорватские войска, сначала тщательно разграбив и разрушив сербские дома, применили тактику выжженной земли. За спецподразделениями армии следовала полиция, которая сжигала оставшиеся дома. В Книне и Грачаце подразделения, находящиеся под непосредственным командованием министра внутренних дел, крали автомобили сербов, целыми грузовиками вывозили сербское имущество – телевизоры, холодильники, стиральные машины, другую бытовую технику, ценные вещи, упакованные в мешки подручный материал – колонны с награбленным двигались в противоположном направлении – в Загреб. Между Госпичем и Грачацем, на пространстве в 50 кв. км не осталось ни одного целого сербского дома. Все следы «нечистого» присутствия сербов должны были быть стерты. Например, 40 богатых личных библиотек, принадлежащих сербам, были сожжены дотла. Сам европейский посредник Карл Бильт говорил Питер Гэлбрайт во время одной из лекций в Загребском университете публично признал, что «около десяти тысяч домов, принадлежащих сербам, были взорваны». Специальный корреспондент бельгийской газеты «Het volk» Фред Ванденбуш писал: «ничего не осталось. Такой степени разрушения редко достигали даже нацисты»[10].
Однако присваивая себе и уничтожая сербское имущество, стирая следы сербского присутствия на территории Хорватии, у власти, элиты и общества не возникло когнитивного диссонанса по поводу того, что в само хорватское национальное тело навсегда врезано сербство в виде основной характеристики национального самосознания – языка. Дело в том, что язык, который единственно ряд ученых маркируют как источниковый хорватский – чакавский диалект сербского языка (кайкавский – словенский, а самый распространенный штокавский вариант, штокавщина – это чистый сербский язык), был распространен на островах Адриатики и к началу XIX в. практически вышел из употребления. В 1850 г. по Литературному договору, заключенному представителями Загреба с представителями сербской интеллигенции (чрезмерно воодушевленной идеями славянского, в частности, югославянского, союза), хорваты приняли сербскую штокавщину как свой литературный язык. Таким образом, хорватский язык – это чистейший сербский язык и поныне.
Однако современная Хорватия стала этнически чистым государством. Всего в период с 1990 по 1995 г. из Хорватии было изгнано 450 тысяч сербов[11]. По переписи 1991 г. в Хорватии проживало немногим менее 600 тыс. сербов. По переписи 2011 г. в Хорватии проживало 4 млн 285 тыс., из которых 90 % декларировали себя как хорваты. Сербов по сравнению с 2001 г. стало на 15 тыс. меньше – 183 633 чел, средний возраст которых составил 53 года[12]. Но и эта цифра не отражала реального положения дел, поскольку многие только официально зарегистрированы в Хорватии, предпочитая проживать в Сербии или в других местах. Согласно переписи 2021 г., Республика Хорватия насчитывает 3 871 833 чел. По сравнению с переписью 2011 г. население сократилось на 413 056 человек или 9,64 %. По национальной структуре населения результаты таковы: 91,63% хорваты, 3,20 % сербы, 0,62 % боснийские мусульмане и остальные – цыгане, албанцы, итальянцы и др., т.е. число хорватов возросло, а сербов уменьшилось. Сократилось также и количество верующих: по религиозной принадлежности католиков в 2021 г. было 78,97 %, а десять лет назад -86,28 %а, православных – 3,32 % по сравнению с предыдущими 4,44 %, мусульман – 1,32 % по сравнению с предыдущими 1,47 %[13].
Как отмечал сербский академик Милорад Экмечич, «великие мировые державы под руководством Соединенных Штатов поддержали католическую церковь, чтобы сделать Хорватию независимой европейской нацией. Фашизм до 1945 года не смог устранить “органическую аномалию”, сформулированную журналом католической церкви в Хорватии «Hrvatska smotra» незадолго до провозглашения тогдашнего независимого государства в 1941 году… Эта историческая аномалия была связана с тем, что православные населяли часть территории, которую Загреб считал хорватской, при этом с одной стороны Хорватии оставалось всего 50 километров до этнической границы словенцев, а с другой – требовалась коррекция этой аномалии в долине реки Неретва, чтобы защитить Дубровник. Под давлением Соединенных Штатов «эти “органические аномалии” в гражданской войне 1992-1995 годов были решены»[14]. Ватикан и в период борьбы с фашизмом был великой глобальной силой, «ею он и остался, когда западные демократии начали брать знамя истории в свои руки. Таким образом сербское национальное движение было обречено на поражение, поскольку главный виновник геноцида сербского народа стал победителем в войне», – констатирует Экмечич[15].
