Thursday, October 3, 2024

Западнополесское этнополитическое движение в Беларуси (конец 1980-х – первая половина 1990-х гг.): украинский фактор

В годы перестройки (конец 1980-х гг.) активизировались движения, выступавшие под лозунгами защиты культурных и политических прав народов, официально не признанных властями советских республик. Так, в Советской Беларуси предпринимается попытка западнополесского «возрождения», деятели которого декларировали идею существования отдельного полесского (ятвяжского) народа, обладавшего уникальной культурой и историей. Лидером движения стал филолог, поэт и публицист Н.Н. Шелягович. В 1988 г. он с единомышленниками создает Общественно-культурное объединение (далее – ОКО) «Полісьсе», которое в качестве основной цели декларировало достижение национально-культурной автономии западнополесского региона (Брестская область). В то же время часть украинской властной и интеллектуальной элиты считала, что на Брестчине компактно проживали представители украинского этноса, которые были лишены возможности свободного культурного развития. Украинский и западнополесский факторы общественно-политической жизни Беларуси конца 1980-х – начала 1990-х гг. были тесно взаимосвязаны.

Источник: https://vk.com/photo-3841908_127313607

Ключевым доводом критиков западнополесского движения являлся тезис о том, что оно было инспирировано властями Советской Беларуси для «сдерживания», «торпедирования» белорусского национально-культурного возрождения с целью недопущения перерастания последнего в сепаратистскую инициативу по выходу Беларуси из состава СССР. Не менее распространенной была гипотеза, согласно которой лидеры движения стремились к присоединению региона к Украине. Во время обсуждения деятельности ОКО «Полісьсе» на заседании Ученого совета Института истории Академии наук Беларуси 3 марта 1992 г. М.М. Чернявский заявил: ««Я знаю, что их [активистов западнополесского движения] мечта – присоединение к Украине путем автономии. Они ошибаются. На Украине этой проблемы нет, и никто их там не поддержит, их поглотит в целом здоровая украинская нация» [7. Л. 29]». Схожей точки зрения придерживался историк Г. Гречишкин, опубликовавший в феврале 1992 г. статью в газете «Пинский вестник». Г. Гречишкин считал, что сценарии предоставления региону автономии в рамках Беларуси или создания независимой западнополесской государственности не могли быть реализованы в силу объективных причин. В этой ситуации логичной виделась возможность присоединения региона к Украине: «Вариант объединенного Полесского края в составе федеративной в будущем Украины объективно оптимален для ОКО “Полісьсе” независимо от вашего желания. … Это деятельность, направленная на создание условий и психологическую подготовку населения к расчленению Республики Беларусь и присоединению территории Западного Полесья к Украине. Образование на нашей земле “пятой колонны” украинских националистов. Кровь. Смерть. Гибель мирных людей» [1. С. 2].

Источник: https://studopedia.ru/25_16232_risunok—istoriko-etnograficheskie-regioni-respubliki-belarus.html

Первоначально ОКО «Полісьсе» действовало в союзе с Белорусским народным фронтом (общественное объединение, основанное в 1988 г. и ставившее своей целью возрождение белорусской культуры, в перспективе – достижение государственного суверенитета Беларуси; далее – БНФ), однако вскоре отношения между организациями испортились: Н.Н. Шелягович и его сторонники обвиняли БНФ в непонимании западнополесского вопроса и желании насильственно «белорусизировать» полешуков, активисты БНФ, в свою очередь, вменяли в вину членам ОКО «Полісьсе» сепаратистскую деятельность [3. С. 492]. В связи с этим руководство ОКО «Полісьсе» делает попытку сближения с влиятельной украинской националистической организацией «Рух». В программной статье Н.Н. Шеляговича «С кем идет “Полісьсе”?» (сентябрь 1990 г.), опубликованной в издававшейся на западнополесском диалекте газете «Збудінне» («Пробуждение»), деятельность БНФ была подвергнута резкой критике, в то время как отношения ОКО «Полісьсе» с «Рухом» описывались в позитивных красках [10. С. 4]. Активист западнополесского движения, поэт В. Брыль со страниц республиканской прессы (июль 1992 г.) утверждал, что украинское государство, в отличие от Беларуси, действительно заботилось об интересах полешуков: «Руку помощи и дружбы нам протягивает не “родная” Беларусь, а “чужая” Украина. В республиканской печати уже упоминалось: украинские вузы берут на учебу по 30 выпускников Припятского края на льготных условиях – без экзаменов. Достаточно знания родного диалекта. Заметьте: не украинского языка, а диалекта» [6. С. 6].

Однако ставка активистов западнополесского движения на тактический союз с украинскими политиками себя не оправдала. Так, в 1994 г. лидер «Руха» В.М. Черновол в интервью белорусской газете «Звязда» («Звезда») охарактеризовал попытки обосновать существование отдельного полесского народа как чистый вымысел, отметив, что вместо того, чтобы изобретать «фантастических ятвягов», необходимо просто гарантировать национальные и культурные права украинцев, компактно проживающих в Брестской области Беларуси [9. С. 337]. В 1996 г. во Львове В. Леонюком был издан «Словник Берестейщини» («Словарь Брестчины»), в котором обосновывалась украинская этническая природа жителей Брестской области. Деятельность Н.Н. Шеляговича оценивалась автором крайне отрицательно. Так, ОКО «Полісьсе» была дана следующая характеристика: «Реваншистское, антиукраинское общество, основанное в 1988 г. в Минске по инициативе проимперских спецслужб, заинтересованных в подавлении украинства на Брестчине и насаждении сепаратистских настроений в полесских районах Украины. Общество “Полісьсе” ведет речь об отдельном полесском народе, считая его этнической и исторической основой ятвягов, балтского племени, которое вымерло еще в XIII в.» [5. С. 244]. По сути, сторонники концепции украинской природы жителей брестского региона в своей критике западнополесского движения повторяли доводы белорусской национально ориентированной интеллигенции, но, в отличие от последней, видели в деятельности Н.Н. Шеляговича угрозу не белорусскому, а украинскому национальному проекту.

