Sunday, December 22, 2024

Освобождение Белоруссии – тяжелый июль 1944 года

В 2024 году в Белоруссии отмечается 80-летие освобождения страны, официальной датой которого с 1996 года является 3 июля. В этот день в 1944 году был освобожден Минск, что впоследствии стало Днем Независимости республики. Вместе с тем, после разгрома немецкой группировки в «Минском котле», значительная часть республики по-прежнему находилась под оккупацией и советским войскам потребовалось еще несколько недель, чтобы Белоруссия была полностью очищена от захватчиков. Весь июль 1944 года был наполнена жесткими боями, в которых ковалась не только победа в БССР, но и основа для дальнейшего продвижения Красной Армии в страны Европы и окончательного разгрома фашисткой Германии.

К лету 1944 года обстановка на немецко-советском фронте складывалась не в пользу Германии. В результате стратегического наступления Красной Армии еще в 1943 году фронт приблизился к Белоруссии, а 23 сентября был освобожден первый районный центр Комарин. Еще через два месяца оккупанты были выбиты из Гомеля, куда сразу же переехал Центральный комитет КП(б)Б, Совет народных комиссаров БССР и Белорусский штаб партизанского движения (БШПД). В январе-марте 1944 года при участии белорусских партизан были освобождены Мозырь и Калинковичи, а к июню линия фронта на востоке подошла к рубежу Витебск – Орша – Могилѐв – Жлобин, образовав так называемый «Белорусский балкон», представлявший собой огромный выступ вглубь СССР [4].

Вместе с тем, с учетом складывающейся на фронтах обстановки, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение изменить направление наступления, предварительно запутав противника. Еще в начале 1944 года советское командование вместе с союзниками организовали операцию «Бодигард» по дезинформации командования вермахта, демонстрируя намерение атаковать летом 1944 года или на Крайнем Севере, или на юге. В Берлине предположили, что советские войска продолжат уже начатое наступление в сторону Карпат, чтобы захватить румынские месторождения и лишить Германию последнего источника нефти. По этой причине Адольф Гитлер решил усилить группу армий «Северная Украина» под командованием Вальтера Моделя, оборонявшую южную часть фронта. Генеральный штаб сухопутных войск вермахта и командование группы армий «Центр» во главе с генерал-фельдмаршалом Эрнстом Бушем считали, что Красная Армия, если и будет наступать в Белоруссии, то это будет лишь второстепенный удар, а потому исключали возможность использования здесь большого количества военной техники и личного состава [2]. В результате, значительная часть немецких войск была переброшена с «Белорусского выступа» на юг, а оставшаяся здесь группировка не имела достаточных резервов. Немцы, создав в БССР глубокоэшелонированную оборону (до 270 км глубиной), рассчитывали истощить наступательные возможности Красной Армии, как они делали это зимой 1943–1944 годов. Кроме того, Гитлер объявил Витебск, Оршу, Могилев, Полоцк и Бобруйск «крепостями», которые были окружены минными полями, колючей проволокой, многочисленными огневыми точками [7]. Всего этого, как считали в Берлине, было более, чем достаточно, чтобы чувствовать себя в Белоруссии уверенно.

Немецкие войска в оккупированной Белоруссии

Советское командование начало разрабатывать оперативный план Белорусской операции, которая получила кодовое название «Багратион», в апреле 1944 года. Общий план наступления был подготовлен генералом армии Алексеем Антоновым к маю 1944 года, после чего в строжайшей тайне началось сосредоточение сил для удара по группе армий «Центр». Действия Красной Армии были настолько осторожны и продуманы, что немцы ни о чем не подозревали, а свидетельства активности противника списывали на попытку обмана [8]. Ситуация в Белоруссии не внушала командованию Рейха опасений настолько, что фельдмаршал Эрнст Буш за три дня до начала советского наступления даже отправился в отпуск.

Первоначально советское командование представляло себе операцию «Багратион» как повторение Курской битвы с огромным расходом боеприпасов и относительно небольшим продвижением на 150—200 км. Общий замысел состоял в уничтожении флангов немецкой группы армий «Центр», окружении основных ее сил восточнее Минска с последующим   освобождением всей Белоруссии. Фронт наступления был разделан надвое: 2-й Белорусский фронт (южнее) возглавил Георгий Захаров, а командующим 3-м Белорусским фронтом (севернее) стал Иван Черняховский. Для наступления Красная Армия накопила весьма внушительные силы: около 1 млн 200 тыс. человек (без учета тыловых частей). Ей изначально противостояла группа армий «Центр» — 850—900 тыс. человек (включая примерно 400 тыс. в тыловых частях), а в июле еще и правое крыло группы армий «Север» и левое — группы армий «Северная Украина» [4].

Операция «Багратион» началась утром 23 июня 1944 г. На ее первом этапе (до 4 июля) всего за шесть дней наступления советские войска продвинулись на запад на расстояние от 90 до 150 км, а оборона противника была прорвана на фронте 520 км [1]. 25 июня была окружена, а затем ликвидирована витебская группировка противника в составе 5 дивизий, 27 июня была освобождена Орша, а 29 июня разгромлена группировка врага в Бобруйске [4]. События в Белоруссии привели Гитлера в ярость и 28 июня он сместил Буша с должности командующего группой армий «Центр», назначив на его место генерал-фельдмаршала Вальтера Моделя. Именно он принял решение организовать оборону восточнее Минска. Сюда командование вермахта срочно перебросило охранные и специальные части из групп армий «Север» и «Северная Украина», однако этих сил оказалось недостаточно, чтобы остановить продвижение Красной Армии [9]. В «Минском  котле» на востоке от города оказалась окруженной почти 105-тысячная вражеская группировка, а 3 июля танкисты и пехотинцы 1-го и 2-го Белорусских фронтов вошли и освободили белорусскую столицу, что ознаменовало конец первого этапа операции «Багратион». В ходе ликвидации немецких частей в Минске враг потерял свыше 70 тыс. человек убитыми и около 35 тыс.   пленными, из которых 12 генералов [4]. Несмотря на то, что вражеская группировка армий «Центр» потерпела полное поражение, а главные ее силы были разбиты, полное освобождения Белоруссии было еще впереди.

Операция «Багратион». Открытые источники интернет.

Второй этап Белорусской операции проходил с 5 июля по 29 августа, в ходе которого и завершилось полное освобождение республики, части Литвы и Восточной Польши. Всего за июль-август советские войска провели несколько крупных наступательных операций, среди которых Вильнюсская, Шяуляйская, Белостокская, Люблин-Брестская, Каунасская и Осовецкая. Причем наступление Красной Армии в эти летние месяцы развивалось более чем стремительно.

Так, вместе с Минском 3 июля были освобождены Глубокский, Пуховичский, Березинский, Ильянский, Радошковичский и Островецкий районы, а после 4-дневных боев – Полоцк. Причем для обороны города немцы создали мощную линию укреплений, которую назвали «Тигр», но это им не помогло. 5 июля было освобождено Молодечно, а 8 июля в ходе Белостокской операции войсками 2-го Белорусского фронта – Новогрудок. К концу следующего дня части 3-й армии достигли рубежа pек Неман и Молчадь, а войска 1-го Белорусского фронта освободили еще один крупный белорусский город – Барановичи [2].

С 5 по 20 июля силами 3-го Белорусского фронта была проведена Вильнюсская операция, входе которой 9 числа была освобождена Лида. Еще через пять дней войска 1-го Белорусского фронта при поддержке Днепровской речной военной флотилии штурмом овладели Пинском, а 16 июля свободным стало Гродно. Советские войска неумолимо приближались к западной границе СССР и 20 июля войска 1-го Белорусского фронта с ходу форсировали Буг. Немецкое командование не успело создать по нему линию обороны, а поэтому уже 25 июля Красная Армия сформировала «котел» под Брестом [4].

Как отмечал командующий 28-й армией генерал-лейтенант Александр Лучинский, особенно сильно гитлеровцами были укреплены северо-восточная и восточная окраины Бреста, имеющие три оборонительных обвода, опирающиеся на старые крепостные форты, доты, дзоты. При этом оборона противника была прикрыта минными полями и проволочными заграждениями, а все дороги, ведущие к городу, оказались заминированы [3]. Немецкое командование любой ценой стремилось удержать Брест, хотя «комендант» города генерал-майор Фельцман и разработал план отступления гарнизона. Однако воспользоваться им захватчики так и не успели. Штурм Бреста начался 27 июля в 21:00. Форсировав Западный Буг, 70-я армия обошла город с юго-запада, а 28-я вышла к Западному Бугу северо-западнее Бреста. Пути отхода брестской группировки противника на запад были отрезаны, и в два часа ночи 28 июля командующий 1-м Белорусским фронтом Константин Рокоссовский докладывал Сталину:

«Войска 1-го Белорусского фронта в течение 28.07.44 г. продолжали наступление и в результате упорного боя штурмом овладели мощным узлом железнодорожных и шоссейных дорог, городом и крепостью Брест. На остальных участках, преодолевая сопротивление противника, с боями продвигались вперед и заняли до 200 населенных пунктов…» [5].

Последний областной центр Белоруссии был освобождён. Этим событием 28 июля 1944 года закончилась 1132 дня оккупации республики.

27.06.2014 г. брест, советские войска в освобожденном бресте.
Фото из архива музея обороны Брестской крепости
вышел 17.07.2014 г. Открытые источники интернет.

Вместе с тем после освобождения Бреста Белорусская наступательная операция не завершилась, а продолжалась до 29 августа 1944 года, создав условия для дальнейшего продвижения советских войск в Европе и окончательного разгрома фашистской Германии. От немецких оккупантов была очищена не только территория БССР, но и значительная часть восточной Польши и Прибалтики, а в ходе наступления советские войска вышли на Вислу, подступы к Варшаве и к границе с Восточной Пруссией. Более того, в результате операции «Багратион» были сформированы необходимые условия не только для нанесения новых мощных ударов по нацистским группировкам, действовавшим в Восточной и Центральной Европе, но и для развертывания наступательных операций войск союзников, высадившихся в Нормандии [8].

Кроме того, Белорусская операция стала для Германии настоящей катастрофой, а общие потери немцев летом 1944 года были не меньше, чем те, которые они понесли на Волге. На территории Белоруссии было уничтожено 17 дивизий и 3 бригады противника, а 50 дивизий потеряли более половины своего состава [6]. Всего же германские потери, по различным подсчетам, составили от 400 до 500 тыс. солдат и офицеров, в том числе не менее 250 тыс. безвозвратных потерь. Кроме того, в ходе операции в плен попали более 200 тыс. человек. Общие же официальные потери четырех фронтов Красной Армии и Днепровской военной флотилии в этой операции составили около 765 тыс. человек, в том числе безвозвратные – более 178 тыс., или почти 8 % общей численности [5]. Именно такой ценой была оплачена свобода белорусской земли.

Операция по освобождению Белоруссии стала одной из самых героических страниц в истории Великой Отечественной войны. Особенно, если помнить, что в ней приняли участие не только части Красной Армии, но и местные партизаны. По данным БШПД, за лето 1944 года к советским войскам присоединилось 194 708 партизан. За мужество и героизм, проявленные на белорусской земле, более 1600 генералов, офицеров и солдат получили звание Героя Советского Союза, а ордена и медали – более 400 тыс. воинов и партизан. После освобождения Белоруссии не менее 600 тыс. ее жителей были призваны в Красную Армию и продолжили сражаться, приближая победу над врагом [4].

Значение операции по освобождению Белоруссии для дальнейшего хода войны трудно переоценить. Ее скорость и результаты удивили даже западных союзников СССР. В частности, президент США Франклин Рузвельт 21 июля 1944 г. писал Сталину, что «стремительность наступления Ваших армий изумительна», а в телеграмме главе советского правительства от 24 июля премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль назвал события в Белоруссии «победами огромной важности». Более того, одна из турецких газет 9 июля констатировала, что в случае, «если продвижение русских будет развиваться теми же темпами, русские войска войдут в Берлин быстрее, чем союзные войска закончат операции в Нормандии» [3]. И, как показали последующие события, данная оценка оказалась практически пророческой.

Литература

  1. Баландин К. И. Операция «Багратион» и освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков / К. И. Баландин // Вестник Белорусского национального технического университета : научно-технический журнал. – 2009. – № 4. – С. 5-7
  2. Беларусь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 / А.А. Коваленя (руководитель авторского коллектива), А.М. Литвин, В.И. Кузьменко и др. – Минск: БЕЛТА, 2005. – 540 С.
  3. Белорусская операция (1944). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://znanierussia.ru/articles
  4. Белорусская операция 1944. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://encyclopaedia-russia.ru/article/belorusskaya-operaciya-1944/
  5. Иоффе Э. Операция «Багратион»: малоизвестные страницы / Иоффе Э. // Беларуская думка. – 2023. – № 7. – С. 74-91.
  6. Операция «Багратион». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.may9.ru/history/articles/operaciya-bagration/
  7. Силин А. В. Освобождение Беларуси (1943–1944 гг.) // Урок ценою судеб : тез. докл. IV Междунар. студен. науч.-практ. конф., Минск, 5 мая 2021 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: С. В. Савчук (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2021. – С. 187-188.
  8. Такого немцы не ожидали. Как освобождали Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20240625/osvobozhdenie-1951963095.html
  9. Хроника освобождения Беларуси. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peramoga.belta.by/ru/chronicle

последние публикации