«Покайтесь и веруйте в Евангелие», – так начал Господь наш Иисус Христос Свою проповедь (Мк.1,15). Его проникновенное слово неизменно пробуждало в людях дремлющую совесть. Власть прощать грехи также нередко слышалась в божественном голосе. Встреча со Христом становилась для многих поворотным моментом в жизни. Вот приходит к Нему человек в нужде с мольбой о помощи и верой получает просимое. «Вера твоя спасла тебя, но иди и более не греши» – внезапно принесенное успокоение в минуту болезни или скорби сопровождается обещанием Богу чистой совести. «Душа! Где же твоя первозданная красота? – звучит в самой глубине сердечной, – восстань, что почиваешь! Обратись к покаянию и исправлению жизни». Степень обращения к вере во Христа зависит от силы каяться, молиться и любить других людей. В храм Божий, в Церковь вообще, вводят не те вещественные двери, через которые проходят, чтобы поставить свечу, но те двери, которые именуются вратами покаяния. Сама вера вполне раскрывается как основа христианской жизни только за этим входом.
Время покаянного плача о грехах знаменует собою Великий пост. Путь к Святой Пасхе, к Воскресению Христову, путь к великой радости утесняется постом, проходит как бы через узкие врата. Ведь для Самого Господа Славное Воскресение предваряется унижением, крестоношением и распятием на Голгофе. Великий пост своей продолжительностью напоминает о тех 40 днях, которые Христос провел в пустыне после Крещения. Поэтому в церковном календаре начало поста близко к празднику Крещения Господня. Кроме того, Великий пост занимает одну десятую времени года, что символично перекликается с ветхозаветной заповедью о десятине (Лев 27,30). Прп. Авва Дорофей, подвижник VI в., говорит об этой связи: «В ветхозаветном законе написано, что Бог повелел сынам израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они были благословляемы во всех делах своих. Зная это, святые апостолы установили и предали нам в помощь […] нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу; чтобы и мы таким образом получали благословение на все наши дела и каждый год очищали грехи, сделанные нами в течение целого года».
Пост наступает не вдруг, но с предшествующей подготовкой. В первую очередь необходима соответствующая духовная настроенность. Евангельское чтение в неделю мытаря и фарисея полагает в основу всякого доброго дела смирение вопреки горделивому самопревозношению и осуждению недостатков других людей. Затем в неделю о блудном сыне говорится, что Бог долготерпелив к человеку как к сыну и радуется о всяком его покаянном обращении. Перед неделей о Страшном Суде, в субботу, совершается молитвенная память всех почивших христиан, готовящихся предстать на нелицеприятный Суд Божий. На следующий же день, в воскресенье, всем готовящимся вступить на поприще поста напоминается, что Господь будет судить не по словам, а по делам, и суд будет без милости не сотворившим милости. В субботу перед Прощеным воскресеньем вспоминаются все святые преподобные отцы в подвигах поста и молитвы угодившие Богу. Их пример влечет к разумному подражанию. Наконец, в неделю об Адамовом изгнании все сыны Адамовы, единые по преслушанию заповедей Отца Небесного, должны оставить обиды и мщение, чтобы искренно попросить друг у друга прощения.
Пост естественно охватывает и физический состав человека. Телу передается настроенность души. Сокрушение сердечное сопровождается соответствующим ограничением телесных удовольствий. Прежде всего это касается пищи. Заботы о еде занимают немалое количество времени, поэтому предпочтение отдается простым блюдам, не требующим долгой готовки и фантазии. Все, что имеет животное происхождение, совершенно исключается из меню, разве только больным и старым по их немощи возможно послабление. Вторую половину января и февраль в церковном календаре занимают праздничные дни памяти святых аскетов, отшельников, монахов. Эти подвижники явили удивительные примеры строгого поста. Так, св. Макарий Великий в пост вкушал однажды в неделю и прожил при этом 100 лет. Св. Симеон Столпник почти ничего не вкушал и прожил 103 года. Прп. Анфим также проводил пост в строгом воздержании и прожил 110 лет. А некоторые жили и еще дольше: прп. Павел Фивейский 113, а Алипий Столпник 118 лет. Очевидно, что постепенно приобретаемый ими строгий пост нисколько не вредил здоровью, но даже укреплял его. Переход к постной пище совершается не вдруг, но сначала оставляется мясная пища, затем отпускается остальная пища животного происхождения (масло, молоко, яйца, сыр). Это делается для того, чтобы организм постепенно привыкал к строгому воздержанию. В Первую и Страстную седмицы Великого поста положено сухоядение, т.е. исключается растительное масло. В субботы и воскресенья разрешена вареная пища с растительным маслом. Рыбу же можно вкушать только дважды: в великие праздники Благовещения (7 апреля) и Вербное воскресенье (в этом году 4 апреля). Пост должен заключаться не только в качественном ограничении пищи, но и количественном. «Покушавши, должно быть алчным немного, – говорит прп. Паисий Величковский, – чтобы тело было и покорно духу, и к трудам способно». Кроме того, пост предохраняет язык от пустых разговоров и шуток, особенно, от осуждения других людей, глаза от нескромных воззрений и страстных картин, слух от веселой и возбуждающей музыки. В период поста должно вести себя скромно и тихо, часто посещать храм и усиленно молиться дома, поддерживая в себе покаянное настроение чтением аскетических творений святых отцов.
Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, исполнены покаянных прошений. В будние дни совершенно оставляется всякая торжественность. И прежде всего, не совершается самая торжественная служба – полная Божественная Литургия. Она остается теперь только для суббот и воскресений Великого поста. По средам и пятницам полагается служение литургии Преждеосвященных Даров, которая еще более способствует пробуждению покаянных чувств, изображая в своем последовании шествие Христа на крестные муки. Кроме того за богослужением почти прекращается пение, поскольку оно выражает радостное состояние духа, и отдается предпочтительное употребление чтению. Оставляется прежде бывшее ежедневным радостное благовествование Евангелия Христова, и предлагается больше чтений из Ветхого Завета. Особенно часто читается Псалтирь, она исполняется два раза в неделю. Читаются также грозные речи пророка Исаии, в которых многократно обличаются беззакония и ободряются милостью кающиеся люди. Книга Бытия повествует о сотворении мира, о грехопадении человека, о гневе Божием на нечестивых и о благоволении Его к праведным. Наконец, уроки мудрости из книги Притчей Соломоновых призывает молящихся к истинному просвещению ума и сердца в делании заповедей Божиих. В каждый богослужебный чин вводится еще и особая молитва с 16 поклонами (4 земных и 12 поясных) св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В ней заключаются прошения о том, чтобы Бог отнял от нас дух праздности, уныния, стремления к господству, празднословия и даровал вместо этого дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, а наиболее просится у Господа помощи в том, чтобы замечать свои прегрешения и не осуждать других людей. На первой седмице Великого поста, с понедельника по четверг, на вечернем богослужении читается великий покаянный канон св. Андрея Критского. Это особое молитвословие, состоящее примерно из 250 покаянных воззваний с припевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Все верующие православные христиане стремятся быть в храме во время чтения канона.
Все последующие затем воскресные дни Великого поста посвящены особым воспоминаниям. В первое воскресенье совершается Торжество Православия, праздник, установленный в 842г. в честь победы православной веры над всеми ересями предшествующего периода, особенно иконоборческой. Во второй воскресный день Великого поста празднуется память свт. Григория Паламы (жил в XIVв.). Этот святой в высокой степени развил учение об аскетическом воздержании и молитве как средствах к богообщению и даже к боговидению. Третье воскресенье называется Крестопоклонным (накануне, в субботу вечером, из алтаря выносится св. Крест для поклонения). Тем самым Церковь призывает своих чад не ослабевать в подвигах поста, поставляя в пример терпение Сына Божия. В четвертый воскресный день совершается память прп. Иоанна Лествичника. С 17 до 80 лет он подвизался на Синайской горе и в своем сочинении, именуемым «Лествица», изобразил постепенное восхождение души, упражняющейся в добродетелях, от земли к небесной славе. Память великой подвижницы VI в. прп. Марии Египетской празднуется в пятое воскресенье Великого поста. Накануне, в среду вечером совершается так называемое «Мариино стояние», когда за один раз полностью прочитывается великий канон прп. Андрея Критского и напоминается житие прп. Марии Египетской. Эта святая из глубокой бездны порока покаянием взошла на высоту ангельского совершенства. Перед пятым воскресеньем, в пятницу вечером, также читается особая песнь Пресвятой Богородице – «акафист» в память о Ее чудном заступлении жителей Константинополя от нападения врагов в VIIв. В следующие субботу и воскресенье совершается подготовка к переходу к Срастной седмице. Евангельские события воскрешения Лазаря и торжественного Входа Господа в Иерусалим убеждают учеников Христовых не сомневаться в своей вере при виде скорого унижения и распятия Спасителя. Далее, за трогательными службами Страстей следует удивительная пасхальная радость.
Во время Великого поста особенно нужно сохранять мирное расположение духа и не увлекаться осуждением других людей. Ведь бывает, что даже в одной семье есть постящиеся и непостящиеся, верующие и неверующие. Св ап. Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14,3). Пощение не совместимо с осуждением окружающих, наоборот, говорит далее св. апостол: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим.14,13). Само по себе воздержание в пище еще не приближает человека к праведности, важно то, ради чего постимся. Свт Иоанн Златоуст, великий проповедник и аскет IV в. восклицает: «Не говори мне, что я столько-то дней постился, не ел того или другого, не пил вина, терпел недостаток, но покажи мне, сделался ли ты из гневливого тихим, из жестокого благосклонен, если ты исполнен гнева, для чего тебе удручать плоть? Если внутри тебя ненависть и сребролюбие, что пользы в том, что ты пьешь одну воду? Не показывай поста бесполезного, ибо один пост не восходит на небо». Стать лучше, чище во внутреннем человеке, чтобы быть приятным Богу, – вот главная цель поста. Кто приготовит свое сердце, тот достойно встретит Пасху.