В данной ситуации активисты ОКО «Полісьсе» прибегают к очередному тактическому приему. Они выступили в СМИ с серией материалов, в которых утверждалось, что удовлетворение культурных запросов полешуков со стороны властей Беларуси может стать действенным инструментом борьбы с украинским влиянием в регионе. В газете «Рэспубліка» («Республика») в июле 1992 г. было опубликовано обращение ОКО «Полісьсе», в котором утверждалось: «Противодействие сепаратистской и проукраинской тенденциям на Западном Полесье возможно и разумно только в виде учета национальных и культурно-языковых интересов западных полешуков, обеспечения их удовлетворения на государственном уровне, то есть путем законодательного признания факта существования западнополесского этноса с его особенными интересами, государственного обеспечения сохранения и развития западнополесской культуры, традиций и языка» [2. С. 5]. В это же время в республиканской газете «Звязда» выходит материал ее корреспондента и активиста западнополесского движения В.Ф. Калиновского «Украинское присутствие». Автор считал, что утверждение об украинской этнической принадлежности жителей Брестчины не являлось бесспорным. Для подтверждения своей точки зрения он приводил слова брестского этнолога С.П. Жлобы: «Я совсем не могу сказать, что автохтонное население Брестчины украинское. На мой взгляд, мы теперь наблюдаем очень интересное явление – как раз тут, на юг от Ляхович и Ганцевич идет процесс становления некоего нового восточнославянского этноса» [4. С. 2]. Сторонники использования «полесской карты» для борьбы с украинским культурным влиянием были и в академическом сообществе Беларуси. На заседании Ученого совета Института языкознания Академии наук БССР 5 февраля 1990 г. обсуждался проект программы ОКО «Полісьсе». Во время дискуссии Г.А. Цыхун заявил: «Полесский микроязык может быть создан. Этому даже можно содействовать. На Украине его никто не признает, единственное место, где он может существовать – в Беларуси» [8. Л. 14, 16].

Таким образом, отношения между активистами западнополесского движения и сторонниками украинской этнической природы населения Брестчины отличались сложностью и претерпели эволюцию (от тактического союза до конфронтации). Некоторые представители белорусской интеллектуальной элиты не исключали возможности использования «полесской карты» в качестве контраргумента в возможных спорах с общественно-политическими силами Украины, которые выдвигали свои территориальные претензии на регион. Данный инструмент, однако, оказался невостребованным. И активисты западнополесского движения, и проукраинские силы в Беларуси были крайне малочисленными, представленными в основном интеллигенцией. Западнополесское движение, во-многом являвшееся ответной реакцией на директивную белорусизацию конца 1980-х – первой половины 1990-х гг., практически сошло на нет после референдума 1995 г. Абсолютное большинство населения Беларуси (в том числе Брестчины) высказалось за предание русскому языку статуса второго государственного языка (наравне с белорусским), тем самым выбрав более близкую для себя культурно-идентификационную модель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гречишкин Г. Вопросы без ответов, или наблюдаем ли мы научный прорыв в этнографии? // Пінскі веснік. – 1992. – 29 лютага. – С. 2.

2. Западное Полесье – не подлесье… Заявление правления общественно-культурного объединения «Полісьсе» // Рэспубліка. – 1992. – 1 ліпеня. – С. 5.

3. Казак О.Г. Институционализация западнополесского движения в Беларуси (вторая половина 1980-х – первая половина 1990-х гг.) // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы XV Международной научно-практической конференции, Минск, 19–20 мая 2021 г. / редкол.: А. В. Егоров (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2022. – С. 492–493.

4. Каліноўскі В. Украінская прысутнасць // Звязда. – 1992. – 16 ліпеня. – С. 2.

5. Леонюк В. Словник Берестейщини. – Львів: Видавнича фірма «Афіша», 1996. – 360 с.

6. Палессе: беларускі П’емонт ці Етвызь? Водгукі чытачоў // Чырвоная змена. – 1992. – 27 ліпеня. – С. 6.

7. Центральный научный архив Национальной академии наук Беларуси (ЦНА НАНБ). – Ф. 3. – Оп. 1. – Д. 962.

8. ЦНА НАНБ. – Ф. 8. – Оп. 1. – Д. 406.

9. Шевченко К. Кризис идентичности и возникновение альтернативных этнических идентичностей у восточных славян: полешуки в Белоруссии // Белоруссия и Украина: История и культура. Ежегодник 2005/2006. – М., 2008. – С. 318–342.

10. Шелягович Н. С кем идет «Полісьсе»? // Збудінне. – 1990. – 1–15 сынтебра. – С. 3–4.

Олег КАЗАК
Олег КАЗАК
Казак Олег Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета

последние публикации