Аннотация
Польское восстание 1863-1864 гг. привело к изменению кадровой политики в отношении корпуса полицейских чиновников, служивших в губерниях Западного края. Секретным требованием стало недопущение к службе в полиции чиновников католического вероисповедания. Однако выполнение министерских требований и распоряжений виленского генерал-губернатора М.Н. Муравьева отчасти зависело от личной позиции губернаторов. В частности, могилевский губернатор А.П. Беклемишев отказался пойти на кардинальную кадровую «чистку», доверяя лояльности чиновников-католиков. Вместе с тем кадровая тенденция к замещению постов чиновниками из православных сохранилась. В результате Могилевская губерния в начале XX в. в отношении конфессионального состава полицейских чиновников ничем не выделялась из общего ряда белорусских губерний.
_________________________________________________________
Одним из направлений кадровой политики русского правительства в белорусских губерниях после польского восстания 1863–1864 гг. стало замещение чиновников-католиков служащими православного вероисповедания. Начало этой политики в отношении полицейского корпуса МВД было положено секретным распоряжением министра внутренних дел П.А. Валуева от 17 февраля 1863 г. на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова. Главным признаком политической лояльности чиновника становилась «без сомнений национальность избираемого лица», которая «представляет одно из главнейших ручательств, и потому коренное русское происхождение должно быть предпочитаемо туземному, в особенности римско-католического исповедания, отличающегося своим фанатическим направлением, столь враждебным основным законам империи» [7, л. 20]. Очевидно, что православное вероисповедание становилось основным маркером «русского происхождения».
![](https://naukaverakuljtura.com/wp-content/uploads/2024/05/Фото-1-1-828x1024.jpg)
В период второй половины 60-х гг. XIX в. католики все еще служили в уездной полиции Могилевской губернии на постах исправника и его помощника, становых и непременного заседателя, надзирателя и классных чинов канцелярии (секретаря, столоначальников, регистратора), однако доля их представительства снижалась. Так, в 1865 г. среди 97 чиновников (76 % от всего состава) 33 (34 %) оказались католиками [1]. В 1869 г. из 129 чиновников уездной полиции только 23 (18 %) исповедовали католичество [2]. Интересно, что католики занимали должности на всех уровнях, но их процент по сравнению с 1865 г. уменьшился. Например, если в 1865 г. насчитывалось 9 становых приставов-католиков, то в 1869 г. осталось только 4 становых этого вероисповедания. Кроме того, незначительная часть служащих относилась к протестантам: в 1865 г. 1 чел. (1 %) был лютеранином (помощник исправника), а в 1869 г. – 2 чел. (1,5 %) принадлежали к разным ветвям протестантизма (лютеранской и евангелическо-реформаторской). Все остальные чиновники принадлежали к православному большинству. Неожиданная ситуация сложилась в составе классных чиновников (полицеймейстер, его помощник, частный пристав и помощник, секретарь) Могилевского городского полицейского управления. В 1865 г. католики составляли явное большинство: среди 14 классных чинов на их долю приходилось 10 чел. (71 %)! Они преобладали над православными на всех должностях кроме поста полицеймейстера, который занимал лютеранин Е.Е. Корнрумпф. К 1869 г. представительство выправилось в пользу православных. Из 14 чиновников 7 были православными (50 %), 6 католиками (43 %) и 1 – лютеранином.
![](https://naukaverakuljtura.com/wp-content/uploads/2024/05/Фото-2-1.jpg)
Таким образом, несмотря на кадровую политику, направленную на сокращение процента католиков среди служащих западных губерний, в особенности в структурах МВД, в Могилевской губернии их представительство в уездных полицейских и городском полицейском управлениях в 60-х гг. XIX в. оставалось сравнительно высоким. Как представляется, такое положение в Могилевской губернии было обусловлено тем, что губернатор А.П. Беклемишев (1857–1868) отстаивал чиновников-католиков и оберегал их от увольнения или перевода. Так, в своем рапорте от 18 сентября 1864 г. на имя генерал-губернатора М.Н. Муравьева им указывалось, что начальниками полицейских управлений «чиновники католики аттестуются с весьма хорошей стороны и всех их они желают оставить при занимаемых ими должностях, под личную свою ответственность за благонадежность в политическом отношении» [8, л. 46-47]. Показательно, что в этот период А.П. Беклемишев оказался единственным среди губернаторов, кто отказался переводить или увольнять чиновников-католиков. По крайней мере, в 1865 г. в витебских полицейских структурах МВД служило уже 24 человека (16,5 %), а в Могилевской губернии – 43 (38,7 %), то есть более чем в 2 раза [6]. Такая позиция губернатора вызывала критику. Так, в своих воспоминаниях мировой посредник И.Н. Захарьин писал, что некоторые «полицейские должности были заняты польскими чиновниками еще и в 1866, 1867 и 1868 годах – до времени увольнения Беклемишева. Он, обыкновенно, принимал этих чиновников на свою личную ответственность перед генерал-губернатором, – и они продолжали служить, вредя русскому делу, мстя, где только можно, крестьянам – за их участие в подавлении мятежа, и нам – за наш незваный «наезд» на службу» [9, с. 253].
![](https://naukaverakuljtura.com/wp-content/uploads/2024/05/Фото-3.webp)
Однако общая тенденция кадровой политики по замещению постов в административных учреждениях православными продолжала действовать, что неизбежно отразилось на составе служащих Могилевской губернии. Так, спустя 20 лет в 1885 г. из 121 чиновника уездных полицейских управлений Могилевской губернии 118 (97,5 %) были православными и лишь 3 (2,5 %) исповедовали католичество [3]. Все 12 чиновников Могилевского городского полицейского управления были православного вероисповедания.
В начале XX в. практически весь состав уездной и городской полиции был преимущественно укомплектован чиновниками православного вероисповедания. Так, согласно данным «Памятной книжки Могилевской губернии» на 1909 г. в 11 уездных управлениях служило 119 лиц, из которых 95 (80 %) являлись православными, а относительно 24 чел. (20 %) сведения о вероисповедании отсутствовали [4]. Такой же конфессиональный состав был свойственен сотрудникам могилевского и гомельского городских полицейских управлений: из 31 чел. 28 (90 %) исповедовали православие, а относительно 3-х никаких указаний на вероисповедание не содержалось. Приблизительно такая же картина наблюдалась накануне Первой мировой войны. В 1914 г. из 115 чиновников 2 (1,8 %) служащих оказались католиками, об одном лице не было сведений, а остальные являлись православными [5]. Все 34 сотрудника городских полицейских управлений исповедовали православие.
Таким образом, в период после польского восстания 1863–1864 гг. полицейские посты в Могилевской губернии стали замещаться преимущественно православными, а католики в структурах Министерства внутренних дел являлись скорее исключением, чем правилом. Только в 60-х гг. XIX в. в силу личной позиции губернатора А.П. Беклемишева чиновники-католики сохраняли значительное представительство среди служащих. Вместе с тем хотелось бы отметить, что данные о составе католиков в полицейском аппарате не стоит интерпретировать только как дискриминацию членов этой конфессиональной группы в отношении прав государственной службы. В начале XX в. они составляли лишь 3 % от всех жителей губернии, т.е. их процент в полиции (1,3 % в 1914 г.) не сильно отличался от доли католиков в составе всего населения Могилевской губернии.
- Памятная книжка Могилевской губернии на 1865 год. – Могилев: Тип. губернского правления, 1865. – 283 с.
- Памятная книжка Могилевской губернии на 1869 год. – Могилев: Тип. губернского правления, 1868. – 345 с.
- Адрес-календарь Могилевской губернии на 1885 год. – Могилев на Днепре: Губернское правление, 1885. – 237 с.
- Памятная книжка Могилевской губернии на 1909 год. – Могилев: Губернское правление, 1909. – 501 с.
- Памятная книжка Могилевской губернии на 1914 год. – Могилев: Губернское правление, 1914. – 256 с.
- Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. – Санкт-Петербург: Тип. К. Вульфа, 1865. – 523 с.