Friday, October 4, 2024

Новый год через призму неоязыческой псевдоэтнографии: Дед Мороз

Одним из частых заблуждений, связанных с представлением о привычных участниках того или иного праздника, является уверенность в том, что главные новогодние персонажи – Дед Мороз и Снегурочка – как-то связаны с дохристианским прошлым славян. Эти персоны настолько плотно вошли в классическое представление о новогодних традициях, что стали восприниматься как образы, пришедшие из крайне далекого прошлого.

В плену этих массовых заблуждений оказался и Н.М. Сергеев. Однако он не только транслирует ставшие привычными представления, а еще больше фальсифицирует новогодние персонажи, трактуя их с помощью неоязыческой псевдоисследовательской оптики, которая присутствует в его статье «Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь?». Статья размещена на сайте «Вместе с Россией» дважды (впервые 20 декабря 2017 г.[1], второй раз – 6 января 2022 г.[2]). Тексты статьи идентичны, отличается лишь одна иллюстрация, посвящённая Деду Морозу. Вообще, в каждой из статей по три иллюстрации, изображающие Деда Мороза (один раз со Снегурочкой в санях, и дважды – персонально). Однако на этом же сайте в 2015 г. была размещена статья того же Н.М. Сергеева «Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка?»[3]. Статьи 2017-го и 2022-го годов являются расширенной версией той статьи, которая была написана в 2015 г. Также в тексте 2015 г. используются другие иллюстрации. На этом различия между статьями заканчиваются.

Изображение Деда Мороза на иллюстрациях к текстам Н.М. Сергеева. Источники: http://ross-bel.ru/analitika-portala-vmeste-s-rossiey/news_post/nikolay-sergeyev-otkuda-k-nam-prishli-ded-moroz-i-snegurochka; http://ross-bel.ru/about/news_post/nikolay-sergeyev-ded-moroz-i-snegurochka-kogda-oni-prishli-na-rus; http://ross-bel.ru/about/news_post/nikolaj-sergeev-ded-moroz-i-snegurochka-kogda-oni-prishli-na-rus

Н.М. Сергеева интересует вопрос: «А кто он, наш русский Дед Мороз?» На который он сам же и даёт ответ: «Этот сказочный образ имеет очень давнюю, уходящую корнями в глубокую старину историю и выступает персонажем древних славянских легенд и преданий»[4].

Как утверждает Н.М. Сергеев, шуба Деда Мороза расшита восьмиконечными звёздами и старинным «славянским узорочьем», т.е. орнаментом[5]. Но в статье 2015-го года два изображения Дед Мороза (один из них изображён в компании Снегурочки). Оба они не имеют на шубах каких-либо звёзд. Узоры на верхней одежде присутствуют, но насколько это можно назвать славянским орнаментом, непонятно[6]. На приведенных иллюстрациях статьи, опубликованной в 2017 г., ни один из Дедов Морозов не имеет на шубе орнамента (у одного есть какие-то узоры в виде завитушек, но это, скорее, творческий взгляд современного художника, а не «славянское узорочье»). Также присутствует и проблема с наличием на шубе восьмиконечных звезд. У одного из трёх Дедов Морозов вообще нет звёзд на шубе, у второго – украшение в виде лепестков, исходящих из одного центра. Даже, если допустить, что это трансформированные звёзды, все равно на шубе лепестков, т.е. условных лучей звезды, семь, а на варежке – шесть, но не восемь. Третий Дед Мороз также изображён с узорами, но в них легко опознаются не звёзды, а снежинки, причём, четырёхлучевые, каждый из лучей которых расходится ещё на три[7]. Таким образом, ничего, чтобы изображало восьмилучевую звезду, на изображениях Дедов Морозов нет.

На иллюстрациях, сопровождающих статью, опубликованную в 2022 г., две остались прежними, а на ещё одной обновлённой иллюстрации Дед Мороз представлен в шубе без всякого «узорочья», но на шапке у него как кокарда изображена восьмилучевая звезда[8]. Хотя, по утверждению Н.М. Сергеева, такая звезда должна размещаться не на шапке, а на шубе.

Посох Деда Мороза, как пишет Сергеев, «с Алатырь-звездой на конце», хотя на приведённых изображениях в статье, опубликованной в 2015 г. Дед Мороз на одном изображении не имеет посоха, а на другом навершие посоха представляет собой совокупность предметов, напоминающих капли или вытянутые луковицы[9]. В статье 2017 г., лишь два Деда Мороза имеют посох «с Алатырь-звездой», ещё у одного посох загнут. Условная Алатырь-звезда на двух посохах действительно имеет восемь лучей, но в ней (особенно в одном из изображений) угадывается обычное изображение снежинки[10]. В статье, опубликованной в 2022 г., заменена иллюстрация Деда Мороза с загнутым посохом, на иллюстрацию с посохом, который венчает нечто, похожее на звезду, но лучей на ней не восемь, а явно больше десятка. И снова это навершие, скорее, напоминает снежинку, чем «Алатырь-звезду»[11].

В статьях 2017-го и 2022-го годов зачем-то приведена иллюстрация «знаменитого оберега Звезда Руси». Но Н.М. Сергеев не уточняет, что знаменит этот «оберег» лишь у неоязычников. А сам абрис «знаменитого оберега» разительно напоминает эмблему одной неонацистской русской организации, никак не связанной с Новым годом или Дедом Морозом. Расположенная на красном прямоугольнике эмблема очень похожа на флаг этой организации. После её раскола этот символ использовался в эмблеме новой организации с таким же названием. Эта организация была запрещена в России как экстремистская.

Видимо, изображение «знаменитого оберега» приведено в статье потому, что он восьмисторонний, что намекает на образ, придуманный неоязычниками для Алатырь-звезды. Однако ни одно из наверший посохов Дедов Морозов не повторяет символ, напоминающий неонацистский. А в навершиях посохов, на иллюстрациях к статьям 2017-го и 2022-го гг., скорее, можно рассмотреть снежинки[12].

Описывая одежду новогоднего Деда далее, Сергеев указывает, что шапка у него «с треугольным вырезом, означающим рога, несущие великую силу»[13]. Но на изображениях к каждой из статей лишь по одному Деду Морозу являются обладателем такой шапки, остальные имеют сплошную опушку без всяких «рогов».

Т.е. перечень признаков Деда Мороза, приводимый Сергеевым, не слишком совпадает с изображениями Дедов Морозов. Это и понятно. Дед Мороз придуман тогда, когда язычества уже не существовало, поэтому изображения новогоднего деда не соответствуют неоязыческим ожиданиям.

Образ Деда Мороза начал формироваться в XIX в. Изначально персонажи, которые позже повлияли на становление канонического образа, не были никак связаны с рождественскими и новогодними праздниками. Русские писатели, обрабатывая народные сказки, использовали в том числе и образ зимнего старика – Морозко или Мороза Ивановича, который давал задания встретившимся девочкам. В народной версии сказки Морозко даёт трудолюбивой девушке богатое приданное, а ленивую убивает. В литературно обработанной для детей версии более гуманный Мороз Иванович одну девочку одаривает подарками, а другую – нет[14]. Так что никаким персонажем якобы языческого новогоднего действа прообраз Деда Мороза не был.

Крестьяне упоминали Мороза в обрядовом поведении. На Святки они приглашали дедов – покойных предков отведать поминальную пищу. Обращаясь к этим умершим родственникам, крестьяне называли их Морозом или Морозом Васильевичем[15]. Т.е. функции приносящего детям подарки старика покойные предки никак не выполняли.

Интересно, что и персонаж народных сказок Морозко, и литературный Мороз Иванович, и умершие предки Мороз или Мороз Васильевич могли повлиять на формирование образа Деда Мороза очень и очень косвенно, потому что «одновременно и, как кажется, независимо от создания в литературе образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, “заведующий” елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада»[16]. В качестве ёлочного украшения стала появиться фигурка старика в шубе и с мешком в руках, постепенно она перекочевала с ёлки под ёлку. И старик в шубе стал восприниматься как тот, кто приносит ёлку в дом. Этот даритель ёлки назывался по-разному. В том числе иногда его называли Дедом Морозом.

Образ Деда Мороза как рождественско-новогоднего персонажа сложился только в городской среде. Именно в городе вокруг Деда Мороза создали рождественский миф. Крестьяне в XVIII – XIX вв. «не знали никакого Деда Мороза ‒ даже духа, отвечающего за мороз и холод, у них не было. В сказках XIX века появляется Морозко, который олицетворяет собой зиму, но нельзя сказать, что все персонажи сказок ‒ это божества, которым когда-то поклонялись (не существовало же культа Бабы Яги, а в сказках она есть)»[17]. Крестьянские дети массово столкнулись с городской культурой отмечания Нового года только перед Великой Отечественной войной[18].

Н.М. Сергеев пишет, что шуба Деда Мороза красная или синяя, совсем не упоминая белую. Однако, красный и синий цвета шубы появились позже. Изначально Дед Мороз представлялся в белой шубе, что соответствовало цвету зимней природы, укутанной снегом. Как утверждает А. Архипова: «Первые упоминания красной шубы встречаются в текстах периода Второй мировой войны». По воспоминаниям учительницы из блокадного Ленинграда на праздновании нового 1942 г. детей встречал Дед Мороз в красной шубе. Учительница была удивлена цвету одежды и решила, что цвет ассоциируется с Красной армией[19]. Однако красная шуба Деда Мороза в более раннее время, скорее, не упоминается в воспоминаниях и дневниках, но присутствует в изображениях. Если посмотреть на дореволюционные рождественские открытки, то в начале ХХ в. Дед Мороз часто изображается в красной шубе, реже в белой и иногда в синей[20]. Видимо, изначально Деда Мороза облачали в белую шубу, а в начале ХХ в. цветовая гамма расширилась.

Деды Морозы в белой, синей и красной шубах на дореволюционных открытках. Источники: https://img-fotki.yandex.ru/get/233608/27493423.1c2/0_ff830_236c7576_orig.jpg; https://img-fotki.yandex.ru/get/171919/27493423.1c2/0_ff80e_e36284c5_orig.jpg; https://img-fotki.yandex.ru/get/196141/27493423.1c2/0_ff80f_e5de6998_orig.jpg

Российские исследователи отвечают и на вопрос, каким образом Дед Мороз связан с язычеством: «Историю о том, что Дед Мороз ‒ это языческое божество, причем злое, намеренно распространяли в конце 1920-х ‒ начале 1930-х годов»[21].

Ещё одну неязыческую фальсификацию Н.М. Сергеев совершает, когда утверждает, что «в знак почитания Деда Мороза издревле на Руси воздвигали в честь него особых снежных кумиров – всем известных Снеговиков»[22]. Во-первых, снеговиков лепили в разных частях света, а не только на Руси. Во-вторых, как было сказано выше, в Древней Руси не знали Деда Мороза, он ещё не был придуман.

Таким образом, попытка Н.М. Сергеева связать Деда Мороза с язычеством оказалась всего лишь псевдоэтнографическим экспериментом, в котором сторонник неоязычества не смог различить фольклорного Морозко, литературного Мороза Ивановича, обрядового Мороза и Мороза Васильевича и достаточно молодого созданного исключительно в православной среде, а позже советизированного Деда Мороза. Неоязыческая оптика, применяемая к якобы исследованиям культурно-исторических сюжетов, не может в итоге породить ничего, кроме фальсификаций.


[1] Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017] // Вместе с Россией. Сайт общественных организаций российских соотечественников в Республике Беларусь. Режим доступа: http://ross-bel.ru/about/news_post/nikolay-sergeyev-ded-moroz-i-snegurochka-kogda-oni-prishli-na-rus (дата обращения: 29.12.2022).

[2] Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022] // Вместе с Россией. Сайт общественных организаций российских соотечественников в Республике Беларусь. Режим доступа: http://ross-bel.ru/about/news_post/nikolaj-sergeev-ded-moroz-i-snegurochka-kogda-oni-prishli-na-rus (дата обращения: 29.12.2022).

[3] Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка? // Вместе с Россией. Сайт общественных организаций российских соотечественников в Республике Беларусь. Режим доступа: http://ross-bel.ru/analitika-portala-vmeste-s-rossiey/news_post/nikolay-sergeyev-otkuda-k-nam-prishli-ded-moroz-i-snegurochka (дата обращения: 29.12.2022).

[4] Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка? [18.12.2015]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022].

[5] Там же [18.12.2015]; Там же [20.12.2017]; Там же [6.01.2022].

[6] Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка? [18.12.2015].

[7] Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017].

[8] Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022].

[9] Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка? [18.12.2015].

[10] Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017].

[11] Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022].

[12] Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022].

[13] Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка? [18.12.2015]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022].

[14] Архипова А. 12 вопросов о Деде Морозе // Арзамас. Режим доступа: https://arzamas.academy/mag/1048-ded_moroz (дата обращения: 29.12.2022).

[15] Там же.

[16] Душечкина Е.В. Дед Мороз: этапы большого пути // Журнальный зал. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/nlo/2001/1/ded-moroz-etapy-bolshogo-puti.html (дата обращения: 29.12.2022).

[17] Архипова А. 12 вопросов о Деде Морозе.

[18] Душечкина Е.В. Дед Мороз: этапы большого пути.

[19] Архипова А. 12 вопросов о Деде Морозе.

[20] Рождественские дореволюционные открытки // Журнал shurov_oleg. Режим доступа: https://shurov-oleg.livejournal.com/63699.html (дата обращения: 29.12.2022).

[21] Архипова А. 12 вопросов о Деде Морозе.

[22] Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022].

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации