Saturday, October 12, 2024

«Слабые и колеблющиеся окрепли, малодушные воспрянули духом»: пастырские труды протоиерея Андрея Куца в поселке Альбертин в 30-х гг. ХХ столетия

В восточной части г. Слонима Гродненской области располагается микрорайон Альбертин, известный сегодня крупным предприятием Беларуси – ОАО «Слонимский картонно-бумажный завод “Альбертин”».

В прошлом Альбертин был фольварком, принадлежавшим к Шидловичам (ныне агрогородок Большие Шиловичи Слонимского района). В первой половине XIX в. Альбертин становится помещичьей усадьбой, принадлежавшей представителям шляхетского рода Пусловских. В 1806 г. действительный статский советник кавалер Пусловский открыл в Альбертине бумажную фабрику. В первой половине ХХ в. Альбертином владел граф Владислав Пусловский (1871–1964). При нем помимо имевшихся был открыт ряд других предприятий, благодаря чему в первые десятилетия ХХ в. поселок Альбертин Слонимского повета стал крупным промышленным центром. В 1939 г. Владислав Пусловский вместе с семьей навсегда эмигрировал во Францию[1].

Усадьба Пусловских “Альбертин” в Слониме. Праздничный дворец. https://www.holiday.by/by/skarb/311-usadba-puslovskih-albertin-v-slonime/photo

В межвоенной Польше поселок Альбертин входил в состав Бытеньского благочиния Гродненско-Новогрудской православной епархии. В 30-х гг. ХХ столетия в этом месте происходило серьезное противостояние Православной Церкви и католической, представленной в виде так называемого «восточного обряда».

В 1922 г. на папский престол вступил Пий ХI (Ахил Ратти, 1857–1939). В своей энциклике «Ecclesiam Dei» по случаю юбилея Иосафата Кунцевича в 1923 г. папа призвал православных вернуться к костельному единству, гарантируя им сохранение своего обряда[2]. Он поддержал создание миссии «восточного обряда» из представителей ордена иезуитов, а затем и других орденов[3]. «Рим не одобряет, – писал в 1923 г. государственный секретарь Святого Престола кардинал Пьетро Гаспари, – необдуманных латинизаторских стремлений, напротив того, охраняет древние обряды с полным уважением и любовью, поддерживает развитие униатских иерархий, соединяющих в себе обрядовые различия с единством в догматах»[4].

«Восточный обряд» или неоуния заключался в том, что брался русский православный обряд, и папа на него клал свою каноническую печать. В силу этого православные переходили из юрисдикции православного епископа в юрисдикцию епископа католического. Не было никакой унии в смысле соединения, а было поглощение Католической церковью «восточного обряда» вместе со всей той «схизмой», которую этот обряд собою представлял. Здесь не было никакого соединения православной иерархии с Римом, как это было на Флорентийском и Брестском соборах, нет и перехода православных в католичество, потому что нет никакого нового исповедания веры, но две веры, православная и католическая, и два обряда, смешиваясь, но не соединяясь, подчиняются власти римского епископа. В основание соединения был положен только один догмат Католической церкви – папской непогрешимости[5].

«И здесь мы не видим ничего нового, – замечает православный писатель и публицист русского зарубежья Н.Ф. Степанов, – лишь только некоторое уточнение: служите литургию, как вам угодно, охраняйте ваш церковный уклад, ваш епископ остается вашим иерархическим начальством, служите на любом языке, употребляйте какие вам более подходят миссионерские средства, организуйте и блюдите ваши церковные финансы, устраивайтесь с вашими гражданскими властями – все это, будто, Ватикан вовсе не интересует; единственное «коренное»… условие: признайте папу и его непогрешимость»[6].

По Рижскому мирному договору 1921 г. территория Западной Беларуси, где проживало до пяти миллионов православного коренного населения, вошла в состав возрожденного польского государства. Поскольку Католическая церковь в Польской республике занимала главенствующее и привилегированное положение[7], миссия «восточного обряда» не замедлила начать свою деятельность среди православных на новоприсоединенных территориях.

