Sunday, December 22, 2024

В Минской духовной академии обсудили вопросы Церкви, общества и гуманитарной безопасности

4 мая 2023 г. на базе Минской духовной академии состоялся круглый стол «Церковь, общество и вызовы гуманитарной безопасности», посвящённый 20-летию подписания соглашения о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью Московского патриархата и белорусским государством. Соорганизаторами круглого стола выступили Синодальная историческая комиссия Белорусской Православной Церкви, Институт социологии Национальной академии наук Белоруссии, Минская духовная академия, Минская духовная семинария и Центр евразийских исследований Филиала Российского государственного социального университета в Минске. В качестве слушателей и участников дискуссии на мероприятии присутствовали сотрудники различных подразделений Института социологии, преподаватели Минской духовной академии, преподаватели Филиала Российского государственного социального университета в Минске, представители Минской епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви, а также представители российского дипломатического корпуса и Русского дома в Минске.

Первый доклад был зачитан заместителем директора по научной и инновационной работе Института социологии Национальной академии наук Николаем Николаевичем Сухотским. Доклад назывался «Устойчивый межконфессиональный мир как важнейший фактор социально-политического и культурного развития Республики Беларусь». Докладчик обратил внимание на результаты последнего социологического опроса белорусского общества. Часть этого опроса была посвящена религиозной проблематике. Верующих людей в республике достаточно много. Около 53% заявляет о своей религиозности, однако воцерковлённых, т.е. регулярно посещающих храмы и соблюдающих церковные заповеди, не так много – около 10%. Интересно, что в России недавно был проведён похожий опрос, искренне верующих по этому опросу оказалось больше, если сравнивать с белорусскими данными. Но в данном случае, помимо всего, необходимо понимать, что без сравнения методик того и другого опроса нельзя однозначно сравнивать данные. Когда у белорусов социологи спросили о значимых праздниках, то ответы расположились так: самым значимым оказался Новый год, за ним шёл День Победы, а далее православная Пасха, православное Рождество и Радуница. Таким образом, в первой пятёрке самых значимых праздников три оказались церковными. Также было отмечено, что несмотря на достаточно спокойные межконфессиональные отношения, белорусские граждане понимают, что религиозный фактор может быть использован для деструктивных политических действий. Люди осознают, что религия становится элементом политической борьбы.

Ещё один представитель Института социологии – заведующий отдела региональной социологии Наталья Леонидовна Балич предложила вниманию слушателей доклад «Влияние религиозности белорусов на отношение к своему здоровью». В докладе белорусская ситуация была рассмотрена в сравнении с зарубежными и российскими исследованиями. При этом было отмечено, что за рубежом социологи уделяют данному вопросу достаточно большое внимание. В России – достаточно малое, а белорусская ситуация характеризуется отсутствием внимания исследователей к данной проблеме. Доклад стал попыткой изменить это. Оказалось, что отношение белорусских верующих к своему здоровью коррелирует с тем, как относятся к вопросам здоровья верующие в других странах. При этом были использованы данные не только российские, которые в принципе должны серьёзно соотноситься с белорусскими, т.к. обе страны находятся в одной культурно-цивилизационной парадигме, но и китайские, которые оказались также схожи с российско-белорусскими, несмотря на специфические культурно-исторические особенности Китая. В целом докладчик сделала вывод, что социологические данные говорят о более трепетном отношении верующих к своему здоровью. Но в этом выводе есть исключение – ряд нетрадиционных для нас неокультов критически относятся к медицинской помощи, отказываются от некоторых медицинских операций. Однако в связи с немногочисленностью адептов подобных культов ситуация в целом позитивная.

Профессор кафедры социологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета Дмитрий Константинович Безнюк рассказал о религиозных проекциях патриотизма. Разные исследователи понимают под патриотизмом разные явления. Для кого-то патриотизм – любовь к Родине, для кого-то ‒ лояльность государству, для кого-то – чувство, мешающее воспроизводить более значимые, по их мнению, чувства. Патриотизм во всех этих вариантах может описываться религиозным языком, т.к. последний достаточно пластичен и способен выработать набор символических описаний патриотизма. Д.К. Безнюк привёл примеры религиозных проекций патриотизма, которые взял как из Античности, так и из ХХ в. Причём, эти примеры касались не только христианства, но и, например, буддизма.

Председатель Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви протоиерей Александр Романчук поднял злободневную на данный момент тему о перспективах раскола белорусского Православия. В настоящее время Русское Православие, в которое входит и Белорусский экзархат, на всём каноническом пространстве находится перед вызовом. Эта ситуация обострилась в последние несколько лет. Причём, в Белоруссии проблема стоит острее, чем в России. Ранее на белорусских землях была распространена Брестская церковная уния, которая прекратила существование в 1839 г., но современные белорусские националистические активисты пытаются навязать униатство как национальную религию. Униатство в настоящее время политизируется. Ещё одним вызовом единству Православия является вмешательство Константинопольского патриархата в дела соседних патриархатов. Так, в 2018 г. произошёл церковный раскол на Украине, что в 2023 г. привело практически к гонениям на каноническое украинское Православие. В 2023 г. тот же Константинопольский патриархат на территории Литвы стал формировать параллельные церковные структуры для Белоруссии, приняв под свой омофор несколько белорусских раскольников. Причём, и в украинской, и в белорусской политике Фанара прослеживается не забота о духовности, а политический расчёт.

Ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Александр Дмитриевич Гронский в своём докладе проанализировал, каким образом в действующих белорусских школьных учебниках преподносится униатская проблематика. Брестская церковная уния появилась в 1596 г. Этот период представлен в белорусских учебниках 7-го и 10-го классов. Униаты были возвращены в Православие в 1839 г. Этот процесс описан в учебниках для 8-го и 11-го классов. Такое «двойное» изучение одних и тех же событий слоилось потому, что в белорусских школах история преподаётся в двух концентрах. В 10 и 11 классах школьники повторяют историю, но уже на более теоретическом уровне. Оказалось, что при описании унии в учебниках за 7 и 10 классы авторы исповедуют одну концепцию, эта же концепция прослеживается и в учениках 8 и 11 класса. Однако данная концепция не соответствует историческим реалиям, а также страдает элементарными противоречиями, которые отражены в учебных, но авторы не обращают на это внимание. Например, в учебниках, где описывается введение унии, указано, что она способствовала сохранению белорусской культуры и противодействовала окатоличиванию и полонизации. Однако униатство – это разновидность Католицизма. Получается, что Католицизм противодействовал распространению Католицизма, т.е. самого себя. Более того, в том же абзаце приведён пример того, как униатство противодействовало полонизации. Если до введения унии церковные службы шли на церковно-славянском языке, то уния принесла литургию польский язык. Попытка создать положительный образ униатства не соответствует историческим документам, которые представлены в учебнике 10 класса. Документы говорят об обратном. В описании воссоединения униатов с православными также существуют проблемы в подаче материала. Так, в качестве иллюстрации к нежеланию униатов возвращаться в православие приведён диалог между русским губернатором и местным крестьянином. Однако это диалог происходил примерно за 60 лет до объединительного Полоцкого церковного собора. Иллюстрировать этим диалогом ситуацию накануне воссоединения униатов крайне некорректно. Это примерно то же самое, что описывать отношение государства и Церкви в 2023 г., пользуясь данными 1963 г. Описание частной инициативы перевода униатов в Православие, предпринятой полоцким епископом Смарагдом (Крыжановским), подано как будто бы эта практика была повсеместной. Также учебник полностью игнорирует то, что возвращение униатов в православие исходило из самой униатской среды. Государство даже не всегда поддерживало эту инициативу. Учебники неявно конструируют представление о некой духовной угрозе для белорусов, исходящей от России, навязывая представление о том, что уния, вводя в богослужение польский язык, боролась с ополячиванием. Стремление придать униатству национальную окраску подталкивает авторов учебника к игнорированию фактов, а также к противоречивым, взаимоисключающим заявлениям.

После прочтения докладов состоялась дискуссия, в которой приняли участие как выступающие, так и присутствующие слушатели.

Фотографии предоставлены участниками мероприятия

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации