Аннотация
В начале 50-х гг. XIX виленский генерал-губернатор И.Г. Бибиков на страницах своих всеподданнейших рапортов и записок обозначал необходимость поддержки авторитета православной церкви в крае. Вместе с тем глубоко в проблемы православной церкви в белорусских губерниях начальник края не вникал и не претендовал на роль разработчика самостоятельной политической линии. Одновременно по политическим причинам им обозначалась необходимость контроля за римско-католическим духовенством при безусловно терпимом отношении к католической церкви как религиозному институту.
_________________________________________________________
Виленский генерал-губернатор И.Г. Бибиков был заметной фигурой на бюрократическом олимпе последних лет правления императора Николая I. На протяжении пяти лет с 1850 по 1855 г. включительно он управлял Виленской, Гродненской, Минской и Ковенской губерниями. Любопытно, что почти два года с 1850 до 1852 г. всеми губерниями Западного края управляли двое братьев Бибиковых, поскольку киевским генерал-губернатором был будущий министр внутренних дел Д.Г. Бибиков. В силу значительных властных полномочий, сосредоточенных в руках генерал-губернаторов, они оказывали существенное влияние на политику правительства в крае. В этой связи представляет интерес видение высшей администрацией края проблем и особенностей религиозной жизни в западных губерниях. Эти взгляды находили свое отражение во всеподданнейших записках и рапортах И.Г. Бибикова на имя императора. Для их реконструкции нами использовались всеподданейший рапорт виленского генерал-губернатора от 21 января 1851 г. и его всеподданнейшая докладная записка от 26 декабря 1851 г.
В своем всеподданнейшем рапорте генерал-губернатор И.Г. Бибиков заверял императора в полной лояльности престолу местного православного духовенства. Особенность положения духовенства в крае виделась И.Г. Бибиковым в его отчужденности «от высшего сословия дворян иноверцев» [1, л. 609]. В силу своего социального положения представители православного священства «ревностнее занимаются назиданием паствы своей, состоящей почти исключительно из простого народа, близко к пастве и сильно привязано к правительству и всему русскому» [1, л. 609]. Такая роль православного духовенства в крае требовала от правительства серьезных мер по материальной поддержке православного духовенства. Эта поддержка виделась в активном наделении православных причтов земельными наделами, строительстве домов. В наделении земельными участками и в обработке их крестьянами-прихожанами генерал-губернатор не видел особых препятствий, поскольку эта мера действовала еще с 20 июля 1842 г. [2, с. 780-783] Однако в строительстве просматривалась проблема, обусловленная бедностью прихожан. В результате в подведомственных И.Г. Бибикову губерниях насчитывалось 976 причтов, из которых к началу 1851 г. удалось устроить помещения в 106, или 10,9 % всех причтов. Для решения вопроса обустройства православных причтов генерал-губернатор предлагал возложить расходы на местных помещиков, хотя это и противоречило законодательству.
Однако наиболее важной мерой по укреплению влияния православной церкви И.Г. Бибиковым считалось возведение храмов. По сведениям генерал-губернатора, Министерством государственных имуществ для этих целей в 1846 г. был выделено особое финансирование, которое позволило возвести в селениях, где проживали государственные крестьяне, 59 православных церквей. По планам предстояло возвести еще 116 православных церквей. Сложнее обстояло дело с постройками церквей для православных крепостных крестьян. Источниками их финансирования по закону являлись сами прихожане и добровольные пожертвования. Очевидно, что если средств не хватало на обеспечение православных причтов, то еще более сложным являлось дело с церковным строительством. Вместе с тем определенные результаты удалось достичь. Так, к моменту составления генерал-губернаторского рапорта было построено 397 церквей, а предстояло еще возвести 404 церкви и 71 колокольню. С учетом того, что постройка деревянной церкви оценивалась приблизительно в 5 тыс. рублей, а колокольни – в 500 руб., то общая сумма будущих расходов равнялась в 2 млн. 55 тыс. рублей. Такую сумму не могли, по мнению начальника края, обеспечить ни прихожане-крестьяне, ни помещики. Именно поэтому генерал-губернатор предлагал взять расходы на эту строительную программу из государственного бюджета, что, конечно, требовало согласования этой меры между заинтересованными ведомствами от Министерства внутренних дел до Святейшего Синода и Министерства государственных имуществ.
В своей всеподданнейшей записке от 26 декабря 1851 г. генерал-губернатор отметил, что во время своих поездок по губерниям он неоднократно посещал церковные богослужения. Его внимание обратило то, что «не везде священники из ново воссоединенных твердо знают служение по обрядам православной церкви» [3, л. 161]. Он посчитал необходимым отметить, что за все время нахождения на должности он прилагал максимальные усилия «к тому, чтобы возбудить в жителях должное уважение к господствующей вере, и чтобы при священнодействии соблюдались благочиние и приличествующий порядок» [3, л. 162]. Под этим всесильный администратор понимал пресечение посещения литургии иноверцами, которые приносили в церковь стулья и совершали иные отступления от церковных обычаев. Генерал-губернатор добивался того, чтобы во время церковных шествий на улицах встречные католики и иудеи снимали головные уборы и т.п. Однако каких-либо стратегических соображений о роли и положении православной церкви Бибиков более не высказывал.
В свою очередь применительно к католическому духовенству генерал-губернатор одобрял проводимую правительством программу, нацеленную на ограничение земельных владений католической церкви в крае. Это, по его мнению, перенаправило духовенство на пастырскую, а не хозяйственную деятельность. С другой стороны, лишило их средств на действия «в видах религиозного фанатизма, и достигать целей, противных правительству» [1, л. 611]. Не менее правильным начальник края считал упразднение 14 заштатных католических монастырей. Это укрепило надзор за монашествующим католическим духовенством и позволило «уменьшить число людей, не приносящих ни обществу, ни самому латинскому духовенству, пользы, и весьма часто вредных, не лишая впрочем, желающих, возможности вести затворническую жизнь в штатных монастырях» [1, л. 611]. Интересно, что закрытые внештатные монастыри не были полностью утрачены для католической церкви, поскольку в пяти из них были устроены приходские костелы в силу значительного числа прихожан-католиков. Всего же на момент составления отчета в пределах подведомственных Бибикову четырех западных губерниях числилось 38 штатных и 23 сверхштатных католических монастыря.
В своей всеподданнейшей записке за 1851 г. генерал-губернатор был вынужден признать, что по-прежнему часть католического духовенства проявляла фанатизм и чувство «нерасположения к правительству» [3, л. 159]. Бибиков отреагировал на перемещения монахов из монастырей в дворянские усадьбы как капелланов, где они «вкореняют фанатизм в помещиках». Другие представители монашествующего духовенства оказывались при приходских католических священниках в качестве викарных, причем в этом статусе «тайно преподают духовные требы ново воссоединённым православным» [3, л. 159]. В ответ на это начальник края распорядился под ответственность настоятелей вернуть в монастыри всех членов монастырской общины. От полицейских чинов требовалось надзирать за содержанием произносимых проповедей. Особенным вниманием пользовались проповеди, «произносимые на самогитском языке» [3, л. 160] по костелам Ковенской губернии. Ирония заключалась в том, что чины полиции, как правило, не понимали языка и не могли отследить содержательную сторону обращения к прихожанам. Именно поэтому от ксендзов потребовали обращаться к верующим на польском языке, который был понятен «большей части местных жителей». Помимо этого, Бибиков обратил внимание на содержание молитвенников, издаваемых «на самогитском языке» [3, л. 160], поскольку в них встречались молитвы «в неблагонамеренном духе». В качестве меры предлагалось запретить издание подобных молитвенников.
Таким образом, генерал-губернаторские отчеты И.Г. Бибикова свидетельствуют о понимании местной администрацией необходимости повышения авторитета и укрепления положения православной церкви в крае. Если общественности более-менее известно о поддержанной администрацией края в 60-х гг. XIX в. программе по массовому строительству православных храмов, известных нам как «муравьевки», то о возведении сотен деревянных церквей в конце 40-х гг. XIX в. в белорусско-литовских губерниях известно далеко не многим. По крайней мере, мы не найдем упоминаний об этой волне церковного строительства ни в «Гісторыі беларускага мастацтва» [4], ни в обзорных работах по данному периоду. Вместе с тем нельзя сказать, чтобы в текстах отчетов последовательно проводилась продуманная программа в отношении православия. Наряду с этим отмечается настороженное отношение к католической церкви, поддержка ограничительных мер применительно к католическому духовенству. Однако нельзя не отметить, что общая линия выдерживалась в духе веротерпимости к католической церкви. Упоминаемые в донесениях запреты, налагаемые на деятельность католического духовенства, обусловливались исключительно проявлениями политической нелояльности с их стороны или подозрениями в таковой, а также религиозной нетерпимости. Сама по себе католическая церковь в всеподданейших донесениях трактовалась как терпимый государственной властью институт.
- РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 2177.
- ПСЗРИ. Собр. 2-е. Т. XVII. № 15873.
- РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 2246.
- Гісторыя Беларускага мастацтва / [Акадэмія навук Беларускай ССР, Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору. Т. 3 : Канец ХVIII – пачатак XX стагоддзя / [рэдактары: М. Дробаў, П. А. Карнач]. – 1989. – 448 с.