Среди древнерусских поучений, конечно, обращают на себя внимание такие, которые созданы авторами по «книжной мудрости», то есть в форме рассуждения с исходными посылками и умозаключениями. Особенный интерес вызывают притчи – краткие повествования, имеющие своей целью посредством иносказания изобразить истину нравственного порядка. Искусным писателем таких произведений в Древней Руси был святой Кирилл епископ Туровский (XII в.).
Основным источником биографических сведений о нем является краткое Житие в церковном сборнике житий и поучений – «Прологе». Здесь рассказы о жизни святых помещаются по календарному порядку их богослужебного чествования. По церковному календарю память св. Кирилла совершается 28 апреля (11 мая по современному гражданскому стилю). В Житии говорится, что Кирилл родился в «Рустей стране» в городе Турове в семье богатых родителей и прилежно изучал церковные книги. Их чтение расположило его к вступлению в монастырь, где он не только практиковал обычные для инока молитвы и посты, но даже принял на себя подвиг добровольного затворничества, уединившись на «столпе», то есть башне. Местный князь и горожане, впечатленные его мудростью и подвигами, избрали Кирилла на епископскую кафедру. В новом качестве св. Кирилл прославился своими писаниями – поучениями на праздники и циклом молитв. В Житии он именуется «воссиявшим на Руси другим Златоустом (святой Иоанн Златоуст – знаменитый византийский проповедник IV в.), который своим богоразумным учением просветил русские земли».
Действительно, произведения св. Кирилла Туровского многократно переписывались и составили значительную библиотеку, в которой современные исследователи насчитывают, по крайней мере, три десятка молитв, три богословских трактата для монашествующих и восемь проповедей.
Особенный интерес среди них представляет притча «О слепце и хромце» (в рукописи она также называется: «Притча о человеческой душе и теле, о преступлении Божиих заповедей, о воскресении тел человеческих, о будущем суде и муке»). Это сочинение туровского святителя является богословским, поскольку посвящено объяснению догматов веры, однако в нем присутствуют и философские идеи. Одна из них имеет принципиальный характер: «Через рассмотрение творения Творца познавай» («О твари бо Творца разумей»). Это положение, развитое в трудах многих христианских мыслителей, имеет очень большую философскую цену, поскольку придает разуму самостоятельное значение не только в объяснении видимого мироустройства, но и в богопознании – для указания свойств Творца. Нужно сказать, что само изложение мыслей в форме притчи, то есть изображение духовных предметов с помощью хорошо понятных земных, уже есть способ философского мышления, где находят свое применение обобщение, абстрагирование и вместе с тем конкретизация.
Можно представить притчу св. Кирилла в следующем кратком виде. Господин насадил виноградник и назначил охранять его двум слугам – слепому и хромому, рассуждая, что они из-за своих недостатков не смогут что-нибудь украсть. Однако слепой почувствовал приятный запах плодов и предложил хромому взобраться на себя, чтобы показывать путь к виноградным гроздьям. Так оба совершили воровство, думая, что господин их не заподозрит. Но тот решил их допросить по-отдельности, и тогда слепой возложил всю вину на хромого, а хромой – на слепого, без помощи которого не смог бы передвигаться. Тогда господин повелел им сесть один на другого так, как они действовали, и в таком виде приказал отдать их на мучение.
Нужно заметить, что мотив данной притчи позаимствован автором из нескольких источников: из евангельской притчи о злых виноградарях (Мф. 21: 33–44) и из статьи Пролога под 28 сентября, которая, в свою очередь, основывалась на более ранних версиях притчи из еврейского Талмуда и греческих сборников. Параллели усматриваются даже в одном из рассказов Тысячи и одной ночи. Одним словом, сюжет, предложенный св. Кириллом, был достаточно распространенным в восточной литературе. Однако автор достаточно оригинально наделил его различными смыслами. Собственно, притча без ключа, содержащегося в ее истолковании, остается многозначной и не производящей должного впечатления.
Епископ Туровский в своих объяснениях не обошел вниманием ни одной детали рассказа. В богословском смысле речь идет о Боге (господине), сотворении мира (винограднике) и его вручении человеку, состоящему из души (слепец) и тела (хромец). Человек позарился на земное богатство, презрев заповеди Божии, и вместо достойного попечения о мире стал его расхищать. В конце последует суд, и человек за свои грехи получит наказание для души и тела. Лучшей оградой для мира-виноградника являются страх Божий и заповеди, причиной отступления от них – зависть к участи праведных, желание наслаждаться плодами без труда. Зло начинает развиваться в душе человека, которая сама не нуждается в земных благах – ни во вкусной еде, ни в отдыхе или в чувственных развлечениях – все они привлекательны для тела. Душевные страсти вовлекают в злые дела всего человека, порабощая его телесно. Поэтому внутреннее предохранение нужно, прежде всего, самому человеку, виноградник (мир Божий) он должен беречь от самого себя.
В толкованиях св. Кирилла есть также контекст, обусловленный событиями своего времени. Так, известно, что он выступил строгим обличителем епископа Ростовского Федора, который при поддержке князя Андрея Боголюбского не только получил свой сан, но и добился этого в обход киевского митрополита, а потом объявил о своем ему неподчинении. Церковная смута, увеличенная жестокостями Федора, который терзал в своей епархии тех, кто не признавал его за епископа, привела к разбирательству на Соборе в Киеве. Князь Андрей отступил от своего ставленника, и он был казнен. Соответственно, в притче епископ Туровский уподобляет виноградник церковному алтарю, на который не должны посягать воры-самозванцы. Таким образом, церковное поучение приобретает современное святителю общественное звучание.
Философский смысл притчи о слепце и хромце открывается в обращении к разуму слушателей. Автор как бы предлагает словесную трапезу для питания их ума. Многочисленные библейские цитаты и сравнения служат иллюстрациями для собственных идей св. Кирилла. «Полезно нам, – обращается к своим читателям автор, – понимать учение божественных книг: оно и душу наделяет смиренномудрием, и к смирению прилагает ум […]. Не просто будем произносить языком написанное, но, с рассмотрением внимая, постараемся исполнить его на деле». Так церковное учение облекается в одеяние философской притчи, чтобы своей наглядностью стать более назидательным. Интересно, что на основе слова туровского святителя в Новгороде в XVI в. была создана икона «Притча о слепце и хромце», где изображался Христос – господин виноградника – как Он назначает слепого и хромого сторожами, те совершают кражу, изгоняются и подвергаются осуждению. Очевидно, одним лишь повторением заученных догматов невозможно достичь практического эффекта без глубокого рассуждения. Открывая перед читателями различные смысловые оттенки притчи, епископ Туровский стремится обратить их умное зрение в самих себя, показать пользу самонаблюдения. «Книжное учение» в таком контексте приобретает качество духовной мудрости, которая возвышает разум человека над повседневной суетой. Конечно, мудрость эта – христианская, проникнутая церковным мировоззрением, но в том-то и заключается ее достоинство, что она является не в какой-то отвлеченности от мира сего, в невыразимых откровениях из ангельского мира, а в конкретных формах рассуждения, пусть в виде притчи и истолкования, но ориентированного на духовные нужды каждодневного внимания к самому себе, проверку своих мыслей и чувств христианскими заповедями.