Орловский союз продолжил деятельность в «Братстве крестоносцев» («Велико крижарско братство», крижары). После роспуска Хорватского орловского союза по предложению духовника Ивана Мерца, иезуита о. Йосипа Врбанека (1882-1945) по образцу французских «крестоносцев» в 1930 г. была создана новая организация, к которой присоединяются практически все бывшие «орлы». Это удалось в результате юридических ухищрений: Иво Протулипац и другие лидеры Орла (Иван Мерц тем временем скончался) преобразовали организационную инфраструктуру хорватского Орла в религиозную организацию, которая подчинялась ордену иезуитов, что позволило избежать ограничений нового закона. Получившие новое название «орлы» возобновили свою деятельность. Единственным важным отличием было то, что недавно воссозданная организация в общем с легкостью отказалась от вспомогательных гимнастики и физического воспитания, что подтверждает лишь использование их в качестве «приманки» молодежи в католические организации, все больше сосредотачиваясь на основной цели – «религиозная, нравственная, образовательная или социальная подготовка» орлов, на «апостолате мирян» Католической акции. Примечательно, что Сеньорат, сосредоточившись на Хорватской народной партии, не участвовал в Католической акции, в то время как Домагой официально был ее частью.
Уже в конце января 1930 г. из различных мест последовали донесения военных комиссаров о новой организации. В частности, 29 января комиссар Душан Ст. Симич относительно правил крижаров сообщал, что на них «стоит подпись Загребского архиепископа Антуна Бауэра, однако нет ни печати, ни заверения подписи епископа компетентными государственными органами… Эта организация основана на чисто религиозной основе, члены вербуются исключительно среди бывших Орлов, очевидно, что Крижарам поставлена задача заменить Орлов. Правила рассылаются исключительно священникам, которые проявляли благосклонность к Орлам. Эта организация, совсем ясно, направлена против Сокола Югославии. Это тайная организация, ее работа не разрешена по закону…». Статья 1 Устава крижаров гласила, что «Крижары – римокатолическая церковная организация», статья 2 определяла цели работы – «соединение с Христом и Евхаристией ради победы Креста Христова, в области просвещения, образования и жизни», для «возрождения и спасения человеческого общества и спасения в Кресте Христовом», статья 15 говорила, что «крижаров как церковную организацию могут контролировать и распустить только церковные власти»[1].
Организация хорватских крижаров продолжила деятельность хорватского «орловства», опуская только физические упражнения и название, сохраняя при этом членство, идеологию, цели, направление и программу работы в соответствии с заветами Ивана Мерца. «Братство крестоносцев» было включено в работу Католической акции в 1934 г. Председатель крижаров Иван Протулипац одновременно стал председателем Католической акции Загребской епархии.
В ближайшие пару лет крижары «отметились» проведением секретных заседаний в церквах, с некими «телесными упражнениями», причем двери церкви закрывались на ключ – несмотря на то, что церковь – это публичное место. Организовывали массовые процессии с молитвами, но, что самое примечательно – наблюдатели отмечали, что в идеологическом плане крижары «мало чем отличаются от франковцев». «Общим местом» стало переманивание римско-католическими священниками молодежи из «Сокола» в крижары, «заодно стараясь как только могут нашкодить Сокольству», «это делают… преподаватели веронауки, полностью игнорируя закон о народных школах… Вообще римско-католические власти игнорируют этот закон». Бан Савской бановины вынужден был актом №498 от 30.09.1932 г. обратить внимание Архиепископского духовного управления в Загребе на подобные явления с указанием «прекратить указанную деятельность преподавателей веронауки». Тем не менее «Римско-католическая церковь обосновывала свое право на создание крижаров тем, что церковь равна государству, и для достижения своих целей церковь может использовать все подходящие для этого средства согласно ее догматике и вероучению. Организация ее членов в подобные общества рассматривается как такое средство, а правом государства является сопровождение деятельности подобных организаций». Но церковь не брала на себя ответственность за то, что «католические священники отговаривают народ от вступления в Соколы, и им это удается, поскольку членство Сокола практически не растет», в качестве самых ревностных антисокольских проповедников указывались «приходские священники Стукжец из Св.Юрая, срез Лютомер, Шкуль Карол из Донье Васи, срез Кочевье», при этом весьма примечательным был тот факт, что «приходской священник Крка Яков Дминич у крчского окружного руководства запрашивал данные о резервистах, что вызвало большие подозрения, поскольку подобная информация выходит за границы компетенций церковных властей»[2].
