В апреле 1941 г. в соответствии с законом, запрещающим деятельность Сербской Православной Церкви, в НГХ начинаются грабежи и разрушения церквей и монастырей, а также убийства, преследования и депортации православных священников. Вскоре началась широкомасштабная акция принудительной католицизации сербов, проводимая Комитетом по католицизации верхушки РКЦ во главе с епископом Янко Шимраком под непосредственным контролем специального посланника папы, аббата Маркони. В процессе массовой католицизации православного сельского населения всегда присутствовало вооруженное ополчение усташей из окрестных хорватских и мусульманских деревень, которое нередко убивали людей, только что переведенных в католицизм. Однако массовое спонтанное восстание сербов нарушило дальнейшие действия комитета, и поэтому в конце лета 1941 г. в рамках Государственного управления экономического возрождения (Državno ravnateljstvо za gospodarstvenu ponovu (DRP) создается отсек по вероисповеданиям во главе с молодым францисканцем Дионисием Юричевым (Dionizije Juričev). Отсек отвечал за набор молодых католических священников и монахов, которые в качестве предполагаемых миссионеров отправлялись в сербские деревни для обращения их населения в католицизм. Меморандум об обращении был составлен фратаром Радославом Главашом, являвшимся сотрудником Министерства вероисповеданий НГХ, в котором четко говорится, что римо-католическая церковь и государственные органы НГХ совместно планируют насильственный перевод православных в католицизм, что, как указывает В.Фролов, «не могло оставаться неизвестным Ватикану, потому что произвола в этом религиозном государстве не было». При этом Меморандум предусматривал, что образованным сербам и сербам среднего класса следует запретить перевод, потому что «их сербская идентичность слишком сильна, чтобы ее можно было изменить». Фактически за этим объяснением «скрывалось намерение полностью истребить сербское население в городах, чтобы осталось только сельское население, сокращенное до производителей продуктов питания»[1].
Официальная реакция римо-католической церкви на происходящие события была более чем показательной. Проанализируем несколько номеров газеты «Katolički list» – официальный еженедельник Загребской архиепископии, во главе которой стоял Алойзие Степинац, за святость которого сегодня борется католическая церковь в Хорватии. Как отмечает современный хорватский исследователь Ана Беначич, «Katolički list» открыто пропагандировал нацифашистский, т.е., усташский режим, и культ поглавника Павелича. В первом же номере, вышедшем после краткого закрытия, «Katolički list» сообщает, что новое правительство быстро проявило себя в действии, потому что полиция, Гражданская защита и отряды усташей «исправно функционируют, поддерживая порядок и дисциплину», цитирует провозглашение Павеличем НГХ и поздравления лидеров Третьего рейха Адольфа Гитлера и фашистской Италии Бенито Муссолини. Приведен репортаж с присяги вождя, на которой присутствовали представители католической, мусульманской и протестантской конфессий, а также клятва военачальника Славко Кватерника в том, что он будет верен и приложит все свои знания для выполнения своих обязанностей, указывая, что созданное хорватское государство – «это факт, который предки носили в душах до тех пор, пока всемогущее Провидение не осуществило его в год Великого национального юбилея. Католическая церковь, которая на протяжении 1 300 лет духовно руководила хорватским народом в его трудные, болезненные и радостные дни, с весельем и радостью приветствует хорватский народ в эти дни его подъема и восстановления государственной независимости», выражая «надежду на то, что государство Хорватия является исполнением оправданных устремлений народа, который со своим ответственным руководством станет истинным народом Божьим». Здесь же приводится Пасхальная проповедь Алойзия Степинаца, поскольку провозглашение НГХ выпало на Великий четверг.
В том же номере Степинац направил циркуляр для активизации духовного обновления и работы над программой празднования юбилейного года, «самой важной акции для всех великих целей Церкви и государства Хорватии». Здесь же содержатся новости о том, что 16 апреля Анте Павелич получил специальную аудиенцию от архиепископа Степинца, и о том, что Загребский архиепископ официально посетил заместителя главнокомандующего генерала Славко Кватерника и сообщил ему о ходе похорон брата Кватерника Милутина, погибшего в Цриквенице при попытке установить власть НГХ. Отпевание совершил лично Алойзие Степинац, на церемонии присутствовали члены государственного руководства и представители немецкой и итальянской армий. Об убитом М.Кватернике католический еженедельник говорит, что тот «всегда полагался на Церковь в работе, и в тот момент, когда он выполнял самый прекрасный долг своей жизни, объявляя о восстановлении хорватской государственности, он пал жертвой своего патриотизма». В следующем выпуске последовало обращение Степинца к духовенству, в котором он призывал к «возвышенной работе по сохранению и развитию НГХ», выражая убеждение, что «наша работа встретит полное понимание и помощь. Мы верим и ожидаем, что Церковь в воскресшем государстве Хорватия сможет совершенно свободно провозглашать неопровержимые принципы вечной истины и справедливости», – заявляет Степинац, призывая духовенство «молиться за вождя, чтобы он наполнился духом мудрости» и призывает его «исполнить свой долг перед молодым государством Хорватия», назначая торжественную мессу Te Deum во всех приходских церквях.
За указанным циркуляром Загребского архиепископа последовало принятие Принципов правительства НГХ (или усташских принципов), которые были зачитаны при присяге министром образования и веры Миле Будак. В них, среди прочего, говорится, что «центр нравственной (моральной) силы хорватского народа лежит в упорядоченной и религиозной семейной жизни».
В дальнейшем «Katolički list» неустанно хвалит Анту Павелича, в частности, за посещение духовной молодежи Загреба, разговор с которой вождь начал с «христианского приветствия: хвала Иисусу! с мудрым призывом: За Отчизну готовы!» (За дом спремни – усташское приветствие наподобие «Хайл Гитлер!» – А.Ф.). Продолжая восхваления усташского поглавника Анте Павелича, католическое издание говорит: «Мы сказали главе Хорватии, что наши сердца долгое время бились для него, а наши мысли сплели ему лавры успеха». Рупор Загребского архиепископа прямо объясняет мотивы своей поддержки усташского вождя: «потому что в его сердце воцарились руководящие идеи: Бог и хорваты! Хорватия – хорватам! При создании НГХ у поглавника было больше всего опасений по поводу отсутствия хорватской интеллигенции в государственных, и общественных структурах и особенно в военных кругах…. он всегда боялся, что среди священников может исчезнуть молодежь… Мы заверили вождя, что этого не будет», а поглавник со своей стороны пообещал, что он будет стремиться «к гармонии между Церковью и государством».
Гармония вскоре и наступила. С началом террора против сербов и евреев выходит первый циркуляр, связанный с католицизацией, «поскольку в последнее время в приходские церкви приходит много людей, которые хотели бы перейти в католическую церковь или заключить брак». Архиепископская канцелярия дает указание приходам «отвергать тех, кто хотел бы войти в церковь без надлежащих мотивов, стремясь найти в ней только защиту своих материальных интересов и эгоистических целей», требуется «подтверждение знания основ веры, обязательство воспитывать детей в духе католицизма (выделено А.Ф.) и соответствующей супружеской жизни»[2] – все согласно усташским принципам. Так круг замкнулся.
Далее «Katolički list» становится все откровеннее. В номере от 3 июня 1941 г. он обрушивается на православную иерархию, «охваченную славянофильской ненавистью к католицизму», обвиняя ее в связах с масонством и призывает «к сотрудничеству между Церковью и государством в областях, где их сфера деятельности пересекается, поскольку это будет соответствовать всему нашему славному прошлому и станет самым твердым основанием сильного и счастливого будущего НГХ». В номере от 26 июня Алойзие Степинац говорит о развитии Католической акции, и в ее контексте приводятся слова Миле Будака: «православные пришли в эти края в качестве гостей. И они должны покинуть эти земли раз и навсегда. Правда, многие уйти не смогут, потому что захотят перейти в нашу веру. Это может быть не из чистых убеждений, и поэтому ваши действия будут заключаться в том, чтобы поддержать эту работу своей молитвой»[3].
Глава комиссии по установлению исторической истины о Ясеновце С.Живанович установил, что около 1400 католических священников принимали непосредственное участие в геноциде сербов в 1941-1945 годах[4]. Примечательно, что в то время, когда стало ясно, что НГХ не может не проиграть войну, указывает сербский социолог и культуролог Слободан Антонич, «это государство-монстр в последний момент, из последних атомов своей силы и везде, где оно еще могло, организовывало систематическое истребление сербов от колыбели до столетних стариц. Почему? Потому что проект истребления сербов в Хорватии носит сверхидеологический характер. Он в полной мере реализован в НГХ 1.0. А потом, спустя полвека, это почти удалось закончить НГХ 2.0. При этом неважно – с точки зрения великого плана – что первая эманация НГХ была нацистской, а вторая – европейской и демократической; они обе были частью одного и того же проекта – точно так же, как социалистическая Хорватия (НГХ 1.5). Но этот великий план, который реализовывался около ста лет, жив, стоит знать, и сегодня. Это видно по отрицательному отношению жителей НГХ 2.0 к прошлым преступлениям, а также по отсутствию покаяния, из которого вытекает коллективная готовность повторять и продолжать их»[5].
«Грандиозный план» Анте Старчевича по физическому истреблению сербов нашел практическую реализацию в усташском НГХ Анте Павелича. Не каждый усташ был правоверным католиком, но каждый был убежден в том, что католицизм – это основа хорватской государственности, культуры и готовности к жертвам, но, как оказалось, только к чужим жертвам. Католические движения (собранные в единое целое новой Католической Акцией Алойзия Степинца), высший и остальной клир и католические интеллектуалы «не отсиживались» в монастырских и епископских подвалах, но, напротив, стали составной частью усташской системы, более того, ее духовными вождями и идеологами.
[1] Владимир Фролов Hrvatski klerofašizam — nasilno prekrštavanje Srba [Электронный ресурс] // Српски став, 9.05.2023. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/hrvatski-klerofasizam-nasilno-prekrstavanje-srba/
[2] Benačić Ana 1941: Godina kada je Zlo ovladalo katoličkim medijima [Электронный ресурс] // Lupiga, 12.06.2016 . URL: https://www.lupiga.com/vijesti/1941-godina-kada-je-zlo-ovladalo-katolickim-medijima?page=5
[3] Benačić Ana 1941: Godina kada je Zlo ovladalo katoličkim medijima [Электронный ресурс] // Lupiga, 12.06.2016 . URL: https://www.lupiga.com/vijesti/1941-godina-kada-je-zlo-ovladalo-katolickim-medijima?page=5