Friday, April 18, 2025

Белорусское Православие в период разделов Речи Посполитой (1772-1795). Ч.2. Учреждение православной кафедры в Слуцке

Польское правительство, столкнувшееся с требованием правильного канонического оформления Православной Церкви на своей территории, оказалось в сложном положении. С одной стороны, в этом вопросе оно находилось под нажимом могущественного Восточного соседа; с другой стороны, на него оказывали давление русофобски и антиправославно настроенные шляхетство и влиятельное католическое духовенство, отвергавшие возможность появления в пределах государства «архиерея-схизматика». В этих условиях идею допуска православного архиерея в Речь Посполитую поддержали представители могущественных магнатских семей (Потоцкие, Чарторыйские, Радзивиллы, Сапеги и др.), имевшие обширные имения на украинских и белорусских землях. По их мысли деятельность православного епископа могла поспособствовать смягчению остроты религиозных конфликтов в стране и тем предотвратить ее дальнейший распад, что позволило бы им не беспокоиться о своих владениях. К тому же униатская иерархия была заинтересована в восстановлении на территории Российской империи униатской Полоцкой епархии, упраздненной по распоряжению императрицы Екатерины II в 1780 г. из-за двуличной деятельности униатского Полоцкого архиепископа Иасона (Смогоржевского), предпринявшего попытку возглавить всю униатскую церковь, разделенную границами России, Австрии, Пруссии и Польши, и основать ее Высшее церковное управление в пределах Австрийской империи, что демонстрировало нелояльное отношение униатского духовенства России. Действуя через влиятельных лиц при королевском дворе, униаты неустанно выступали с просьбой о возобновлении функционирования этой униатской епархии, с которой после 1780 г. король Станислав Август Понятовский неоднократно обращался к российской императрице.

В таких противоречивых обстоятельствах Екатерина ІІ, учитывая духовные нужды как православного населения в Речи Посполитой, так и униатского в Российской империи, а также принимая во внимание сложившийся в правящих кругах Польши расклад сил, распорядилась в 1785 г. возобновить деятельность Полоцкой униатской кафедры. Взамен императрица потребовала учреждения в Польше православной епископии и назначения туда правящего архиерея.

Действия Екатерины ІІ привели к тому, что после долгих российско-польских переговоров польская сторона в начале 1785 г. согласилась открыть на своей территории православную кафедру с условием, что ее архиерей даст присягу на верность королю и Речи Посполитой. Возмущение шляхетской общественности и официальный совместный протест папского нунция в Польше архиепископа Фердинандо Салюццо и униатского митрополита Иасона (Смогоржевского), направленные против утверждения в Польско-Литовском государстве православной иерархии, оказались бесплодными. 

По предложению свт. Георгия (Конисского) епископом в Речь Посполитую с титулом Переяславский и Бориспольский, коадьютор (т.е. викарий) Киевской митрополии Св. Синод назначил слуцкого архимандрита Виктора (Садковского), который в июне 1785 г. был рукоположен в архиерейский сан Киевским митрополитом Самуилом (Миславским). При отправке владыки Виктора в Речь Посполитую Св. Синод снабдил его подробной инструкцией. В ней содержались конкретные предписания по руководству паствой, а также подчеркивалось, что действовать он должен в тесном сотрудничестве с российским послом в Варшаве. В сентябре 1786 г. Переяславский епископ дополнительно получил из Св. Синода рескрипт, в котором он призывался осуществлять свою архипастырскую деятельность в духе миролюбия по отношению к господствующей в Польше католической церкви.

Управление новооткрытого викариатства было учреждено в Слуцке. Здесь же согласно распоряжению, данному Св. Синоду императрицей 15 мая 1785 г., на базе уже существовавшей монастырской школы была открыта духовная семинария, на содержание которой в дальнейшем из российской казны ежегодно выделялось 2000 рублей.

Православные подданные Польши восприняли правильное каноническое оформление своей церковной жизни с воодушевлением. В декабре 1785 г. владыка Виктор вернулся в Речь Посполитую из Киева и незамедлительно приступил к организации нормального церковного управления, созданию системы духовного образования, а также подготовке к осуществлению программы строительства новых и приведению в порядок обветшалых храмов. В Слуцке трудами владыки уже в 1785 г. была открыта духовная консистория. К преподаванию в Слуцкой семинарии преосвященный Виктор с согласия митрополита Самуила пригласил двух ведущих преподавателей из Киевской духовной академии. Помимо того, в первые же месяцы своего пребывания на кафедре владыка приложил значительные усилия для укрепления дисциплины своего духовенства и исправления в его среде нравственности, находившихся в упадке из-за долгого отсутствия духовного руководства. 

Появление в Польше православного архиерея вызвало в польском обществе и католическом духовенстве латинского и униатского обрядов большую тревогу и недоброжелательство, даже несмотря на то, что строго исполняя инструкции Св. Синода, преосвященный Виктор наказывал своей пастве не только хранить православную веру, но и не входить с католиками ни в какие конфликты и оставаться верными подданными короля и Речи Посполитой. В среде католического духовенства о преосвященном Викторе распространялись нелепые слухи. Униаты окружили его своими шпионами, старались собирать о нем любую информацию. Стремясь воспрепятствовать деятельности ненавистного им «епископа-схизматика», латиняне и униаты постарались с помощью разного рода интриг помешать принесению Садковским присяги на верность королю, что поставило бы его вне закона. Их усилия были сорваны императрицей Екатериной II и представителями российской дипломатии. Интриги лишь отсрочили выдачу владыке Виктору королем привилея на управление Переяславской кафедрой. Не имела успеха и попытка католического лобби при варшавском дворе внести в текст присяги Садковского такие изменения, которые были бы унизительны для православного архиерея. 7 мая 1787 г. в Тульчине король Станислав Август выдал епископу Виктору привилей на руководство кафедрой и принял от него присягу на верность Речи Посполитой. Текст присяги был составлен блестящим российским дипломатом графом А.А. Безбородко и одобрен Киевским митрополитом Самуилом и самим преосвященным Виктором.

Поскольку епископ Виктор находился в подчинении Св. Синода Русской Православной Церкви его положение в Речи Посполитой было шатким. Массовый переход униатов в Православие на территории России в первой половине 1780-х гг., проправославные настроения среди значительной части униатов, остававшихся в Речи Посполитой, а также циркулирующие среди шляхты упорные слухи о готовящемся вооруженном выступлении крестьян усилили в правящих кругах Польско-Литовского государства крайнюю подозрительность и враждебность ко всему русскому, в том числе и к Православной Церкви. Было сфабриковано не имевшее под собой основания дело о «русских бунтовщиках». Сейм, начавший свою работу в 1788 г., разорвал дипломатические отношения с Россией и сформировал военную комиссию для предотвращения предполагаемого бунта, предводителем которого заранее был объявлен епископ Виктор (Садковский). Окружавшие преосвященного Виктора многочисленные шпионы, в основном являвшиеся членами униатского базилианского монашеского ордена, докладывали своим высокопоставленным хозяевам о постоянной переписке преосвященного Виктора со Св. Синодом. Ими было также обращено внимание на то, что он на Литургии поминает российскую императрицу и совершает торжественные богослужения в дни государственных праздников Российской империи, а также служит благодарственные службы за победы русской армии в войне с Турцией. Архипастырская поездка по приходам, предпринятая владыкой Виктором в 1788 г., была расценена этими шпионами как подготовка бунта.

Атмосфера подозрительности и ненависти, сложившаяся вокруг преосвященного Виктора, послужила почвой для того, чтобы вопрос об его деятельности был внесен в повестку работы т.н. «четырехлетнего сейма» (1788–1792 гг.). 21 апреля 1789 г. сеймовый маршал Казимир Сапега огласил Сейму донесения, в которых говорилось, что епископ Виктор (Садковский) и подчиненные ему священники подстрекают крестьян к бунту и тайно берут у них присягу на верность России. Возмущённый Сейм постановил арестовать владыку, а также нескольких членов его консистории и доставить в Варшаву для расследования их антигосударственной деятельности.

Следствие, инициированное Сеймом, развернуло масштабную акцию по сбору материалов по делу, но не выявило доказательств вины Садковского и его сотрудников. Тем не менее, 29 марта 1790 г. православному архиерею было выдвинуто обвинение в предательстве интересов страны, и он оставался в заключении в Ченстоховском монастыре до 1792 г. Одновременно с арестом Переяславского владыки была закрыта консистория в Слуцке и прекратила свою деятельность Слуцкая духовная семинария, воспитанники которой были вынуждены разъехаться по домам.

Продолжение следует…

Александр РОМАНЧУК
Александр РОМАНЧУК
Александр Романчук - заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, кандидат богословия, председатель Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви, заместитель заведующего Центра Евразийских исследований Минского филиала Российского государственного социального университета. Протоиерей.

последние публикации