В инструкциях, которые «Великое крижарское братство» издало под заголовком «День католической омладины» для внутренней информации указывалось, что у крижаров существует две части работы: первая – церковная. За нее ответственность несет духовный старейшина, т.е. священник. Вторая – внецерковная, за которую отвечает местное руководство крижарской ячейки, над руководством местной ячейки стоит светский Загребский крижарский центр, он церковной властью не контролируется. Крижары осуществляют следующие активности: совещания, съезды, слеты, публичные лекции, выставки и т.п. Дух, царивший в крижарских организациях, выражен в лозунге, прозвучавшем на съезде на о.Крка 12 июля 1930 г.: «Наши сердца бьются братски слаженно, спасения от беды и рабства ждет церковь и Хорватия!». Следовательно, целью крижаров являлось не внутреннее духовное развитие, а чисто политические намерения, которые формулировались в Загребе сепаратистами. Власти Югославии считали, что церковное сообщество подобной деятельностью превышает круг своих полномочий. В частности, власти Савской бановины регулярно направляли обращения к Загребскому архиепископу А.Бауэру о нарушениях со стороны епископов с просьбой согласовать деятельность общества крижаров с церковными канонами и прекратить ненужные конфликты по этому поводу между церковью и властью, подтверждая, что деятельность общества в разрешенных законом границах может развиваться (это значит и далее проводить встречи, съезды, выезды на места, лекции, выставки и т.д.), в противном случае оно будет закрыто.
Тем временем удельный вес крижаров в католической деятельности увеличивался экспонентно. Католические издания свидетельствовали, что «крижары сегодня составляют наибольшую часть организованной католической деятельности… Мы уже десять лет занимаемся систематической организацией молодежи. Когда того потребовали обстоятельства, мы должны были заново сформировать молодежную организацию, и мы все силы направили на тип работы крижарских организаций. При работе с молодежью главным является не столько средства или форма организации, сколько основание такого типа организации, которая сохраняет души.., в противном случае мы видели, сколько попыток создания молодежных организаций потерпели крах. Жизнь показала, что крижарский тип организации является самым успешным. Сегодня крижары представляют собой мощное движение нашей католической молодежи. В этот момент у нас только мужских крижарских организаций, которые все являются активными… мы придем к прекрасному числу 283 крижарских организации. Приблизительно в этих организациях свыше 15 000 членов. В нашей Крижарской организации всего за пять лет существования проведено по крайней мере 9000 просветительских собраний и 5000 церковных собраний. Организации все с хорошей дисциплиной, проводят в школах около 200 курсов, в том числе закрытые духовные упражнения и т.д. Издаются служебные книги, детские книжки, игровые релизы и т.д. Все делается для того, чтобы выстроить внутреннюю работу этого амбициозного молодежного проекта, способного выдержать все невзгоды»[3].