Уже в июле 1924 г. в Альбертине появились двое иезуитов «восточного обряда» Карл Буржуа и Михаил Малиновский[8], а 4 ноября 1924 г. там был открыт неоуниатский монастырь. Монастырь в Альбертине принимал всех желающих и пытался воспитывать их в восточных традициях и вместе с тем в католических, согласно уставу ордена иезуитов[9]. В 1925 г. секретарь генерала ордена иезуитов Владимир Пионткевич стал протоигуменом новооткрытого монастыря[10]. При монастыре были открыты богословские курсы для подготовки кандидатов униатского священства[11]. Альбертинские иезуиты были разных национальностей. Среди них были немцы, поляки, чехи, болгары, украинцы, французы, румыны, словаки и др[12]. Были и белорусы, но их было меньше всего[13]. В середине 1930-х гг. в Альбертине насчитывалось около 50 миссионеров[14].

Униатская церковь в Альбертине на фото 1930-х гг. https://radzima.org/ru/foto/53498.html

24 июля 1925 г. в Альбертине был образован приход византийско-славянского обряда. К приходу в Альбертине принадлежали верующие почти со всего Слонимского повета. Особенно много их было из деревень Чепелево, Хорошевичи, Шиловичи, Нагуевичи, Якимовичи[15]. В 1931 г. настоятелем неоуниатского прихода в Альбертине стал ксендз Антон Неманцевич (1883–1943). Принимая настоятельство над приходом, он заявил, что будет молиться и принимать все меры к тому, чтобы весь Альбертин стал одной паствой, то есть сделался католическим[16].

Ксендз Антон Неманцевич (1883–1943) // https://ru.wikipedia.org/wiki/

Граф Владислав Пусловский как ревностный католик пожертвовал иезуитам земли и здание бывшего помещения директора и управляющего фабрикой[17]. Одно из помещений здания было переоборудовано под домовую каплицу восточного обряда, где начал служить о. Карл Буржуа[18]. В июле 1936 г. в Альбертине были торжественно заложены угловые камни под строительство одновременно двух храмов: униатской церкви и католического костела латинского обряда. Торжественное открытие униатской церкви состоялось 16 октября 1937 г.[19] (см. рис. 4,5).

Альбертин. Костёл Девы Марии. 1937 г. https://vk.com/wall-57721553_18788

В том же 1937 г. в пределах Бытеньского благочиния альбертинские иезуиты основали еще один приход византийско-славянского обряда в местечке Бытень Слонимского повета. В качестве культового здания они пользовались римско-католической каплицей[20]. За пределами Бытеньского благочиния в ведении альбертинских миссионеров был приход в Сынковичах Слонимского повета, а также они совершали поездки миссионерского характера на Подляшье и территорию других диоцезий[21].

После второй Пинской конференции 1931 г., началось издание альбертинскими иезуитами ежемесячного журнала «Да злучэння» на белорусском языке. В 1937 г. выпуск униатского ежемесячника был запрещен, но журнал издавался еще некоторое время под названием «Злучэнне», а редакция была перенесена в Варшаву[22].

Миссионеры «восточного обряда» пытались создать видимость, что новое вероисповедание ничем не отличается от Православия, за исключением признания главенства папы. Они носили длинные бороды и одеяние православного священника, богослужения совершали на церковнославянском языке, проповедовали по-русски и по-белорусски. В ряде случаев православные верующие не знали о том, что приехавший к ним священник, назвавшийся «православным, признающим папу» или «истинным православным», на самом деле является католическим священнослужителем[23].

В 1930-х гг. альбертинские иезуиты, чтобы подготовить для Римской церкви паству из последующих поколений, обратили внимание на детей и молодежь. В 1930 г. при монастыре был открыт детский приют, в котором три католических монахини исполняли роль нянек, досматривая маленьких детей, матери которых уходили днем на работу или в город на базар[24]. В конце 1930-х гг. в нем было около 20 детей. Для детей старшего возраста было основано братство «Спас». Несколько позднее была основана организация мужской и женской молодежи «восточного обряда», которая имела своего рода униформу – особые головные уборы и накидки[25].

Несмотря на мощный натиск и на то, что порой силы были неравные, Православная Церковь в межвоенной Польше активно противостояла неоунии и смогла оказать неожиданные для Рима твердость и силу. В Альбертине против миссии «восточного обряда» выступил православный священник – настоятель прихода храма Казанской иконы Божией Матери в с. Шиловичи Слонимского повета иерей (с 1933 г. протоиерей) Андрей Куц.

Протоиерей Андрей Куц в кругу активных прихожан // Архив Новогрудского епархиального управления.

Андрей Романович Куц родился в 1887 г. в с. Яблони Радинского уезда Седлецкой губернии (в настоящее время территория Польши). В 1914 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1914–1929 гг. трудился в должности преподавателя в Кременецком епархиальном женском училище, а также в Виленской и Кременецкой духовных семинариях[26]. В Виленской семинарии Андрей Романович преподавал каноническое право и патрологию[27].

3 октября 1929 г. архиепископ Гродненский и Новогрудский Алексий (Громадский, 1882–1943) (см. рис. 6) рукоположил А.Р. Куца в сан иерея. Священническое служение о. Андрей нес в храме с. Лавришево под Новогрудком[28], а затем в местечке Цирин Новогрудского повета[29]. В сентябре 1932 г. иерей Андрей был назначен настоятелем храма с. Шиловичи Слонимского повета Бытеньского благочиния Гродненско-Новогрудской епархии[30].

Помимо самих Шилович, делившихся на Большие и Малые, к приходу храма относились д. Чепелево, Савичи и ряд других деревень, а также поселок Альбертин. По прибытии на приход новый настоятель сразу обратил внимание на деятельность альбертинских иезуитов. «Выдавая себя за православных монахов, – писал в своем рапорте на имя Бытеньского благочинного о. Андрей, – иезуиты в Альбертине вербуют прихожан, не брезгуя никакими безнравственными средствами, по принципу – цель оправдывает средства, а также широкой благотворительностью, как-то: раздачей одежды, обуви, подыскиванием заработка у помещика, чем стараются привлечь к себе нуждающихся»[31].

Рапорт священника Андрея Куца Бытеньскому благочинному от 9 февраля 1933 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

Видя, что Православию угрожает великая опасность не только в самом Альбертине, но и во всем приходе, иерей Андрей принял меры по противодействию иезуитской пропаганде. Для отвлечения православных от посещения богослужений «восточного обряда», он со второй половины сентября 1932 г. стал совершать в храме с. Шиловичи по субботам, воскресеньям и праздничным дням всенощные, вечерни с акафистами, где произносил поучения, имеющие своей целью разоблачить обман иезуитов, открыть глаза населению и предостеречь их от соблазна. Помимо этого, каждая треба, в особенности погребения, служили средством для борьбы с неоунией[32].

Для более успешной борьбы с миссией «восточного обряда», в день памяти святителя Николая Чудотворца 6/19 декабря 1932 г., в Альбертине было открыто общество ревнителей веры православной, куда вписалось около 30-ти человек[33].

Уже к началу 1933 г. пастырские труды о. Андрея принесли свои добрые плоды – иезуиты, выдававшие себя за православных священнослужителей, были разоблачены, а православное население стало отказывать им в посещении своих домов, указывая, что в их пастырских услугах оно не нуждается, имея своего православного священника в Шиловичах. В итоге, как свидетельствовал сам иерей Андрей, «цель была достигнута: слабые и колеблющиеся окрепли, малодушные воспрянули духом, став мужественными и настойчивыми»[34].

По замечанию Бытеньского благочинного с назначением о. Андрея Куца положение вещей в Альбертине значительно улучшилось и «униатская овчарня значительно опустела»[35].

В пределах прихода с. Шиловичи действовало четыре школы[36]. В школе в Альбертине, еще до назначения иерея Андрея Куца на приход, иезуиты и католические монахини, пользуясь отсутствием преподавателя Закона Божия для православных, с марта 1932 г. через раздачу всякого рода сладостей перетянули детей на свою сторону, в большинстве случаев без ведома и согласия их родителей. Из-за этого православный законоучитель к началу 1932/1933 учебного года остался почти без детей. В этой связи стал подниматься вопрос об уменьшении уроков Закона Божия для православных.

Благодаря активному противодействию со стороны иерея Андрея критическое положение удалось исправить. Как вспоминал сам священник, «упорным пастырским трудом, не без неприятностей, удалось восстановить бывшее когда-то положение, то есть отвоевать похищенных детей, и к концу первой четверти количество учащихся составило 98 душ обоего пола»[37]. Проект о сокращении в школе уроков Закона Божия для православных детей реализован не был[38].

Поскольку в Альбертине не было православного храма, о. Андрей на одном из заседаний Слонимского уездного миссионерского комитета выступил с инициативой постройки там часовни, долженствующей иметь миссионерское значение. На строительство часовни был объявлен сбор средств по всей Варшавской митрополии. Сумма взноса была вполне посильная – по 2,5 злотых от прихода. Стараниями протоиерея Андрея уже к августу 1933 г. у местных властей было получено разрешение на возведение часовни, и был отведен участок под строительство. Помимо этого протоиерей Андрей смог договориться о безвозмездной заготовке древесины, которой должно было хватить на половину часовни. Остальную часть нужно было приобретать за счет средств, собранных с приходов митрополии[39].

Активное противодействие со стороны Православной Церкви встревожило католическое церковное руководство, которое поспешило принять меры для укрепления миссии в Альбертине. В альбертинский монастырь прибыло 18 новых монахинь и 5 монахов-капуцинов, а настоятель униатского прихода ксендз Антон Неманцевич, который, по всей видимости, плохо справлялся с задачами миссии, был смещен[40]. В августе 1933 г. его назначили настоятелем прихода византийско-славянского обряда в с. Сынковичи Слонимского повета, а в 1934 г. перевели на преподавательскую должность в Папскую восточную духовную семинарию в Дубно на Волыни[41]. Сам ксендз Антон Неманцевич свидетельствовал о сложностях в «миссионерской» работе по совращению православных. Еще на III конференции по делам церковной унии, проходившей 30 августа–1 сентября 1932 г. в Пинске, он говорил, что новообращенные – это всего лишь грубая и недостаточно обработанная материя, сырье, из которого постепенно должны выработаться католики по жизни и правде[42].

В условиях новой активизации миссии «восточного обряда» важно было ускорить процесс постройки часовни в Альбертине. К августу 1934 г. был готов проект на строительство храма. Как видно из проекта, храм строился как кладбищенская часовня. Над составлением проекта потрудился инженер-архитектор К. Туминский[43].

Проект строительства часовни в Альбертине. 1934 г. Вид храма спереди и сбоку // Личный архив настоятеля храма преподобномученика Афанасия Брестского г. Слонима протоиерея Владимира Бобчика.
Внутренний вид храма-часовни в Альбертине. Фото 1940–1950-х гг. // Личный архив настоятеля храма преподобномученика Афанасия Брестского г. Слонима протоиерея Владимира Бобчика.

Но имели место трудности со сбором средств на постройку от приходов митрополии, а разрешение, выданное властями на строительство часовни, истекало 1 апреля 1935 г. В этой связи Епархиальное собрание духовенства и мирян Гродненско-Новогрудской епархии приняло решение объявить новый сбор средств, чтобы к 1 января 1935 г. от каждого прихода епархии было внесено на строительство часовни по три злотых[44].

По милости Божией, благодаря общим усилиям и пожертвованиям, предпринятое дело увенчалось успехом, и часовня была построена. Судя по сохранившимся фотографиям, это была не обычная часовня, а храм-часовня, в которой можно было совершать Божественную литургию.

Храм преподобномученика Афанасия Брестского в Альбертине // Фото автора.

Дела «восточного обряда» складывались настолько неблагоприятно, что распространились слухи о переводе миссии из Альбертина в Эстонию. Но перевода не осуществилось[45].

Нужно признать, что успехи альбертинской миссии были незначительны. Хотя и наблюдался некоторый прирост среди числа новообращенных, но он не был большим. Так, в конце 1927 г. приход в Альбертине насчитывал около 200 человек, а в 1939 г. – около 740. В Бытене в 1938 г. приход насчитывал 30 человек, в 1939 г. – 115[46]. Порой, данные, предоставляемые альбертинскими миссионерами, не всегда соответствовали действительности. Например, настоятель сынковичского неоуниатского прихода ксендз Антон Шарейко в 1934 г. заявлял, что совершенно иначе представлял себе положение вещей в приходе на основании отчетов восточной миссии, и что реальность его ошеломила, потому что, кроме немногочисленных случаев оказания религиозных услуг, совершенно не видит верующих, о которых так широко доносила альбертинская миссия[47].

На конец 1932 г. в Бытеньском благочинии насчитывалось 30 974 человек православного вероисповедания[48]. Поскольку массового перехода в унию не наблюдалось, то концу 1930-х гг. количество православного населения в указанном благочинии оставалось примерно таким же. Если сопоставить это количество населения с количеством обращенных в неоунию (соответственно 740 и 115 человек), то успехи альбертинской миссии за 15 лет деятельности в пределах Бытеньского благочиния составят около 3% от общего количества православного населения. В этой связи справедливо замечание архиепископа Афанасия (Мартоса), который писал в свое время о деятельности миссии «восточного обряда» в Польше: «Результаты очень слабы по сравнению с положенными огромными усилиями и затраченными материальными средствами»[49].

В сентябре 1939 г., когда западная Беларусь вошла в состав БССР, альбертинская миссия прекратила свою деятельность. В 1941 г., после нападения фашистской Германии на Советский Союз, в Альбертин вернулся ксендз Антон Неманцевич в надежде возродить униатское движение. 22 ноября 1941 г. папой римским был утвержден Белорусский греко-католический экзархат во главе с экзархом А. Неманцевичем. Ксендз Неманцевич убеждал белорусов, что национальной белорусской религией должна быть уния. Но деятельность А. Неманцевича показалась немцам подозрительной и в 1942 г. они его арестовали. В скором времени он погиб в тюрьме. В том же 1942 г. окончила свою деятельность миссия «восточного обряда» в Альбертине в связи с запретом ее деятельности немецкими властями[50].

Протоиерей Андрей Куц, как добрый пастырь, боролся на приходе и с безбожием, которое стало появляться в Шиловичах. В сентябре 1939 г., в период безвластия, когда польские власти эвакуировались, а Красная армия еще не пришла, местные безбожники зверски замучили о. Андрея и его супругу – матушку Елену[51].

Храм, построенный трудами о. Андрея Куца в Альбертине, не уцелел до наших дней – в 1962 г., в годы «хрущевских» гонений на Церковь, он был разрушен[52]. В настоящее время на его месте установлен памятный крест.

Памятный крест. Открытые источники интернет.

В униатском храме миссии «восточного обряда» в Альбертине в советское время размещался спортзал. В 1991 г. храм был передан православной общине, переоборудован и освящен в честь преподобномученика Афанасия Брестского – защитника веры православной в XVII столетии[53].

Церковь св. Афанасия Брестсткого. В том же 1942 г. окончила свою деятельность миссия «восточного обряда» в Альбертине в связи с запретом ее деятельности немецкими властями[50].

Как мы увидели, несмотря на значительный перевес в силах и средствах миссия «восточного обряда» в Альбертине не смогла противостоять активной пастырской деятельности православного священника – протоиерея Андрея Куца. И это вполне объяснимо, так как, по замечанию православного исследователя вопроса неоунии в ХХ в. К.Н. Николаева, «”восточный обряд” должен был быть голосом Православной Церкви, которым Рим стремился обмануть стадо в чужой овчарне. Это осуждено Евангелием и потому не имело успеха»[54].

Источники и литература:

