Monday, December 2, 2024

Католичество и старообрядчество в белорусских губерниях Северо-Западного края и политическая полиция во второй четверти XIX – начале ХХ в.

В конце XVIII в., после трёх разделов Польши в составе Российской империи появился регион, в котором компактно проживало достаточно большое число католического населения. Этим регионом были белорусско-литовские губернии, которые позже стали называть Северо-Западным краем. Кроме того, в этом регионе располагались достаточно сильные старообрядческие общины. Ни к тем, ни к другим российские власти не имели полного доверия. Хотя старообрядцы оказались достаточно лояльны имперским властям, поэтому с течением времени правительство стало рассматривать их как религиозную группу, на которую можно опираться в своей деятельности.

С возникновением в 1826 г. Третьего отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии, занимавшегося охраной государственной безопасности страны, контроль за сектами и расколом стал одной из его функций. Ранее этим занималась полиция, в ведении которой после 1826 г. остался сбор текущей информации по данному вопросу, после чего сведения поступали в Третье отделение [1].

На территории белорусских губерний существовали достаточно мощные староверческие общины, члены которых были свободными крестьянами. Полиция и жандармерия только наблюдали за ними, никак не вмешиваясь в их существование. Староверы создавали антипольскую прослойку в крае, поэтому власти старались относиться к ним достаточно лояльно. Если же у староверов возникали конфликты с местными помещиками, то первые обращались к жандармскому офицеру, считая, что его расследование будет более объективным, чем решения суда [2]. Судя по всему, староверы не очень доверяли местным судьям, состоящим из польской шляхты и старающимся представить дело так, как это было бы выгодно помещику. Полиция по отношению к староверам применяла какие-то действия только в тех случаях, когда они начинали заниматься незаконной деятельностью. Например, в 1834 г. на территории Минской губернии старообрядцы стали пользоваться никем не утверждённой печатью. Полиции было приказано изъять её, причём власти даже не попытались выяснить, кто и по какой причине сделал печать [3]. Таким образом, староверы, в силу сложившихся обстоятельств являясь сторонниками сильной имперской политики, вызывали у властей всё меньше и меньше недоверия, что с успехом подтвердили оба польских восстания (1830 – 1831 и 1863 – 1864 гг.), в которых староверы показали свою преданность Российской империи.

Старообрядческая сельская школа. Начала ХХ в. (Источник: https://starove.ru/wp-content/uploads/2014/10/MSDU-mayorov-Rublev-004.jpg)

Самым подозрительным элементом, представляющим угрозу целостности империи, на присоединённых территориях были католические священники и католическая шляхта. Правительство через полицейско-жандармский аппарат следило за деятельностью ксендзов, считая (в некоторых случаях небезосновательно), что именно они с алтарей костёлов проповедуют неподчинение российскому правительству и призывают к восстанию за возрождение Речи Посполитой. В период польского восстания 1830 – 1831 гг. в нём приняли участие 119 католических священников (101 римо-католический и 18 греко-католических), а также 3 православных священника [4]. Т.е. 97,5 % священников-участников восстания были католиками, если же подсчитывать процент только римо-католических священников, то он составил 82,79. Разграничивать римо-католицизм и греко-католицизм стоит только в случаях, связанных с эксплуатацией этих разновидностей католицизма в политике. Поскольку конфессиями являются только самостоятельные религиозные учения со сформированными догмами, то униатство, которое полностью существует в догматике римо-католицизма и отличается только обрядностью, не может считаться конфессией. Видимо, современные представление об униатстве, как об отдельной конфессии появились в результате попытки найти «национальную религию» для белорусов или украинцев.

Следующее польское восстание 1863 – 1864 гг. также стало ареной религиозной борьбы. Руководство политической полицией накануне восстания разослало высшим католическим иерархам Северо-Западного края письма с просьбой удержать ксендзов от участия в антиправительственной деятельности. С той же просьбой к священнослужителям обратилось высшее руководство российской католической церкви. Однако этот призыв поддержали не все католические священники. Некоторые из них активно проповедовали неприязнь не только к российской администрации, но и к русскому населению. Та часть ксендзов, которая не пыталась заниматься политикой, подвергалась гонениям со стороны пропольски настроенных горожан и шляхты. Таким священникам разбивали стёкла, избивали, заставляли служить панихиды в память погибших инсургентов. Польские патриоты проводили свою деятельность под католическими лозунгами, но при этом они считали возможным нарушать христианские нормы. Так, после одного из богослужений толпа напала на полицейского прямо в костёле [5]. Активно пыталось использовать религиозную ситуацию и руководство повстанцев. Например, в листовке «Muzyckaja prauda» крестьян призывали переходить в греко-католицизм, утверждая, что православие не является исторической религией этого региона [6].

Благословение польских повстанцев перед битвой в январе 1863 г. (Источник: https://ostrowiecnews.pl/wp-content/uploads/2015/10/powstanie1.jpg)

Ксендзов, обвинённых в связях с повстанцами, российские власти подвергали репрессиям различной тяжести. Самой мягкой мерой был перевод в другой приход, если же вина священника была более серьёзной, его ссылали в великорусские губернии или Сибирь, к наиболее активно участвовавшим в восстании ксендзам применялась смертная казнь. После подавления восстания наблюдение за католическими священниками продолжилось.

