Saturday, October 12, 2024

Долгая подготовка и быстрая реализация: организация геноцида в Независимом Государстве Хорватия. Ч.1.

С образованием 10 апреля 1941 г. Независимого Государства Хорватия началось оперативное создание организационной, логистической и правовой базы для геноцида. Идеологическая фаза была пройдена уже давно: в качестве «термоядерного горючего» выступили расово-националистический антисербский шовинизм Партии права Анте Старчевича и Езуа (Йосипа) Франка (старчевичевцы и франковцы) в континуитете развившиеся в усташское движение Анте Павелича, а на глубинном внутреннем уровне, «плутониевого ядра», выступила традиционная доктрина крайней нетерпимости римско-католической церкви к «схизматикам-православным» с одной стороны, и «цивилизационно-культурного превосходства западных католических народов» над ними – с другой. При этом римско-католическая церковь на югославянском пространстве с начала ХХ в. приступила, в качестве ответа на вызовы «либерального и демократического порядка» к организации широких народных масс в различного рода католические движения и Католическую акцию, причем последняя со временем абсорбировала первых. К Католической акции (с 1936 г. – Чистая католическая акция Алойзия Степинца, с 1937 г. занявшего пост Загребского архиеписокпа) принадлежали самые массовые хорватские организации: «орлы» («черная гвардия папства»), распущенные в 1929 г. и «возродившееся» под названием «Крижары» (крестоносцы) и «Хрватски юнак» (Хорватский герой). Особая историческая роль Степинца заключалась в том, что он объединил все хорватские католические движения и организации против проекта федеративного преобразования югославского государства с выделением Бановины Хорватии. Только его Чистая католическая акция могла переломить усилия по решению хорватского вопроса проектом федерализации Югославии с оставлением Хорватии в общем государстве с сербами, проекта Влатко Мачека (самого влиятельного хорватского политика 1930-х гг. и его самой массовой Хорватской крестьянской партии, ХКП) в сторону применения «революционных методов» усташского движения Анте Павелича[1].

Однако самое примечательное заключается в том, что, несмотря на, казалось бы, нахождение по разные стороны баррикад, именно Мачек легализовал усташскую власть в Независимом Государстве Хорватия. Но одного этого было бы недостаточно. Вопрос установления власти, в идеологических «настройках» которой главным пунктом, явно и гласно, обозначена физическая ликвидация людей по этническому и религиозному признаку, – это прежде всего вопрос наличия ресурсов и аппарата насилия, способного проводить подобные меры. Но дело в том, что усташи после осуществленного ими, совместно с Внутренней македонской революционной организацией убийства короля Югославии Александра Карагеоргиевича и французского министра иностранных дел Луи Барту в 1934 г., находились в маргинальной позиции относительно небольшой группы, все действия которой сводятся к локальным террористическим и диверсионно-подрывным актам. Для создания геноцидного государственного проекта этого недостаточно. Усташи должны были прийти на уже подготовленную почву, и как ни странно на первый взгляд, почва была подготовлена Влатко Мачеком с одной стороны, и духовным владыкой над хорватами-католиками, главой римско-католической церкви в Югославии, Загребским архиепископом Алойзием Степинцем – с другой.  И Мачек, и Степинац проложили путь усташам, фигурально выражаясь, «застилая перед усташами красную ковровую дорожку» вместо того, чтобы приложить все усилия для воспрепятствования этому радикальному экстремистскому движению.

Широко известно, что инструментом проведения геноцидной политики послужили усташи, домобраны, легионерские подразделения, хорватская и мусульманская милиция, подразделения СС, в состав которых входили «граждане НГХ» хорваты и мусульмане. В историографии в основном в качестве преступников указываются «усташи», хотя преступления совершались членами всех перечисленных формирований. Но если в отношении виновных в геноциде участников других формирований принято обозначать как «немецкий», «итальянский», «болгарский» и др., то в отношении усташей весьма редко уточняется их не только этническая, но, что важнее, государственная принадлежность – хорватский, имея в виду НГХ. Но главная политическая роль к Павеличу и его маргинальному движению перешла буквально в преддверии создания НГХ. Мачек своим авторитетом не просто задал политический дискурс хорватскому крестьянству, самому многочисленному слою в Хорватии, но во второй половине 1930-х гг., пока Степинац обеспечивал внутреннюю духовную и внешнюю мобилизацию католиков, сформировал военизированные подразделения под названием Хорватская крестьянская защита (ХКЗ) и Хорватская гражданская защита (ХГЗ). 

Остановимся поподробнее на «мачековой гвардии» – ХКЗ и ХГЗ.