В 2011 г. легендарный югославский баскетболист Никола Плечаш (за свои выдающиеся достижения прозванный «святой Николай») в интервью изданию «Вести» сказал: «Мы, сербы, пострадали в городах, как и те, что поднялись на восстание – но не из прихоти или национализма, как им это обычно приписывается. Никто не вникает в причины – почему дошло до восстания. Смотрите, сегодня в Хорватии никто не хочет слышать правду о том, как планировалось выселение и изгнание сербов, стирание их из Хорватии. Сегодня остались только старики, а через несколько лет не будет и их. Молодые сербы уезжают, наши дети в хорватских городах бегут от своей идентичности, поскольку создана такая среда, в которой быть сербской национальности – это гандикап. В этом случае на тебе ярлык, на продвижение нет шансов. Хорватию охватила болезнь усташства, поэтому молодежь на спортивных трибунах скандирует «Убей, убей серба!», но они не знают, что мы уже давно убиты»[16].
Интеллигенция новой независимой Хорватии – писатели, ученые, журналисты, художники, а также левые движения – не имеют ничего против неуосташской и неонацистской туджмановской Хорватии. В современной хорватской школе изучение геноцида над сербами, евреями и цыганами во время Второй мировой войны в НГХ (обо всей сети геноцида, охватывающей все пространство НГХ 1.0) и его репризах в ходе конфликта 1990-х гг. учебные программы не предусматривают. Хорватские дети не знают о том ничего, или, в лучшем случае, в предельно генерализованных формулировках и в кратно заниженных цифрах жертв усташей и неосташей. Современные хорватские школьники рисуют U (усташи – А.Ф.) на скамьях и на фасадах зданий, украшая их крестом и свастикой. «Но они не знают, что Независимое государство Хорватия было геноцидным творением, в котором людей забирали из своих семей, пытали и массово убивали только за то, кем они были», – отмечает хорватский TPORTAL[17]. В общественное сознание внедряются тезисы, что Ясеновац – это «сербский миф», там был «только трудовой лагерь» (притом «с хорошей организацией досуга вплоть до кружков хорового пения»), «никаких убийств не было», «люди умирали от естественных причин – болезней и старости». «Если сербов и убивали, то только за вооруженное сопротивление законной хорватской власти». При этом Анте Старчевич и Анте Павелич – «основоположники независимой Хорватии». Макс Лубурич, Мирослав Майсторович Филипович, Андрия Артукович, равно как Старчевич и Павелич вышли, по утверждению римо-католического священника, доктора исторических наук и директора Архива архиепископа в Хорватском государственном архиве Степана Разума, из одного ядра – католической церкви, все указанные лица провели часть своей жизни в образовательных учреждениях – школах или семинариях католической церкви[18].
В современной Хорватии с усташством не покончено, напротив, по теории (индоктринации, особенно молодежи) и практике уверенно цементируется в неосташство. Так, например, в ноябре 2016 г. Муниципальный Совет Ясеновца, в котором ХДС имело большинство, одобрил установку мемориала членам HOS (Хорватские вооружённые силы), погибшим в ходе войны 1990-х гг., Домовинском рату, как ее называет Загреб, с надписью «За дом спремни!» («За родину готовы!», традиционный усташский слоган по аналогии с «Хайль Гитлер!»), премьер-министр Андрей Пленкович ответил, что это герб зарегистрированной ассоциации и, следовательно, законный, и у власти нет законных оснований для удаления спорного мемориала. Даже партнеры по коалиции HDZ, SDSS и HNS, просили убрать из Ясеновца надпись «За родину готовы!», но Пленкович не сдался, а Дамир Маркуш, член HOS, который являлся одним из инициаторов установки этой панели, был награжден ХДС местом в своем списке на выборах в Кутине, где он стал вице-мэром[19].
Новая, «европейская», Хорватия сформирована на старой ненависти к сербам, взращённой отношением к ним как к «схизматикам» римско-католической церкви и выведенной на принципиально новый уровень развитием католических движений и Католической акции (в соответствии с энцикликой Пия XI «Ubi arcano Dei» 1922 г.) и новой Католической акции Загребского архиепископа Алойзия Степинца, развернутой в 1935 г. Правашское Анте Старчевича, франковское Йосипа Франка и усташское движение Анте Павелича своим идеологическим фундаментом заложили матрицу о «цивилизационном отличии хорватов как оплота христианства и западной цивилизации», но для расправы с оппонентами-православными сербами выработали «надстройку» в виде расистской ультрашовинистической доктрины в духе Третьего рейха о сербах (а также евреях и цыганах) как низшей расе, подлежащей ассимиляции, изгнанию и физическому уничтожению. Причем, что весьма характерно, технически – с самым изощренным садизмом. Православные сербы как в НГХ, так и в ходе конфликта 1990-х гг. физически ликвидируются и изгоняются именно потому, что они – православные сербы. Это расизм и шовинизм в чистом виде. И это – условие хорватского государственного проекта как в форме НГХ, так и в виде туджмановской и посттуджмановской Хорватии sine qua non.
Исторический и современный опыт хорватского нациестроительства показывает, что этап становления нации не был пройден, вместо нации сразу появляется национализм, но изначально диссоциативный, поскольку был выстроен на сербском национальном языке (сербской штокавщине) как главном признаке национальной идентичности, «положенным» на основной фундамент, только и единственно формирующий нацию в то время – религиозную идентичность, т.е. культурный код римско-католической церкви. С 1102 г. Королевство Хорватия является частью Венгерского королевства, условное историческое ядро хорватских земель – лишь три небольших округа вокруг Загреба (Аграма), говорящих на кайковском (словенском) диалекте, соответственно, политическая субъектность хорватской административно-территориальной единицы в составе Короны Св. Стефана отсутствовала. В силу разных причин начинается поиск политической суверенности, прежде всего, как отражение устремлений слоя аристократии отстоять свои позиции и феодальные привилегии в условиях расширения политики мадьяризации. В связи с этим национализм и сам процесс формирования нации как конструирование национальной идеологии носит искусственный характер (проект этнического инжиниринга). Сам факт натужного поиска и артикуляции национальной идеи, выполненный Анте Старчевичем, означал, что национальной идеи не существует, но идет процесс направляемого этногенеза. В итоге национальная хорватская идея была сформулирована – как расширение «хорватских» на сербские территории, насильственная ассимиляция «сербов-подчиненной расы» (по Старчевичу), причем в терминах зоологического расизма. И все это в рамках Drang nach Osten Св. Римского Престола (не случаен вечный девиз усташей и неоусташей «Бог и хорваты!», «хорваты – оплот христианства!»). Соединение расизма и римско-католического прозелитизма привело к появлению в Хорватии религиозной антропологии, где идея о том, что западная цивилизация – единственно правильная, а «ненависть и презрение к врагам Господним» – единственно верный этический кодекс и принципы жизненного поведения. В связи с этим этничность, созданная как результат геокультурной борьбы, может выражать себя только в заданной матрице, поскольку существовать вне ее не представляется возможным.
[1] Ekmečić Milorad Istorijski dodatak – međunarodni front protiv Srba: Rasulo Jugoslavije praćeno je nepoštovanjem prava i primenom doktrine sile i ucena [Электронный ресурс] // Новости.рс, 13.08.2021. URL: https://www.novosti.rs/drustvo/vesti/1025455/istorijski-dodatak-medjunarodni-front-protiv-srba-rasulo-jugoslavije-praceno-nepostovanjem-prava-primenom-doktrine-sile-ucena
[2] Дмитровић Р. Крст на крижу. Београд : Новости (Бачки Петровац : HL Print), 2016. С. 209.
[3] Дмитровић Р. Крст на крижу. Београд : Новости (Бачки Петровац : HL Print), 2016. С. 209.
[4] Дмитровић Р. Крст на крижу. Београд : Новости (Бачки Петровац : HL Print), 2016. С. 185.
[5] Цит. По: Дмитровић Р. Крст на крижу. Београд : Новости (Бачки Петровац : HL Print), 2016. С. 186.
