Saturday, October 5, 2024

Алойзие Степинац: кровавый архиепископ этнически чистой Хорватии

В 1942 г. Степинац становится депутатом Хорватского парламента (сабора), где в честь Павелича произносит приветственную речь, тем самым предоставляя полную легитимность нацистскому НГХ[1]. Ватикан по-прежнему указывает путь: Светой Престол назначил Алойзия Степинца «военным викарием sine titulo» хорватской нацисткой армии, о чем его лично оповестил папский легат в НГХ Рамиро Марконе. Папа внимательно следил за политическими событиями в НГХ через своего посланника Марконе и его секретаря Масуччи – оба бенедиктинца прибыли в Загреб 3 августа 1941 г., их тепло принял Степинац.

В НГХ преступления против сербов были завершены самыми садистскими, чудовищными методами, включая пытки и убийства – отрезание частей тела и голов, вырывание глаз, поджаривание живых людей на вертеле, забивание гвоздей в голову, в том числе детям, известкование живых людей и т.д.[2] Приходским священником в лагере смерти Ясеновац (точнее, Ясеновац был системой лагерей смерти, объединенной общим названием) в звании капитана усташей был Йосип Паршич, который поддерживал НГХ, но был против зверств усташей. Перед Земельной (Республиканской) комиссией по установлению военных преступлений оккупантов и их помощников в Загребе Паршич в июне 1945 г., среди прочего, заявил следующее: «…ко мне приходил усташ Мариан Гела, который часто сообщал мне о событиях в лагере, например, как убивали заключенных в лагере, сначала в основном с помощью пулемета, но затем заключенных стали убивать тупыми предметами. Однажды в больнице в Ясеновце мне рассказал капитан усташей Марин Юрчев, который позже был повешен усташами в лагере в присутствии заключенных доктора Шпицера и доктора Кляйна, что до 1943 года в лагере погибло около 500 тысяч человек, т. е. в лагере Крапье и в лагере Ясеновац». Самое важное свидетельство Паршича таково: «я неоднократно, когда приезжал в Загреб, информировал о событиях в лагере Ясеновац директора архиепископской канцелярии доктора Борича. Он ответил мне, что представители католической церкви протестовали против преступлений, но их протесты не увенчались успехом. Он также сказал следующее: “Ватикан через Католическую акцию из Загреба обращался к Управлению церковным приходом Ясеновца, чтобы спросить имена некоторых задержанных, в основном евреев… список я передал Католической акции“». Это означает, что о преступлениях усташей в Ясеновце знали и Загребский капитул, и Ватикан[3].

Командир немецкой службы безопасности в оккупированном Белграде, которая напрямую подчинялась Гестапо, Вильгельм Фюс (с апреля 1941 до января 1942 гг.) и  Эмануэль Шеффер (с января того же года) составили особое досье о преступлениях усташей против сербов и евреев, совершенных в 1941 и 1942 годах в лагерях в Ясеновац и Нова Градишка, а также в других районах НГХ. Часть этого досье в настоящее время хранится в архиве Воеводины, в котором с немецкой точностью, с немецкими печатями, на 300 страницах описываются детали зверств, подкрепленные 63 подлинными и аккуратно пронумерованными фотографиями. Помимо подробных свидетельских показаний о преступлениях досье содержит записки людей, которые обращались к высшим структурам Германии или Комиссариату по делам беженцев, чтобы защитить их от зверских оргий усташей, а прилагаемые фотографии были сделаны во время совершения преступления. Насколько жестоки и непостижимы жестокости усташей для нормального человека, свидетельствует следующая деталь: переводчик архива Воеводины, прочитав несколько страниц, сказала, что у нее «просто нет сил переводить это». Свидетельства просто ужасающи: «тысячи трупов плавали по Саве, Драве и Дунаю с надписями “направление Белград, путешествие к королю Петру“», «в лодке на Саве были найдены детские головы и одна с надписью ”мясо для рынка в Белграде“». Есть фотографии жертв, сваленных в кучи, рядом с которыми преступники сфотографировались «на память»[4]. Среди данных документов содержится и одно письмо, которое анонимный «честный католик и хорват» написал кардиналу Алойзию Степинацу, рассказав ему о чудовищных подробностях зверств, совершенных в отношении сербов на территории Независимого Государства Хорватия хорватскими усташами и членами католического духовенства. В письме указывается, что Степинац, по крайней мере, с февраля 1942 года знал, что происходит на территории НГХ и, в частности, в лагере смерти Ясеновац.

Начав со слов, что он адресовал письмо «как мужчина мужчине, как христианин христианину», анонимный автор (который, как считается, может быть член королевского правительства в изгнании Првислав Грисогоно) говорит, что «сербы подвергались жестокому обращению и убийствам самым ужасным образом в течение 10 месяцев», и что «стыд, негодование и гнев застыли на лице каждого честного хорвата». «Убийства сербов начались в первый период основания убогого независимого государства Хорватия (Госпич, Глина, Гудова, Босанска Краина и т. д.), которое продолжается без перерыва и сегодня», – говорится в записке Степинцу. Приводятся способы пыток, и эти «зверства ужаснули даже немецких и итальянских военных». Автор заканчивает обвинением римско-католической церкви: «вот почему на католическую церковь падает величайшая ответственность, как за божье, так и за человеческое наказание. Кара настигнет хорватский народ, если мы не покаемся в грехах. Я сообщаю вам об этом, чтобы спасти свою душу. Однако я оставляю вам свободу найти путь к спасению вашей души! Один из многих, кто сначала мужчина и католик, а затем честный хорват. Земун, 8. февраль 1942 года»[5].  

Конца войны Степинац мирно дождался в Загребе, обеспечив предварительно сокрытие архивов усташей и разграбленных на территории НГХ у сербов и евреев ценностей в католических монастырях. Загребский капитул, то есть архиепископский двор, был одним из мест, где от новой коммунистической власти скрывались «крестоносцы»-усташи, чиновники НГХ, францисканские усташи и иные пособники. Во францисканском монастыре Капитула, под алтарем, монахи запрятали золото и иные ценности. Новые органы власти провели в монастыре обыск, в ходе которого было  обнаружено 36 сундуков с золотом и другими ценностями, находящихся на 20 см ниже цементных плит, которые, после организации тайника, были францисканцами заново оштукатурены. В сундуках, помимо ценностей, как показывают фотографии и документы, оказались человеческие кости, табакерки, золотые часы, обручальные кольца, медальоны с детскими фотографиями, золотые зубы – все найденное принадлежало сербским, еврейским и другим жертвам НГХ, убитым в лагерях[6].

Капитул также стал информационным центром, в который стекалась информация об усташах, остающихся в Хорватии и Боснии и Герцеговине, а также распределительным центром помощи и координации усташско-крестоносных групп, которым поставлялись продукты питания и лекарства. Лидером крестоносцев был Эрих Лисак (ближайшим соратник Павелича, директор Главного управления общественного порядка и безопасности, одно из наиболее ответственных лиц за террор, убийства и депортации в НГХ), а за границей – глава Анте Павелич, а также офицеры Векослав Макс Любурич (первый управляющий Ясеновца), Яков Джал, Йосип Томленович и Крешо Жупан. «Крестоносцы» развернули настоящую диверсионно-подрывную войну, в которой  в период с 1946 по 1948 гг. убили более 2000 военнослужащих, полицейских и агентов госбезопасности (УДБ)[7].

Генеральный прокурор Народной Республики Хорватия Яков Блажевич в 1945 году в Верховном суде Хорватии против архиепископа выдвинул обвинение в преступлении по поддержке и организации террористов-усташей. Обвинительное заключение показывает, что поглавник НГХ и архиепископ Алойзие Степинац выступили единым политическим фронтом, исходя из тезиса, что НГХ с римским католицизмом образуют единое целое, что объединило хорватский нацизм и римско-католический фундаментализм, приведший к геноциду сербов, евреев и цыган, а также что «он подстрекал многих других враждебно настроенных к народу священников, чтобы возглавить разоружение югославской армии, захват и организацию усташской власти, организацию усташских комиссий, лагерей, лагерей, штабов и т.д., как президент епископских конференций управляя организациями католической акции, имея высший контроль над всей католической прессой, он активизировал все эти организации, а также всю католическую прессу, чтобы помочь оккупации, Павеличу и так называемому НГХ.

Эта пресса полностью усташская, фашистская, замаскированная церковными и религиозными покровами, распространяла клевету и ложь против народно-освободительного движения, разжигала религиозную, национальную и расовую ненависть в пользу оккупации и против народно-освободительной борьбы. Все организации католической акции следовали призывам Степинаца, особенно организации «Великого Крестового братства», «Великого Крестового сестринства» и «Домагой» сотрудничали с усташами и стали столпом и средоточием усташей, члены этих организаций участвовали в разоружении югославской армии, в установлении усташской власти, многие из них стали функционерами усташских лагерей и штабов.

Из их рядов была набрана масса офицеров для армии Павелича, большая часть членов организаций крестоносцев добровольно пошла в воинские части усташей и ополчения, а сам президент «Великого Братства крестоносцев» д-р Феликс Нидзельски становится усташским «вице-префектом» и «командиром усташской молодежи», эти организации предоставили интеллектуальные кадры для усташского террористического аппарата.

…Кроме того, во всех возможных формах во время войны и вражеской оккупации он выражал свою солидарность с немецкими и итальянскими оккупантами участвуя в многочисленных официальных мероприятиях, торжествах, организованных в Загребе представителями немецких и итальянских оккупационных властей…

Под руководством комитета, который он возглавлял, совершалось принудительное приведение сербов к католической вере…

В начале 1942 года назначенный Ватиканом получивший должность военного викария усташей и ополченцев Павелича и назначивший своими заместителями известных священников усташей Стипе Вучетича и Вилима Цецелю, стал официально высшим военным священником армии Павелича, которому подчинялись все военные священники, которые в составе усташских и ополченческих формирований подстрекали к совершению преступлений, и сами совершали преступления против народа и проводили пропаганду усташей…

Обвиняемый доктор Алойзие Степинац, осужден… на срок лишения свободы с принудительным трудом на 16 (шестнадцать) лет, с утратой политических и гражданских прав на 5 (пять) лет…»[8].

К этому следует добавить, что Чистая католическая акция, развернутая Степинцем в 1935 г., стала духовной и организационной основой геноцида НГХ. При этом в отличие от НГХ, нацисты в Германии не составили подобного единства с РКЦ в совершении массовых злодеяний.

Пять лет Степинац провел в заключении в Лепоглаве. Условия заключения были приближены к отелю: ему было выделено специальное помещение для молитвы, в качестве помощника выделен священник РКЦ (также осужденный усташ).

После конфликта с руководством Коминформа, чтобы улучшить отношения со странами гражданской демократии, руководством коммунистической Югославии было принято решение направить Степинаца в его родную деревню Крашич, где ему даже разрешили регулярно ходить в деревенскую церковь, но без участия в мессе. Чтобы показать свою силу, Ватикан в самый крупный праздник новой Югославии, День Республики (29 ноября) 1952 г. провозгласил Степинаца кардиналом, несмотря на доказанный факт, что он является военным преступником. Это привело к немедленному разрыву дипломатических отношений между Югославией и Ватиканом, которые будут восстановлены только в 1970 г.[9]

Умер Степинац в 1960 г. от лейкемии, власть Йосипа Броз Тито позволила захоронить его в Загребском кафедральном соборе.

В октябре 1981 г. начался процесс беатификации кардинала Алойзия Степинаца. По просьбе лидеров РКЦ в Хорватии в рамках подготовки к беатификации Лойзека парламент 30 апреля 1992 г. принял решение о том, что судебный процесс над Алойзием Степинцем квалифицируется как «срежессированный политический процесс», приговор которого отменяется полностью.

5 мая 1998 г. Конгресс кардиналов и епископов РКЦ единогласно принял решение о «мученичестве» Алойзия Степинца, провозгласив его «блаженным» – необходимая ступени перед возведением в ранг святого[10].

Алойзие Степинац уже провозглашен святым в Хорватии, его чествуют как такового, ему посвящают мессы. Лицемерие Ватикана выразилось в формировании некоей Смешанной комиссии Епископской конференции хорватской и Сербской Православной Церкви, которая должна была рассмотреть документы и составить «истинный образ» Степинца. Комиссия так и не пришла к внятному выводу, который может быть единственно верным – Алойзие Степинац является преступником, виновным в подготовке и осуществлении преступления геноцида против сербского, еврейского и цыганского народов.

Добавим, что в НГХ были подверглись жестоким пыткам а затем убиты практически все православные священники (лишь немногим удалось спастись), включая епископов Сербской Православной Церкви митрополита дабробосанского Св. Петра Зимонича епископа Баня-Луки Св. Платона, Св. Савву Трладжича и других святых и мучеников Ясеновца. Но не только в Ясеновце – хорватские лагеря смерти были на о.Паг, Велебите, Ядовно, а также еще в 1100 местах, подавляющее большинство которых не были исследованы должным образом до сих пор. Степинац был верховным военным викарием усташской нацистской армии, включая руководство и палачей системы лагерей смерти НГХ.

За совершенное преступление своей паствы и духовенства римско-католическая церковь не раскаялась никогда. Папа никогда не каялся за геноцид сербов, евреев и цыган в НГХ. Он никогда не извинялся за Ясеновац.

Таким образом, Алойзие Степинац в конкретно-историческом и ситуативном контексте – проект НГХ – был ключевым фактором. Он в массовом сознании «освятил» мифо-символический комплекс, оправдывающий зоологическую ненависть, расизм и любое насилие в отношении православных и неправославных сербов, евреев и цыган. Но и Степинац – не первопроходец, как не «пионеры геноцида» Анте Старчевич или Езуа-Йосип Франк. Все они – лишь инструменты, или, в определенной степени, заложники римско-католической доктрины о цивилизационном превосходстве католиков над православными, особой цивилизаторской миссии католиков, и в целом биологического историко-эволюционного примордиализма, отказывающего сербам и православным в праве на национальное и физическое существование. В соответствии с римско-католической доктриной, вписанной хорватскими идеологами в «легенды и ландшафт» балканских реалий, «высшая хорватская католическая раса» имеет право «поглотить и уничтожить несостоятельную византийскую расу», выполняя свою цивилизаторскую миссию.

НГХ стало «венцом», но одновременно лишь технологией мобилизации хорватских масс, усташей, на беспрецедентное насилие и геноцид на основе римско-католических стереотипов, формирующих «новую реальность» этнически чистой Хорватии.

Связанные статьи:

Истоки хорватской клерофашистской идеологии: Анте Старчевич и Партия права

Хорватский клерикализм: закладка бомбы замедленного действия. Ч.1.

Хорватский клерикализм: закладка бомбы замедленного действия. Ч.2.

Хорватский клерикализм: югославянское объединение как нулевая фаза подготовки к геноциду сербов. Ч.1.

Хорватский клерикализм: югославянское объединение как нулевая фаза подготовки к геноциду сербов. Ч.2.

Хорватская национальная мобилизация и уничтожение Республики Сербской Крайны. Ч.1. Геноцид начинается с фальсификаций истории

Хорватская национальная мобилизация и уничтожение Республики Сербской Крайны. Ч.2. Суть «хорватского исторического государственного права» и почему мешали сербы Военной границы

Хорватская национальная мобилизация и уничтожение Республики Сербской Крайны. Ч.3. Югославянское государство: «исторический круговорот» от югославянства к усташам и неонацистам

Католическая акция и Партия права: роль в хорватском этногенезе и подготовке геноцида в Независимом Государстве Хорватия. Ч.1.

Католическая акция и Партия права: роль в хорватском этногенезе и подготовке геноцида в Независимом Государстве Хорватия. Ч.2.

Католическая акция и Партия права: роль в хорватском этногенезе и подготовке геноцида в Независимом Государстве Хорватия. Ч.3.

Хорватский клеронацизм: усташи и Влатко Мачек. Ч.1.

Хорватский клеронацизм: усташи и Влатко Мачек. Ч.2.

Хорватский клеронацизм: усташи и Влатко Мачек. Ч.3.

Архиепископ геноцида Алойзие Степинац: ложный сербский доброволец

Алойзие Степинац: через Католическую акцию к геноциду


[1] Гојковић Ранко Алојзије Степинац – ратни злочинац или српски добровољац // Слободна Херцеговина. 22.04.2020. https://slobodnahercegovina.com/ranko-gojkovic-alojzije-stepinac-ratni-zlocinac-ili-srpski-dobrovoljac/

[2] Пејин Јован Ово је истина о Алојзију Степинцу // Intermagazin. 29.01.2028. https://www.intermagazin.rs/ovo-je-istina-o-anti-pavelicu/?lang=cir
[3] Јовановић Наташа Алојзије Степинац – човек од највећег поверења НДХ // Видовдан. 25.08.2017. https://vidovdan.org/istorija/alojzije-stepinac-covek-od-najveceg-poverenja-ndh/

[4] Докази у архиву Војводине: Кардинал Алојзије Степинац знао да су усташе у Јасеновцу живу дјецу бацали у ватру и креч// Слободна Херцеговина. 3.02.2019. https://slobodnahercegovina.com/dokazi-u-arhivu-vojvodine-kardinal-alojzije-stepinac-znao-da-su-ustase-u-jasenovcu-zivu-djecu-bacali-u-vatru-i-krec/

[5] Пронађен доказ да је Степинац знао за усташка зверства у НДХ // Слободна Херцеговина. 31.08.2019.Пронађен доказ да је Степинац знао за усташка зверства у НДХ

[6] Јовановић Наташа Алојзије Степинац – човек од највећег поверења НДХ // Видовдан. 25.08.2017. https://vidovdan.org/istorija/alojzije-stepinac-covek-od-najveceg-poverenja-ndh/
[7] Garašanin Miomir Borbena crkva i križari // Политика. 30.10.2023. https://www.politika.rs/sr/clanak/580985/Borbena-crkva-i-krizari

[8] Alojzije Stepinac osuđen zbog suradnje s ustaškim režimom // Vjernikov Kalendar. https://www.antifasisticki-vjesnik.org/hr/kalendar/10/11/107/

[9] Фролов Владимир “Lojzek Markotrški” – или о лажима хрватским. Део 1. // Српски став. 29.08.2015. https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/lojzek-markotrski-ili-o-lazima-hrvatskim-deo-1/

[10] Фролов Владимир “Lojzek Markotrški” – или о лажима хрватским. Део 1. // Српски став. 29.08.2015. https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/lojzek-markotrski-ili-o-lazima-hrvatskim-deo-1/

последние публикации