Точкой отсчета в  появлении ХКЗ является  секретный циркуляр Мачека от 22 апреля 1936 г., который предписывал создание вооруженного отряда «Ночной дозор» под предлогом противодействия коммунистическим беспорядкам, возможным 1 мая. Движение сразу же распространилось в хорватском Загорье, северо-западной Хорватии и частично в Славонии. После «великой победы» ХКП на местных выборах в 1936 г. часть руководства и членства партии полагала, что ХКЗ больше не нужна. Тем не менее движение продолжалось, и во второй половине 1936 г. расширилось в Славонии и других частях Савской бановины. В октябре оно получило «Руководство по проведению учений», на его основе начались военные учения организации, во главе которой стоял сам В. Мачек. За всем этим следил и многое знал Департамент охраны государства Савской бановины, однако не предпринимал никаких репрессивных мер. Специальным циркуляром от января 1937 г. В. Мачек распорядился создать партийную милицию во всех котарах (районах) Савской и Приморской бановины. В конце 1937 г. ХКЗ в Савской и Приморской бановине насчитывала уже 50 000 членов[2]. Центр каждого филиала организации находился в районе, численность войск округа составляла от 800 до 2500 человек. Основными воинскими подразделениями были расчеты, взводы и роты, взвод насчитывал от трех до пяти расчетов, рота обычно насчитывала около 200 человек, в районе могло быть от двух до пяти рот. Поставки оружия и снаряжения осуществлялись в основном из Италии и Австрии, в основном через Адриатическое море[3].

Особенно важную роль ХКЗ сыграла на парламентских выборах 11 декабря 1938 г., отметившись превосходной организацией избирательных участков. Результатом стал еще больший, чем на предыдущих парламентских выборах, успех Хорватской крестьянской партии Мачека. Это побудило премьер-министра Милана Стоядиновича начать репрессии против ХКЗ и фактически выгнать ее ведущих членов из Загреба в начале 1939 г. Но Стоядинович недооценил политический вес оппонента и вскоре сам получил отставку.

Мачек с князем Павлом Карагеоргиевичем (формально – с премьером Драгишей Цветковичем) в том же году заключит соглашение о создании Хорватской Бановины. Казалось, победила формула федеративного решения хорватского вопроса в Югославии.  Автономная Хорватия получила бана, местную администрацию, денежную единицу, а также вооруженные формирования полиции и легализацию ХКЗ. Это решение, подчеркивает сербский академик Милорад Экмечич, «не являлось плодом демократической процедуры, оно было принято в условиях опасности – агрессии против югославского государства. Главной отправной точкой было давление британских кругов». По настоящий момент так до конца не выяснено, кто и когда создал проект границ Бановины Хорватии, в котором оказались все районы исторической Военной границы, населением которой на 90 % были сербы, «составившей около трети территории Хорватии»[4]. В самой Бановине был разработан целый ряд мероприятий по бойкоту сербов и хорватов югославской ориентации, они все больше подвергаются угрозам и физическим нападениям, и вместо снижения, после создания Бановины эта практика только усилилась. Офицеры запрашивают перевод из Хорватии или отправляют своих семей в безопасные места, новые власти увольняют «неблагонадежных», в официальных докладах отмечается, что Мачек по-прежнему может навязывать конструктивную политику, но сама ХКП начинает расслаиваться, а франковцы и вернувшиеся из эмиграции группы усташей все более открыто агитируют против Югославии за независимую Хорватию[5].

Мачек узаконивает ХКЗ «Постановлением о легализации» от 12 января 1940 г. Тогда ХКЗ уже включает пехотные, кавалерийские и моторизованные подразделения. ХКЗ была организована по районам, главнокомандующий назначал командиров округов и суперинтендантов по нескольким округам или городам. В том же январе 1940 г. Загребе была открыта офицерская школа, в которой были организованы офицерские курсы для членов, особенно должностных лиц ХКЗ, каждый курс длился от четырех до шести недель, его посещали около 100 человек. Еще в 1934 г. была создана «Гвардия Мачека» – специальный отряд из 50 гвардейцев, задачей которого была защита лидера ХКП Влатко Мачека, однако с тех пор количество гвардейцев Мачека, в основном молодых, выросло[6]. В эти же ряды также входила усташская молодежь. Старейшиной «гвардейцев» был личный водитель Мачека Влатко Рожич, личная гвардия Мачека стала обязательной частью всех мероприятий и торжеств ХКП.

Хорватская гражданская защита (ХГЗ) была создана в июле 1938 г., сначала она появляется как подразделение ХКЗ[7]. Руководство взял на себя бывший австро-венгерский офицер Звонко Ковачевич. ХГЗ была организована так же, как и ХКЗ, и состояла из расчетов, взводов (взвод включал 4 расчета) и рот, рота численностью от 200 до 220 человек включала четыре-пять взводов. Батальон состоял из четырех рот и насчитывал от 800 до 1000 человек. У ХГЗ было от 3000 до 4000 собственных охранников[8]. Позже в ХГЗ была сформирована штурмовая рота во главе с Крунославом Батушичем, кавалерийская рота под командованием Драгутина Белака и моторизованная во главе с Франьо Леаковичем. Кроме Загреба войска ХГЗ создаются во всех крупных и значительных городах Бановины Хорватии, в них проводятся многочисленные церемонии и парады, подчеркивающие военную мощь этих войск ХКП. Даже бан Шубашич в начале 1941 г. получил боевиков ХКЗ в качестве своего личного сопровождения и защиты. Однако с приходом к власти «своей» партии ХКЗ начинает сама проводить террор и насилие в отношении диссидентов, своих бывших и нынешних политических противников. Однако зачастую жертвами становятся сербы, а насилие начинает выливаться в убийства людей, которые редко расследуются полицией. Центральные югославские власти замалчивают эти преступления ХКЗ.

Организация, с которой ХКЗ часто вступает в конфликт – спортивная, но также и полувоенная организация «Сокол» Королевства Югославия. Сам Мачек в 1936 г. приказал членам своей партии выйти из «Сокола». Первая фаза конфликта ХКЗ с «Соколом» началась в 1938 г., когда беспорядки в Загребе быстро распространились по всей Хорватской Бановине. Эти столкновения часто заканчивались смертельным исходом, что, однако, скрывалось обеими сторонами. ХКЗ не чуждался и прямой экспроприации имущества «Сокола». Однако власти Белграда были безразличны к этим вспышкам насилия со стороны ХКЗ и замалчивали подобные инциденты. Более того, Белград был равнодушен и к юридической стороне дела – каковы компетенции и рамки действий ХКЗ, законодательно они не были определены, что усиливало атмосферу юридического беспредела и хаоса[9].

Больше всего против давления и террора ХКЗ выступает бан Иван Шубашич, который издает несколько меморандумов, приказов и распоряжений, чтобы остановить незаконные и насильственные действия ХКЗ. С середины 1940 г. он пытается объединить ХГЗ с полицией, но это не сработало из-за массовых протестов членов ХСС. Однако на смену немощной центральной администрации и массовой, но с размытым решением хорватского вопроса в виде некоей федерализации страны (венцом творения Мачека стало создание Хорватской Бановины, дальше которой он не шел). Поэтому эти две стороны были снесены на обочину истории силой, в течение десятилетий подготовленной к проведению самых радикальных мер. Это были франковцы-усташи, которые постепенно инфильтрируются в ряды ХКП и ХКЗ (в том числе в аппарат управления), более того, посредством партии начинают занимать ключевые должности в центральном и областном управлении Бановины. Хотя и сам Мачек прямо сотрудничал с усташами до 1939 г., особенно с депутатами парламента Бановины. В 1937 году он содействовал возвращению из эмиграции около 200 усташей, активно включившихся в работу по всей Бановине[10].  

Продолжение следует…


[1] Екмечић Милорад: Историјске и стратешке основе Републике Српске // Република Српска – петнаест година постојања и развоја. Бања Лука: AНУРС, 2007. С. 37-61.

[2] Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL: https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
[3] Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL:  https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203

[4] Екмечић Милорад: Историјске и стратешке основе Републике Српске // Република Српска – петнаест година постојања и развоја. Бања Лука: AНУРС, 2007. С. 37-61.

[5] Bjelajac Mile Glinski kraj 1938-1941. i zabrinutost za opstanak Jugoslavije // Znanstveni kolokvij „Što se uistinu dogodilo u glinskoj srpskopravoslavnoj crkvi između 29/30. srpnja I 4/5. kolovoza 1941.: svjedočanstva i kultura sjećanja“. Zagreb, 2012. S. 24.

[6] Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL: https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
[7] Курдулија Страхиња Atjiac усташког геноцида над Србима 1941 -1945. Београд, 1993. URL: https://nastavnikdamir.files.wordpress.com/2020/05/d0a1.
[8] Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL:  https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
[9] Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL:  https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203
[10] Pilić Stipo O paravojnim organizacijama HSS-a između dva svjetska rata [Эл. ресурс] // Večernji list, 25.05.2017. URL:  https://vojnapovijest.vecernji.hr/vojna-povijest/o-paravojnim-organizacijama-hss-a-izme-u-dva-svjetska-rata-1172203

последние публикации