Всего же в восстании на территории Северо-Западного края приняли участие 275 лиц, имеющих духовный сан, из которых 10 оказались православными священниками, а остальные 265 – католическими [7], т.е. 96,4 % процента священников, участвовавших в восстании, были ксендзами. Кроме того, в восстании участвовали ещё 11 сыновей православных священников, которые хотя и не имели сана, но, с точки зрения властей, видимо, должны были быть более лояльны имперскому режиму, поэтому и выделялись в отдельную группу при расследовании причин восстания [8]. Если же рассматривать участие священников Северо-Западного края в восстании с оружием в руках, то власти обнаружили двоих православных священников (по одному в Гродненской и Могилёвской губерниях), а также 4 сыновей православных священников (по 2 в Минской и Гродненской губерниях), из ксендзов обвинения в вооружённой борьбе получили 23 человека [9]. Всего же на территории Северо-Западного края в восстании приняло участие и было наказано 409 лиц [10], принадлежащих к некатолическому вероисповеданию, остальные были католиками. Если учесть, что количество репрессированных на данной территории составило 8375 человек [11], то процент некатоликов не превысит 4,9. При условии, что большинство местного населения было православным, а практически все местные православные были белорусами, то о каком-то белорусском следе в восстании и речи быть не может.

Восстание 1863 – 1864 гг. было последним вооружённым выступлением на территории Российской империи, поддержанным некоторыми представителями католической церкви. После него духовенство предпочитало участвовать в политической жизни страны и региона, используя нерадикальные методы распространения своих идей.

Однако в 70-е гг. XIX в. на территории Северо-Западного края религиозную карту попытались разыграть некоторые народовольческие кружки, которые начали пропаганду среди крестьян. Особенно благодатной для этого категорией крестьян революционеры считали старообрядцев, поскольку последние обладали более широким кругозором по сравнению с остальным крестьянством. Кроме того, в старообрядческой среде была больше распространена письменность. Но попытки революционизировать старообрядцев ни к чему не привели [12].

Белорусское крестьянство также не поддалось народнической агитации, потому что пропагандисты призывали к свержению царя и критиковали христианство. Народники не учли традиционно уважительного отношения крестьян к царю и сакрального отношения к религии. Нередко после бесед с агитаторами крестьяне сами задерживали их и передавали властям. Оценив ситуацию, некоторые пропагандисты перешли к использованию в своей агитационной деятельности религиозных образов, например, сравнивая проповедуемое идеальное общество с раем и т.д. Однако даже с помощью «орелигиознивания» своих идей народники так и не смогли поднять крестьян белорусских губерний на антиправительственные выступления [13].

Несмотря на то, что развитие религиозной ситуации в Белоруссии не представляло к началу ХХ в. потенциальной угрозы для империи, политическая полиция продолжала следить за представителями церкви. Под особенно усиленным контролем продолжали оставаться католические священники. Так, в 1906 г. жандармский унтер-офицер сообщил, что ксёндз Янукович «совращает» в католичество православных [14]. Именно в связи с такими действиями некоторых католических священнослужителей жандармы интересовались любыми событиями, происходящими вокруг служителей культа. Например, в жандармское управление поступила анонимка о том, что крестьянка Могилёвской губернии была уволена с должности прислуги местного ксендза по неизвестным причинам. Губернское жандармское управление сразу же начало расследование, которое установило, что крестьянка была уволена «за неодобрительное поведение» [15].

Таким образом, на протяжении второй четверти XIX – начала ХХ вв. органы охраны правопорядка по отношению к старообрядцам проводили, в основном, только наблюдательные мероприятия. Те же действия проводились и по отношению к католической церкви. Однако в период обострения ситуации к католическим священникам, подозреваемым в антиправительственной деятельности, применялись репрессивные меры различной строгости.

[1] Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 295. Оп. 1. Д. 226. Л. 5-6.

[2] Ломачевский А.И. Из воспоминаний жандарма 30-х и 40-х годов. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Типография В. Грацианского, 1880. – С. 19.

[3] Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 295. Оп. 1. Д. 226. Л. 18.

[4] Гарбачова В.В. Паўстанне 1830 – 1831 гадоў на Беларусi. – Мінск: БДУ, 2001. – С. 127.

[5] Архивные материалы муравьёвского музея, относящиеся к польскому восстанию 1863 – 1864 гг. в пределах Северо-Западного края. / Сост. А.И. Миловидов. Ч. I: Переписка по политическим делам гражданского управления с 1 января 1861 по май 1863 г. – Вильно: Губернская типография, 1913. – С. 2.

[6] Революционный подъём в Литве и Белоруссии в 1861 – 1862 гг.: Сб. док. / Под ред. В. Дьякова [и др.] – М.: Наука, 1964. – С. 132-133.

[7] Зайцев В.М. Социально-сословный состав участников восстания 1863 г. (Опыт статистического анализа) – М.: Наука, 1973. [Приложение 61 таблица]. – Табл. 2.

[8] Там же.

[9] Там же. Табл. 12.

[10] Там же. Табл. 9.

[11] Там же. Табл. 2.

[12] Самбук С.М. Революционные народники Белоруссии (70-е – начало 80‑х годов XIX в.) – Минск: Наука и техника, 1972. – С. 37.

[13] Там же. С. 51.

[14] Архивный фонд Национального музея истории и культуры Беларуси. Ф. «Научно-вспомогательный». № 3645. Л. 202.

[15] Там же. № 3639. Л. 2.

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации