Интересным примером социального института, который был перенесен из чешской среды в общеславянскую, является движение Сокол. Сочетание спортивной деятельности с национальным воздействием на широкие слои населения, пропагандируемое этим движением, можно назвать тогдашним центральноевропейским явлением. В духе панславянской солидарности пропагандистам сокольства удалось в последней трети XIX века инициировать создание идеологически аналогично ориентированных объединений в ряде других славянских народов, в том числе и в русской среде.
Чешское гимнастическое объединение Сокол, которое в истории чешской, как, впрочем, и всей славянской физкультуры являлось одной из крупнейших и наиболее популярных спортивных организаций, было основано в 1862 году. Деятельность его членов была направлена на физическое воспитание как отдельных лиц, так и всего народа в форме регулярных коллективных занятий. В своей первоначальной форме сокольская гимнастика рассматривалась как «серьезная работа по улучшению человека», которая должна была принять форму физического, нравственного и образовательного «облагораживания». Однако в это совершенствование не был заложен своекорыстный смысл, поскольку основной сокольский принцип гласил: «Совершенствуя себя, мы совершенствуем нацию» (Pelikán 1920: 18). Таким образом, человеку внушали мысль о том, что, заботясь о себе, он вносит вклад в развитие своей национальной общины.
В связи с этим Сокол был основан не только как гимнастическая организация, но и как учреждение, заботящееся о «моральном» и «духовном» развитии человеческой личности, которая, однако, воспринималась как неотъемлемая часть более широкого целого. Поэтому важную роль в идеологии Сокола играло воспитание позитивного отношения к чешской родине и народу. Вскоре после образования первых чешских отрядов Сокола стало очевидно, что идея соединения развития физической культуры и воспитания активного патриотизма может быть перенесена и на другие этнические контексты.[1] Так, к началу XX века аналогично ориентированные сокольские организации были основаны практически среди почти всех славянских народов. Многие из них стали членами Союза славянского сокольства (Svaz slovanského sokolstva), основанного в Праге в 1908 году. К народам, в среде которых сложилась специфическая аналогия сокольского движения, присоединились с начала XX века и русские.
Первые сокольские организации появились на территории Российской Империи в 1870-х годах среди волынских чехов.[2] Во второй половине 1880-х годов Йозеф Шейнер, в то время редактор пражского журнала Сокол, настойчиво пытался установить связь с Россией, чтобы сблизить русские гимнастические организации с чешским сокольством. Его усилия увенчались успехом, и в 1889 году редакция упомянутого журнала отправила руководителя жижковского[3] Сокола Юлиуса Грумлика в Тифлис (Тбилиси), где он получил должность учителя гимнастики в местной гимназии. Были предприняты попытки создания и других сокольских отрядов в России, но их официальное учреждение было предотвращено, и «они могли существовать лишь под другими названиями» (Kaleta 2022: 18).
Широкое распространение сокольской идеи в России произошло только в результате духовного кризиса, вызванного катастрофическим исходом войны с Японией и последующими революционными событиями 1905-1907 годов. Только эти неудачи способствовали тому, что «чешская гимнастическая система, наконец, пришла в старую Россию» (Macháček 1940: 324). Одним из проявлений изменившейся общественной атмосферы после социальных потрясений, вызванных вышеупомянутыми событиями, стали усилия официальных властей по реформированию российской системы образования путем упорядочения призывной подготовки учащихся и студентов. И именно в этом контексте стал рассматриваться вопрос о более широком внедрении «сокольской гимнастики» на территории Российской Империи (Сироткина 2017: 326).
Продвижение сокольской идеи в русской среде было напрямую связано с ее славяно-национальным измерением, в рамках которого значительное внимание уделялось, помимо чисто физической подготовки, также воспитанию обучаемых в национально-патриотическом духе (ср. Сироткина 2017: 331). Сокольская гимнастика и связанная с ней форма организации физического воспитания проникли как в систему преподавания физкультуры школьной молодежи, так и в практику физического воспитания в русской армии. Институционально расширение сокольского движения стало возможным благодаря созданию (в 1910 году) и последующему утверждению правительством (1911 год) Союза русскаго сокольства – центрального органа всех соколов Российской Империи,[4] а в 1913 году в Санкт-Петербурге начало выходить издание центрального объединения – Вестник русскаго сокольства.
По данным Министерства просвещения, в 1912 году из 1.577 средних учебных заведений тогдашней России физкультура преподавалась «по сокольской системе» более чем в половине из них (Качулина 2016: 116). Точнее, в 855 школах, тогда как конкурирующая немецкая гимнастическая система практиковалась в 415, а шведская – в 296 школах (Сироткина 2017: 329). Чешская пресса регулярно сообщала об успехе идеи Сокола в восточнославянской среде. Например, важнейшая чешская ежедневная газета «Národní listy» от 5 мая 1905 года на своей первой полосе сообщала о «значительном влиянии», достигнутом чешскими соколами «наряду с чешскими музыкальными артистами и предпринимателями» в ряде российских городов. По словам автора анонимного сообщения, сокольские инструкторы популяризировали среди русских «чешский труд и усилия».[5] Конечно, наиболее подробную информацию такого рода можно найти в тогдашней сокольской прессе, включая освещение развития «русского сокольства», которое в духе новославянских настроений того времени считалось с чешской стороны «плоть от плоти нашей, кровь от крови нашей».[6]
Этим уверенным развитием, хотя и несколько запоздалым в сравнении с другими славянскими регионами,[7] русская среда была обязана систематической помощи чешских сокольских организаций. Как метко заметил один современный комментатор: «Самоотверженный, маленький чешский народ с любовью и самоотречением посылает на огромную Русь свои лучшие силы, которые честно и с честью выполняют свою миссию, хотя не все из них были призваны занять должность преподавателя, в чем им помогает несомненная зрелость чешской физической культуры» (Šnepp 1912: 506). Для распространения и укрепления сокольских идеалов пражское сокольское общество по согласованию с царскими властями отправляло в Россию чешских инструкторов (Duda 2010). В период с 1889 по 1914 год около двухсот из них, в том числе 36 женщин, работали в 386 учебных заведениях страны (Сироткина 2017: 327).
Среди чешских сторонников сокольского движения в России выделялся Антонин Микулаш[8] Чила (1883-1983), впоследствии командир легионеров и чехословацкий бригадный генерал. Чила взял на себя задачу организовать сокольское движение в российском Северном Причерноморье. Местом работы он выбрал Одессу, потому что, как он сам выразился, «она была у моря». Однако, по его собственному признанию, во время своего отъезда в Россию в 1909 году он «не знал ни слова по-русски» и, несмотря на свои патриотические и панславистские настроения, имел весьма стереотипное представление о своей новой родине. «У меня были такие представления, что Россия какая-то дикая страна. Там медведи ходят по улицам, и все такое. Но никаких медведей я на улицах не видел, я видел красивый, современный город на равнине (Одессу), прекрасные дома, улицы прямые, асфальтированные, везде полно деревьев, зелени, вокзал прекрасно выстроен. (…) Я видел главный бульвар, Дерибасовскую улицу, прекрасные дома, великолепные магазины и витрины, вот и я глазел, ездило много машин, я удивлялся, неужели это та отсталая Россия? Не может быть!»[9]
Приехав в Одессу, Чила на несколько лет стал там уважаемым инструктором по физической культуре. По профессии он работал преподавателем искусства и физкультуры в местной гимназии, и также считал своей личной миссией распространение идей движения Сокол на новом месте своей деятельности. Одесский союз соколов, который до приезда Чилы был основан как организация «местных чехов», усилиями Чилы был расширен, а после того, как к нему присоединились «русские» и другие «представители славянских национальностей», приобрел ярко выраженный панславянский межнациональный характер. В 1912 году Чила сообщал в Прагу, что он «в ходе ‚лошадиной‘ работы довел сокольское единство до 253 членов, которое иначе не могло бы существовать в этой проклятой, купеческой Одессе».[10]
С самого начала развития организации российские активисты стремились наладить прямые контакты со своими «братьями»[11] из колыбели движения. В основном это проявлялось в их участии в главных сокольских мероприятиях, так называемых слетах. Это были периодически организуемые массовые мероприятия, на которые приглашались и члены зарубежных сокольских отрядов. На 5-й Всесокольский слёт в 1907 году в Прагу приехали 117 гостей из России. Среди них был и генерал Владимир Михайлович Володимиров, профессор Александровской военно-юридической академии в Санкт-Петербурге, который под впечатлением от пребывания между чешскими соколами решил посвятить остаток своей жизни пропаганде славянской взаимности. «Я ехал в Прагу как гражданин мира, – исповедовался он, – а уезжаю как пламенный славянин». Вскоре после этого события в России была официально разрешена организация с названием Сокол. Первой, кому было позволено использовать это звание, стала гимнастическая организация в Тифлисе в сентябре 1907 года (Vacek 1995: 42). Вскоре за ней последовали объединения в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах. Накануне Первой мировой войны движение объединяло уже около 2.500 членов в 42 организациях (Šnepp 1912: 506). Несколько сотен участников представляли русский Сокол на шестом Всесокольском и одновременно первом Всеславянском слёте в 1912 году. Чешские соколы, проживающие в России, наоборот, участвовали во всех важных мероприятиях русского сокола, например, в 1911 году в Москве на Первом общем съезде Союза русских соколов или на Первом съезде руководителей сокольских организаций России, который состоялся 26-27 декабря 1911 года также в Москве.[12]
Кульминацией сокольской деятельности Антонина Чилы в России можно считать участие его подопечных в публичных учениях учащихся средних школ в Санкт-Петербурге в 1913 году, в которых, по словам Чилы, приняли участие «около ста двадцати мальчиков в сокольских нарядах». Во время этого мероприятия Чила был лично представлен царю Николаю II, который наградил его медалью «За образцовую службу». Встреча с последним русским царем осталась яркой в памяти Чилы даже спустя почти семьдесят лет, когда он вспоминал о ней следующим образом: «Полковник Циклич позвал меня, я шагнул вперед, и он сказал: ‚Антон Микулаш Чила, наш старший преподаватель‘. Я поклонился, и царь сказал: ‚Спасибо за отличную гимнастику‘, то есть за прекрасные упражнения, а потом спросил: вы чех? Я сказал: ‚чешский сокол, Ваше Императорское Величество‘. И вот царь заговорил. Ну, я думал, что он будет говорить просто так, из вежливости. Но, к моему большому восхищению, он говорил очень хорошо. Он сказал, что хорошо, что теперь в нашей стране, во всей России, физическое воспитание будет вестись по одной системе, а именно по системе доктора Тырша.[13] По системе Сокола. Все будет подчинено этой системе – и в армии, и в школах, и в отдельных гимнастических обществах. И что, следовательно, Россия ожидает от этого больших успехов в воспитании и в организациях и в гражданской дисциплине, и еще раз поблагодарил меня и пожелал успехов в дальнейшей работе и ‚спасибо за отличную гимнастику‘».[14]
В том же году сокольская гимнастика, то есть «чешская модель физического воспитания», была действительно официально введена Министерством просвещения в государственном масштабе во всех российских средних учебных заведениях (Муратов/Муратова 2013). Развитие сокольского движения в Российской Империи оставалось в основном под руководством чешских кадров вплоть до начала Первой мировой войны. Однако работа перспективно развивающейся организации была прервана военными событиями. В начале войны многие из чешских руководителей Сокола, активно работавших в России до 1914 года, вступили в «Чешскую дружину» – добровольческий отряд, состоявший из местных соотечественников, воевавших на стороне Российской империи. После Октябрьской революции новые советские власти отнеслись к сокольскому движению скептически. После укрепления нового общественного строя в 1923 году оно было объявлено «буржуазной реакционной организацией» и впоследствии запрещено. Таким образом, в межвоенный период русские сокольские организации могли действовать только в эмиграции. Значительное место среди них занимала эмигрантская сокольская организация, действовавшая в Чехословакии (ср. Kaleta 2022: 23-32).
Литература
Duda Zbyněk M.: 2010, Generál Antonín Mikuláš Číla, starodružiník. Historicky Kaleidoskop(online) http://www.historickykaleidoskop.cz/2-2008/general-antonin-mikulas-cila-starodruzinik.html
Kaleta Petr: 2022, Ruský sport v Československu od počátku první republiky do padesátých let 20. století, Brno.
Macháček Fridolín: 1940, Sokolstvo, In: Co daly naše země Evropě a lidstvu. Obrozený národ a jeho země na fóru evropském a světovém. Praha.
Pelikán Jan: 1920, O Sokole, Praha.
Šnepp F. K.: 1912, Rozvoj Sokolstva na Rusi, In: Zlatá Praha r. 29, č. 41-42, s. 502-507.
Zimmermann, Volker. 2016. Turnen im Dienste der Nation. Der „Sokol“ als gesamtslawisches Phänomen (1862–1918), In: Neutatz Dietmar/Zimmermann Volker (eds.), Von Historikern, Politkern, Turnern und anderen Schlaglichter auf die Geschichte des östlichen Europa Festschrift für Detlef Brandes zum 75. Geburtstag, Leipzig, s. 276-286.
Качулина, Наталья Николаевна. 2016. Сокольское движение как часть воспитательной системы Российской империи в конце XIX – первой четверти XX вв. Символ науки 4: 115-119.
Муратов, Александр/Муратова, Дина: 2013, Учитель из Одессы Антонин Чила – генерал чехословацкой армии, In: Kolektiv autorů, Україна-Чехiя: iсторiя та сьогодення. Одеса, s. 293-306.
Сироткина Ирина: 2017, Национальные модели физического воспитания и сокольская гимнастика в России. Социологическое обозрение, č. 2: 320-339.
[1] Конечно, интересно отметить, что сами представители высшего руководства Сокола косвенно признавали, что эта националистически сильно ориентированная организация была основана в ответ на появление и модель немецких тренерских обществ (ср. Domorázek 1914: 18-19).
[2] Лях-Породько Алексей Алексеевич, Гимнастическо-спортивная и общественно-патриотическая деятельность «союза русского сокольства» в российской империи в начале XX века (online) https://refdb.ru/look/1636735.html.
[3]Жижков – один из районов Праги.
[4] Лях-Породько Алексей Алексеевич, Гимнастическо-спортивная и общественно-патриотическая деятельность «союза русского сокольства» в российской империи в начале XX века (online) https://refdb.ru/look/1636735.html.
[5] Источник: Národní listy (дневной выпуск)№ 122,5.5.1905, s. 1.
[6] Источник: Co bylo v roce 1911, In: Věstník sokolský. List české obce sokolské № 15/24, с. 665-669, здесь с. 667.
[7] Первое сокольское объединение за пределами чешских земель было основано в 1863 году в Любляне, за ним последовали Загреб в 1874 году, Белград в 1891 году, Балканский сокол в Софии в 1879 году, Польский сокол во Львове в 1866/67 годах и Украинский сокол в 1893/94 годах. Позже последовали и другие славянские соколы (ср. Zimmermann: 2016).
[8] Чила принял имя Николай во время своего пребывания в России, после обращения в православие.
[9] Источник: рассказ генерала Чилы об Одессе, магнитофонная запись, вероятно, 1979 года. Запись была сделана, чтобы сохранить воспоминания для членов семьи А. Чила.
[10] Письмо Антонина Чилы в пражскую штаб-квартиру Национального совета чешского от 9 мая 1912 г. Письмо хранится в Национальном архиве Праги, фонд Национального совета Чешской Республики; папка «Зарубежные чехи – Европа», инв. № 171/кар. 341/1.Dopis Antonína Číly pražskému ústředí Národní rady české z 9. května 1912. Dopis je uložen v Národním archivu Praha, Fond Národní rada česká; složka „Zahraniční Češi – Evropa“, Inv.č. 171/ kar. 341/1.
[11] Обращение «брат» или «сестра» было распространено среди членов подразделений Сокола.
[12] Лях-Породько, Алексей Алексеевич, Гимнастическо-спортивная и общественно-патриотическая деятельность «союза русского сокольства» в российской империи в начале XX века (online) https://refdb.ru/look/1636735.html
[13]Мирослав Тырш (1832-1884) вместе с Йиндржихом Фюгнером (1822-1865) был основателем чешского “Сокола”..
[14] Источник: рассказ генерала Чилы об Одессе, магнитофонная запись, вероятно, 1979 года. Запись была сделана, чтобы сохранить воспоминания для членов семьи А. Чилы.