  1. Ведомость о посещении учащимися богослужения по Шиловичскому приходу Бытеньского благочиния Слонимского уезда Гродненско-Новогрудской епархии [во второй четверти 1934/1935 учебного года] // Архив Новогрудского епархиального управления.
  2. Дело прихода храма преподобномученика Афанасия Брестского г. Слонима // Архив Новогрудского епархиального управления.
  3. Клировая ведомость Шиловичской церкви за 1933 год. // Архив Новогрудского епархиального управления.
  4. Отчет Бытеньского благочинного за 1932 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.
  5. Рапорт священника Андрея Куца Бытеньскому благочинному от 9 февраля 1933 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.
  6. Рапорт протоиерея Андрея Куца Бытеньскому благочинному от 24 августа 1933 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.
  7. Указ Гродненской Православной Духовной консистории № 9614 от 23 сентября 1932 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.
  8. Циркулярное письмо Гродненской духовной консистории отцам благочинным Гродненской епархии от 17 декабря 1934 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.
  9. Projekt budowy domy przedpogrzebowego w os. Albertyn. [1934 г.] // Личный архив настоятеля храма преподобномученика Афанасия Брестского г. Слонима протоиерея Владимира Бобчика.
  10. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни / архиепископ Афанасий (Мартос). – Минск : Белорусский Экзархат, 1990. – 300 с.: илл.
  11. Баслык Е., священник. Записки священника Евстафия / священник Евстафий Баслык. – Минск : Лучи Софии, 2005. – 256 с.: илл.
  12. Николаев, К.Н. Восточный обряд / К.Н. Николаев. – Париж : YMCA–Press, 1950. – 336 с.
  13. Новогрудской епархии – 690. – Жировичи, 2007. – 240 с.: илл.
  14. Пшенко, Г., протодиакон. Новогрудская Голгофа. За веру пострадавшие / протодиакон Георгий Пшенко. – [Жировичи] : Издательский отдел Новогрудской епархии, 2009. – 32 с.: илл.
  15. Свирид, А.Н. Униатская церковь в Западной Беларуси (1921–1939 гг.) : монография / Александр Николаевич Свирид ; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2012. – 225 с.
  16. Трацяк І.І., Фёдараў І.А. Альбярцін – цэнтр уніяцкага руху ў перыяд міжваеннага дваццацігоддзя / І.І. Трацяк, І.А. Фёдараў // Слонімшчына вачыма навукоўцаў і краязнаўцаў : матэрыялы рэгіянальнай гісторыка-краязнаўчай канферэнцыі, прысвечанай 750-годдзю горада Слоніма і 70-годдзю заснавання Слонімскага раеннага краязнаўчага музея ім. І.І. Стаброўскага / складальнікі Д.С. Аляшкевіч, І.П. Крэнь; пад. рэд. І.П. Крэня. – Слонім. друк., 2002. – С. 246–251.
  17. Чыгрын, С. Альбярцін : гісторыка-краязнаўчы нарыс / Сяргей Чыгрын. – Мінск : Кнігазбор, 2011. – 80 с.: іл.

[1] Чыгрын, С. Альбярцін : гісторыка-краязнаўчы нарыс / Сяргей Чыгрын. – Мінск : Кнігазбор, 2011. – С. 4, 9, 19, 38.

[2] Там же. С 20.

[3] Свирид, А.Н. Униатская церковь в Западной Беларуси (1921–1939 гг.) : монография / Александр Николаевич Свирид ; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2012. – С. 117.

[4] Цит. по: Николаев, К.Н. Восточный обряд / К.Н. Николаев. – Париж : YMCA–Press, 1950. – С. 93–94.

[5] Николаев, К.Н. Восточный обряд. С. 95.

[6] Цит. по: Николаев, К.Н. Восточный обряд. С. 95–96.

[7] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни / архиепископ Афанасий (Мартос). – Минск : Белорусский Экзархат, 1990. – С. 263, 267.

[8] Чыгрын, С. Альбярцін : гісторыка-краязнаўчы нарыс. С. 21.

[9] Свирид, А.Н. Униатская церковь в Западной Беларуси (1921–1939 гг.). С. 117.

[10] Чыгрын, С. Альбярцін : гісторыка-краязнаўчы нарыс. С. 22.

[11] Рапорт священника Андрея Куца Бытеньскому благочинному от 9 февраля 1933 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

[12] Чыгрын, С. Альбярцін : гісторыка-краязнаўчы нарыс. С. 21.

[13] Свирид, А.Н. Униатская церковь в Западной Беларуси (1921–1939 гг.). С. 89, 91.

[14] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. С. 267.

[15] Свирид, А.Н. Униатская церковь в Западной Беларуси (1921–1939 гг.). С. 117, 131.

[16] Рапорт священника Андрея Куца Бытеньскому благочинному от 9 февраля 1933 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

[17] Свирид, А.Н. Униатская церковь в Западной Беларуси (1921–1939 гг.). С.130.

[18] Чыгрын, С. Альбярцін : гісторыка-краязнаўчы нарыс. С. 21.

[19] Свирид, А.Н. Униатская церковь в Западной Беларуси (1921–1939 гг.). С. 86, 118.

[20] Там же. С. 135.

[21] Там же. С. 131, 167–168.

[22] Там же. С. 47, 103.

[23] Там же. С. 107–108. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. С. 267.

[24] Рапорт священника Андрея Куца Бытеньскому благочинному от 9 февраля 1933 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

[25] Свирид, А.Н. Униатская церковь в Западной Беларуси (1921–1939 гг.). С. 112.

[26] Пшенко, Г., протодиакон. Новогрудская Голгофа. За веру пострадавшие / протодиакон Георгий Пшенко. – [Жировичи] : Издательский отдел Новогрудской епархии, 2009. – С. 22.

[27] Баслык Е., священник. Записки священника Евстафия / священник Евстафий Баслык. – Минск : Лучи Софии, 2005. – С. 69.

[28] В настоящее время д. Лавришево Новогрудского района Гродненской области.

[29] В настоящее время д. Цирин Кореличского района Гродненской области.

[30] Клировая ведомость Шиловичской церкви за 1933 год. Указ Гродненской Православной Духовной консистории № 9614 от 23 сентября 1932 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

[31] Рапорт священника Андрея Куца Бытеньскому благочинному от 9 февраля 1933 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

[32] Там же.

[33] Там же.

[34] Там же.

[35] Отчет Бытеньского благочинного за 1932 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

[36] Ведомость о посещении учащимися богослужения по Шиловичскому приходу Бытеньского благочиния Слонимского уезда Гродненско-Новогрудской епархии [во второй четверти 1934/1935 учебного года] // Архив Новогрудского епархиального управления.

[37] Рапорт священника Андрея Куца Бытеньскому благочинному от 9 февраля 1933 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

[38] Там же.

[39] Рапорт протоиерея Андрея Куца Бытеньскому благочинному от 24 августа 1933 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

[40] Там же.

[41] Свирид, А.Н. Униатская церковь в Западной Беларуси (1921–1939 гг.). С. 91, 167. Трацяк І.І., Фёдараў І.А. Альбярцін – цэнтр уніяцкага руху ў перыяд міжваеннага дваццацігоддзя / І.І. Трацяк, І.А. Фёдараў // Слонімшчына вачыма навукоўцаў і краязнаўцаў : матэрыялы рэгіянальнай гісторыка-краязнаўчай канферэнцыі, прысвечанай 750-годдзю горада Слоніма і 70-годдзю заснавання Слонімскага раеннага краязнаўчага музея ім. І.І. Стаброўскага / складальнікі Д.С. Аляшкевіч, І.П. Крэнь; пад. рэд. І.П. Крэня. – Слонім. друк., 2002. – С. 250.

[42] Николаев, К.Н. Восточный обряд. С. 198.

[43] Projekt budowy domy przedpogrzebowego w os. Albertyn. [1934 г.] // Личный архив настоятеля храма преподобномученика Афанасия Брестского г. Слонима протоиерея Владимира Бобчика.

[44] Циркулярное письмо Гродненской духовной консистории отцам благочинным Гродненской епархии от 17 декабря 1934 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

[45] Николаев, К.Н. Восточный обряд. С. 220.

[46] Свирид, А.Н. Униатская церковь в Западной Беларуси (1921–1939 гг.). С. 131, 135.

[47] Там же. С. 167–168.

[48] Отчет Бытеньского благочинного за 1932 г. // Архив Новогрудского епархиального управления.

[49] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. С. 267.

[50] Трацяк І.І., Фёдараў І.А. Альбярцін – цэнтр уніяцкага руху ў перыяд міжваеннага дваццацігоддзя. С. 251. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. С. 292.

[51] Пшенко, Г., протодиакон. Новогрудская Голгофа. За веру пострадавшие. С. 30.

[52] Дело прихода храма преподобномученика Афанасия Брестского г. Слонима // Архив Новогрудского епархиального управления.

[53] Новогрудской епархии – 690. – Жировичи, 2007. – С. 190–191.

[54] Николаев, К.Н. Восточный обряд. С. 273.

Георгий ПШЕНКО
Георгий ПШЕНКО
Протодиакон Георгий Петрович Пшенко – кандидат богословия, секретарь Ученого совета, преподаватель Минской духовной семинарии.

последние публикации