Говоря о библейских основах православного богослужения, не возможно не остановиться на таинстве Евхаристии, этом духовном центре церковной жизни. Ветхозаветное богослужение, синагогальный чин оказали свое влияние на некоторые формы христианской молитвы (см. Воскресение №12 2005,), но внутреннее ее содержание было другим, новозаветным. Храмовые жертвоприношения утоляли чувство вины перед Богом, когда кровь животного смывала человеческий грех, благочестие же питалось надеждой будущего примирения с Богом в пришествие Мессии – Избавителя. Крестная жертва Христа упразднила жертвы ветхозаветные, кровь Христова стала новым заветом, заветом любви. «Христос за всех умер, – говорит св. ап. Павел, – чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор.5,15).
«Евхаристия» с греч. «Благодарение» стала выражением этой новой веры, нового религиозного основания. «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге», – говорит св. ап. Иоанн (1 Ин.4,15). Святое Причащение (от слова «часть», «участие») – это таинство пребывания в Боге, таинство, в котором человек соединяется с Ним, вкушая Тело и Кровь Христову под видом хлеба и вина.
За год до распятия на пути в Иерусалим Христос беседует с народом о чудесном знамении, которое будет подобно насыщению хлебом (манной) во время странствования по пустыне с Моисеем. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем…сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6,54-58). Эти слова тогда приняли не все, часть слушателей отошли от Христа.
Своим ученикам на Тайной вечери накануне крестных страданий, Христос преложил хлеб и вино в Свое Тело и Кровь: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 26-28). «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22,19), – сказал Господь.
Уже в книге Деяний апостольских мы находим замечание, что первые христиане собирались не только в храме, но и по домам, где совершали «преломление хлеба» (Деян. 2;42,46). Примечательно, что св. ап. Павел, который не был в числе двенадцати учеников Господа на Тайной вечери, в послании к Коринфянам (57 г.) напоминает, что Он от Самого Господа принял то, что и коринфянам передал о Евхаристии, близко к евангельскому тексту цитируя слова Самого Христа (1 Кор.11,23-29). Воспоминание слов Господа несомненно сопровождалось и воспоминанием самого действия над хлебом и вином. Другой важный момент, что само собрание христианское для совершения Евхаристии стало называться «церковью» (греч. ecclesia, напр. 1Кор.11,17).
Православная Церковь всегда исповедовала, что в Евхаристии преподаются истинные Тело и Кровь Христовы. Св. Иоанн Кронштадтский († 1908) говорит, что мы не доверяем своим чувствам (зрению, осязанию и вкусу), которые как будто свидетельствуют, что мы вкушаем хлеб и вино, но верим, что во Святых Дарах Сам Христос пребывает, видимо питая нас тем, что сродно нашей природе, но при этом невидимо отдающий нам Самого Себя: «Через Тайны (Святое Причащение – А.Х.) Ты всецело с нами, и плоть Твоя соединяется с нашей плотию и дух Твой соединяется с нашей душою». А нам известно, что св. Иоанн причащался, будучи священником, каждый день. Каждый день служил и причащался последние годы жизни св. Феофан Затворник († 1891). В древности христиане также причащались часто, каждую неделю. Но «да испытывает себя человек», когда приступает к Чаше Господней, чтобы не было причастие в осуждение (1 Кор.11,28-29). Поэтому накануне литургии будущему причастнику положено особое молитвенное правило и трехдневный пост.
***
Объясним значение некоторых названий, которые прилагаются к службе Таинства Святого Причащения.
Евхаристия (с греч. Благодарение). Древнее наименование. Указывает на особенность молитвы Христовой на Тайной Вечери: Иисус, «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им (ученикам – А.Х.), говоря: сие есть Тело Мое» (Лк.22,19), «и взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» (Мф.26,27-28). Благодарение – высокая форма обращения к Богу. Перед освящением хлеба и вина священник читает молитву, в начале которой призывает всех: «Благодарим Господа!» В это время по традиции раздается удар колокола, призывающий ко вниманию не только находящихся в храме, но и тех, кто за его пределами. Священник же тайно читает в алтаре благодарственную молитву, в которой славит Бога за Его Промысел о человеке. Бог не только сотворил человека, но и когда тот отпал, не перестал заботиться о нем, сделал все, чтобы восстановить падшего и сподобить его вечного блаженства. Свт Игнатий Богоносец в нач. II в. писал в послании к Филадельфийцам о важности единства между христианами: «Старайтесь иметь одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение крови Его, один жертвенник, как один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге».
Литургия (с греч. общественное дело). Указывает на участие в этой службе всей христианской общины. В Священном Писании «литургией» называется иногда служение ближним, т.е. благотворительность (Рим. 15,26-27;2 Кор.9,12), ветхозаветные жертвоприношения (Евр. 10,11). Под «литургиями» в христианской литературе понимались также все храмовые богослужения, но постепенно это название закрепилось только за одной, когда совершалась Евхаристия. 52 правило VI Вселенского Собора (именно Трульского 691 г.) гласит: «Во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья и святого дня Благовещения, святая литургия да бывает не иная, как только Преждеосвященных Даров».
Обедня. Название простонародное. Указывает на приобщение, причащение Телу и Крови Христовой, Которые есть истинная пища и питие (Ин.6,55). Примечательно, что в т.н. «Апостольских постановлениях», памятнике IV в., благодарственные молитвы после совершения Евхаристии называются молитвами «по причащении». Ап. Павел называет Евхаристию «трапезой Господней» (1 Кор.10,21). Вкушение от этой трапезы никогда не воспринималось христианами, как вкушение обычной пищи. Св. Иустин Философ (ок. † 166 г.) писал в своей Апологии: «Пища эта называется у нас Евхаристией и никому другому не позволяется участвовать в ней, лишь только тому, кто верует в истину нашего учения и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение и живет так, как заповедал Христос. Ибо принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего…таким же образом пища эта…есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса».
Бескровное жертвоприношение. В одной молитве на литургии сказано о Христе: «Ты приносяй и приносимый», т.е. Ты есть Тот, Кто приносит жертву, и одновременно Тот, Кого приносят в жертву. Св. ап. Павел пишет, что Христос однажды «явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9,26). И, заповедуя апостолам, Он не просто указал совершать Евхаристию «в воспоминание» (для напоминания), а для приобщения к той единственной крестной жертве, которую Он принес на Голгофе.