[6] Kolon Mišel Feljton – hrvatska štićenik Bona i Vašingtona: Više od sto hiljada srpske dece je “preobraćeno” u katoličanstvo [Электронный ресурс] // Новости.рс, 28.05.2023. URL: https://www.novosti.rs/vesti/kolumne/1243078/feljton-hrvatska-sticenik-bona-vasingtona-vise-sto-hiljada-srpske-dece-preobraceno-katolicanstvo
[7] Ekmečić Milorad Istorijski dodatak – međunarodni front protiv Srba: Rasulo Jugoslavije praćeno je nepoštovanjem prava i primenom doktrine sile i ucena [Электронный ресурс] // Новости.рс, 13.08.2021. URL: https://www.novosti.rs/drustvo/vesti/1025455/istorijski-dodatak-medjunarodni-front-protiv-srba-rasulo-jugoslavije-praceno-nepostovanjem-prava-primenom-doktrine-sile-ucena
[8] Kolon Mišel Feljton – hrvatska štićenik Bona i Vašingtona: Više od sto hiljada srpske dece je “preobraćeno” u katoličanstvo [Электронный ресурс] // Новости.рс, 28.05.2023. URL: https://www.novosti.rs/vesti/kolumne/1243078/feljton-hrvatska-sticenik-bona-vasingtona-vise-sto-hiljada-srpske-dece-preobraceno-katolicanstvo
[9] Kerbler Jurica Tuđmana iz zatvora lepoglava spasli Srbi: Šokantni detalji memoara Stjepana Mesića [Электронный ресурс] // Новости.рс, 05.11.2023. URL: https://www.novosti.rs/planeta/region/1299087/tudjmana-zatvora-lepoglava-spasli-srbi-sokantni-detalji-memoara-stjepana-mesica
[10] Kolon Mišel Feljton – hrvatska štićenik Bona i Vašingtona: Više od sto hiljada srpske dece je “preobraćeno” u katoličanstvo [Электронный ресурс] // Новости.рс, 28.05.2023. URL: https://www.novosti.rs/vesti/kolumne/1243078/feljton-hrvatska-sticenik-bona-vasingtona-vise-sto-hiljada-srpske-dece-preobraceno-katolicanstvo
[11] Дмитровић Р. Крст на крижу. Београд : Новости (Бачки Петровац : HL Print), 2016. С. 216.
[12] Дмитровић Р. Крст на крижу. Београд : Новости (Бачки Петровац : HL Print), 2016. С. 207.
[13] Konačni rezultati popisa u Hrvatskoj, pao broj vjernika [Электронный ресурс] // Aljazeera, 22.09.2022. URL: https://balkans.aljazeera.net/news/balkan/2022/9/22/konacni-rezultati-popisa-u-hrvatskoj-pao-broj-vjernika
[14] Ekmečić Milorad Istorijski dodatak – međunarodni front protiv Srba: Rasulo Jugoslavije praćeno je nepoštovanjem prava i primenom doktrine sile i ucena [Электронный ресурс] // Новости.рс, 13.08.2021. URL: https://www.novosti.rs/drustvo/vesti/1025455/istorijski-dodatak-medjunarodni-front-protiv-srba-rasulo-jugoslavije-praceno-nepostovanjem-prava-primenom-doktrine-sile-ucena
[15] Ekmečić Milorad Feljton – ostrvo Vis postaje Titova prestonica: Vatikan glavni krivac za genocid nad Srbima pridružio se pobednicima [Электронный ресурс] // Новости.рс, 23.07.2022. URL: https://www.novosti.rs/drustvo/feljton/1138519/feljton-ostrvo-vis-postaje-titova-prestonica-vatikan-glavni-krivac-genocid-nad-srbima-pridruzio-pobednicima
[16] Цит. По: Дмитровић Р. Крст на крижу. Београд : Новости (Бачки Петровац : HL Print), 2016. С. 195-196.
[17] Jokić Boris Sjedi, Ivane, jedan: Ovi današnji ‘neoustaše’ ne znaju pošteno ni mrziti [Электронный ресурс] // TPORTAL, 12.01.2019. URL: https://www.tportal.hr/komentatori/clanak/sjedi-ivane-jedan-ovi-danasnji-neoustase-ne-znaju-posteno-ni-mrziti-foto-20190112
[18] Дмитровић Р. Крст на крижу. Београд : Новости (Бачки Петровац : HL Print), 2016. С. 230.
[19] Radić Ante Slučajna država: Kako to da „Za dom spremni“ ne može u Metković, a može u Jasenovac [Электронный ресурс] // Lupiga. 14.08.2017. URL: https://lupiga.com/vijesti/slucajna-drzava-kako-to-da-za-dom-spremni-ne-moze-u-metkovic-a-moze-u-jasenovac