Газета «Nedeljа» №38 от 16 сентября 1934 г. сообщала об успехах крижарской омладины, в частности, указывалось, что «успехи воистину прекрасны… В ходе духовного прогресса членства проведено много духовных занятий и курсов… Введена практика, чтобы по крайней мере в центре округов проводились закрытые духовные упражнения, а после них – особый курс… Число членов неуклонно увеличивается. Много внимания уделяется, чтобы в организацию не вошли те, кто к ней не принадлежит. Организация придерживается принципа, что только строгая религиозная работа может объединить наших членов… Объединяются все самые лучшие, понимающие мирную и тихую работу… И несмотря на все предосторожности число членов растет значительно… Ради внутреннего формирования членства посредством духовных практик проводятся церковные собрания и совместные св. Причастия… Проведено 2376 церковных собраний, число совместных причастий настолько велико, что ни приблизительно невозможно сказать их количество. Можно сказать, что религиозная и духовная жизнь членства сильно эволюционировала… Религиозно-просветительская работа также прогрессирует. Молодежь с радостью узнает, что в жизни нужно уметь защищать свою веру и свидетельствовать ее. Религиозно-просветительских встреч с последнего съезда было проведено около 6200 и примерно 6000 лекций… Воспитанию членства много способствует наша пресса. В первую очередь «Križarska straža» «Vrtić», «Nedelja», «Katolički tjednik», шибеникский «Katolik», который готовит великий друг крижарской молодежи Йозо Феличинович… Издаются книги, формирующие душевное настроения, которые должны охватить нашу молодежь… Главе Св. Церкви оказывается общественное уважение… Крижары везде участвовали в религиозных манифестациях, но особенно на евхаристических конгрессах. В этом году особенно много участников съехалось на евхаристический конгресс в Вировитици, Врбнике, Врбовской и т.д. Было проведено много величественных мероприятий в честь самой крижарской молодежи. Так, например, в Крап. Топлицах, Крапине, Питомаче… Во всем видна несгибаемая воля нашей молодежи – с радостью принести жертву за Королевство Иисуса на земле. Все трудности, которых было очень много, преодолены. Наши высокопреосв. епископы являются нашими сердечными церковными вождями. С любовью и высокопреосв. Архиепископ Бауэр сам давал инструкции, защищал и помогал крижарской работе». Особо приветствовался «новый циркуляр высокопреосв. епископа-коадьютера др А.Степинца, который решительно желает продолжения работы крижаров». В целом через пять лет после основания крижаров «Nedeljа» констатировала, что «система работы крижарских организаций охватила кашу католическую молодежь, а крижарство расширяется по всем краям. К крижарам сегодня присоединяются все организации католической молодежи. В крижарах нашли себя все активисты католической молодежи безотносительно прошлой принадлежности к другим группам и течениям», было решено, что «в жизнь будет реализовано именно крижарство. Наша католическая молодежь просила, чтобы ей была дана форма организации, которая своей силой объединит души и поведет ее к цели. Теоретики католической мысли определили форму организации и призвали народ. Но теория осталась теорией, прекрасные принципы оставались мертвым словом, в них не было жизни. В правилах должна быть душа, душа тех, для кого они созданы. А эти души – часто загадка для кабинетных вождей и идеологов. У каждого народа есть форма организации, подходящая именно ему и отвечающая его потребностям. И это нужно знать и изучать… Крижары поняли молодежь. Крижарство освоило молодежь. Организация неодолимой силой расширилась по всем краям, многие обычные священники выступили с рекомендациями молодежи, которая вступила в крижарские ряды, включая тех, кто время от времени ходил в церковь, и то болтая во время св. мессы. Теперь же крижарские общества привели их к алтарю, где они чинно стоят и слушают мессу. В приходах, где еще вчера не было никого из детей на св. причастии вообще, теперь, будучи крижарами, этим детям трудно и месяц выдержать без св. причастия… Сама система крижарских организаций действует таким образом, что связывает молодежь идеями…», «наши епископы особую поддержку выражают именно крижарской молодежи… В нашей работе есть место для всех хорватов-католиков, мужчин, женщин, прессы, благотворительности. Пробужденные католические силы сами по себе создали дивную гармонию, согласие и единство. Крижары призывают всю молодежь и всех католиков: защитим то, что приобретено, будем строить новую работу, принесем новые жертвы, молодежь пойдет вперед!»[4].
В 1936 г. организация кржаров насчитывала более 20 000 членов, а в 1939 г. их число увеличилось до более чем 43 000 только в Хорватии, Славонии, Боснии и Воеводине[5]. Донесения из Загреба в 1940 г. свидетельствовали о том, что «Крижары очень активны… Сейчас все организации Крижаров, которые до этого носили исключительно религиозный характер, начали и политическую борьбу, и с ними у Мачека и ХКП будет много головной боли, поскольку они наглые, дерзкие и очень опасные“[6].
Как подчеркивает исследователь Сандра Прленда, «крижарам удалось организовать настоящее образовательное контрпространство, где поколения молодых хорватских католиков развивали национальный, социальный и государственный проект, который служил альтернативой югославскому. Благодаря секциям ассоциации великохорватский националистический дискурс сумел распространиться в широких слоях общества, что способствовало отчуждению молодых поколений хорватов от югославского проекта»[7].
Таким образом, в условиях сложной политической и социальной ситуации в КСХС (с 1929 г. – Королевство Югославия) хорватская национально-религиозная идентичность Римско-католической церковью была использована как мощный фактор мобилизации, особенно среди молодежи. В конце 1920-х гг. усиливается противостояние между хорватской национальной идентичностью и пропагандируемой Белградом идеологией «унитарного югославянства», идеологический дуализм вылился в ожесточенную борьбу между выразителем югославского унитаризма – организаций «Сокол» и символом хорватского национального и религиозного духа – «Орел». Столкновение между «Соколами» (с их либеральными, югославистскими идеалами) и «Орлами» (с их бескомпромиссным католическим и хорватским национализмом) являет собой пример «культурно-цивилизационной войны», ставкой в которой была экзистенциальная судьба югославянского государства. Римско-католическая церковь поддерживала радикализацию хорватской национально-политической мысли, придавая хорватскому вопросу выраженное религиозное измерение, что определило агрессивную специфику развития хорватских католических организаций. Организации, такие как «Орел» и крижары, используя символы, ритуалы, культуру и идеологию для создания чувства беззаветной принадлежности к хорватской нации, т.е. католические молодежные организации фактически трансформировались в своего рода подпольные «академии сопротивления», став платформой для распространения радикальных политических идей и кузницей преданных активистов. В то время как лидеры «Орла» демонстрировали мастерство в подпольной деятельности, умело адаптируясь к меняющимся политическим условиям, крижары формировали «контрпространства», «заповедники несогласия», где развивалась бескомпромиссно националистическая идеология, противопоставленная официальной югославской идеологии, что способствовало формированию у хорватской молодежи враждебного отношения к государству в целом, Белграду и сербам в частности. Это свидетельствует о высоком уровне политизации церкви и стремлении ее различных фракций (орденов иезуитов и францисканцев) использовать молодежные организации в политических целях.
[1] Архив Југославије. Фонд 63 “Министарство Правде – Верско оделење“. Фасцикла 6.
[2] Архив Југославије. Фонд 63 “Министарство Правде – Верско оделење“. Фасцикла 11.
[3] Архив Југославије. Фонд 38 “Централни пресбиро председништва министарског савета (ЦПБ) 1929-1941“. Фасцикла 614.
[4] Архив Југославије. Фонд 38 “Централни пресбиро председништва министарског савета (ЦПБ) 1929-1941“. Фасцикла 16.
[5] Giomi, Fabio Making Gymnastics Catholic: The Life, Death, and Resurrection of the Croatian Orao in Interwar Yugoslavia [Электронный ресурс] // HAL CCSD. 2023. URL: https://hal.science/hal-04210132v1
[6] Архив Југославије. Фонд 38 “Централни пресбиро председништва министарског савета (ЦПБ) 1929-1941“. Фасцикла 16.
[7] Giomi, Fabio Making Gymnastics Catholic: The Life, Death, and Resurrection of the Croatian Orao in Interwar Yugoslavia [Электронный ресурс] // HAL CCSD. 2023. URL: https://hal.science/hal-04210132v1