Tuesday, November 26, 2024

«ПРОСТИТЕ НАС, БРАТЬЯ-СЕРБЫ!» АГРЕССИЯ НАТО ПРОТИВ ЮГОСЛАВИИ В 1999 ГОДУ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ЧЕХИИ

Агрессия НАТО против Югославии началась в восемь часов вечера 24 марта 1999 г., когда первые натовские бомбы упали на сербские города. Натовские бомбардировки продолжались ровно 79 дней и закончились 9 июня 1999 г, оставив после себя тысячи жертв среди мирного населения, включая женщин и детей, сотни разрушенных школ, больниц, домов и мостов, а также радиоактивное заражение местности, что впоследствии привело к вспышке онкологических заболеваний в Сербии. Все это было и остается табу в западных средствах массовой информации. 

          Показательно, что длительно и тщательно готовившаяся натовская агрессия против Югославии началась спустя всего лишь 12 дней после первого этапа расширения НАТО на восток, когда новыми членами североатлантического блока официально стали Чехия, Венгрия и Польша. Судя по всему, руководство НАТО, решив начать бомбардировки Югославии после принятия новых членов из числа постсоциалистических стран Центральной Европы, стремилось проверить лояльность центральноевропейских новобранцев, одновременно связав их совместным участием в откровенном военном преступлении.

         В Чехии, однако, внутриполитическая ситуация существенно отличалась от Венгрии и особенно от Польши. Еще до вступления в НАТО социологические опросы свидетельствовали, что до двух третей населения Чехии выступали против либо скорее против членства своей страны в североатлантическом блоке; при этом за вступление высказывалось не более одной пятой всего населения, т.е. абсолютное меньшинство. Именно поэтому политическая элита Чехии, взяв на себя обязательство перед своим геополитическим начальством непременно привести Чехию в североатлантический блок, проигнорировала неоднократные требования общественности провести общенациональный референдум по вопросу членства в НАТО. По сути, Чешская Республика, как позже и Словакия, стала членом НАТО вопреки мнению большинства населения.

         Именно по этой причине, а также вследствие давних и тесных связей между Чехией и Югославией, агрессия НАТО не нашла поддержки в широких слоях чешской общественности, вызвав волну несогласия и фактически расколов страну; при этом большинство чешского общества – по некоторым данным, до 2/3 населения – выступала категорически против натовских бомбардировок Югославии.[1] Вопреки оголтело-пронатовской позиции ведущих чешских СМИ, включая центральные телевизионные каналы и такие влиятельные газеты как «Mladá Fronta Dnes» и «Lidové noviny», которые демонизировали сербов и всячески поддерживали албанцев, штампуя самые оголтелые вымыслы натовской пропаганды, большинство чехов демонстрировало просербские настроения. В посольство Союзной Республики Югославия, находившееся в то время на пражской Малой Стране в исторической части чешской столицы, выстраивались очереди пражан,  чтобы выразить поддержку сербам и оказать им материальную помощь. Был начат сбор денежных средств для поддержки жертв натовских бомбардировок в Сербии и Черногории.

         Имел место и явный раскол среди чешской политической элиты. Одним из главных ястребов в отношении Югославии выступил тогдашний президент Чехии В. Гавел. Как отмечали некоторые чешские публицисты, безоговорочная поддержка действий НАТО со стороны Гавела приобретала откровенно «сервильный характер».[2] Некоторые высказывания Гавела ещё до начала натовской агрессии находились в кричащем противоречии с проповедуемыми им либеральными и демократическими ценностями. Так, например, стало широко известно экстравагантное высказывание Гавела о том, что в случае наличия «важных гуманитарных причин возможно вооружённое вмешательство и без согласия Совета безопасности ООН».[3] По сути, Гавел сыграл очень важную роль в подготовке чешского и европейского общественного мнения к началу натовской агрессии против Югославии. Негодование значительной части чешской общественности вызвало интервью Гавела французским СМИ в апреле 1999 г., в котором он пространно рассуждал о том, что натовские бомбардировки Сербии не ведутся с какими-либо «материальными целями» и имеют «исключительно гуманитарный характер».[4] Данное высказывание чешского президента стало символом запредельного цинизма, обнажив истинное лицо этого кумира европейской либеральной интеллигенции, начинавшего свою политическую карьеру в качестве профессионального диссидента и по совместительству драматурга под пацифистскими лозунгами. В ходе развития югославского кризиса Гавел, таким образом, стремительно превратился из голубя, роль которого он долго и небезуспешно исполнял, в откровенного и весьма кровожадного ястреба.

         Крайне деструктивную роль сыграл Гавел и при попытках дипломатического урегулирования югославского кризиса в 1995-1998 гг. еще до начала натовских бомбардировок, выступая категорически против какого-либо компромисса. Среди тех, кто активно поддержал бомбардировки Югославии, были и такие ведущие чешские политики как П. Питхарт, некоторое время занимавший пост главы правительства Чехии, и Я. Румл, являвшийся министром внутренних дел.

         Среди чешских политических партий ярко выраженную пронатовскую позицию заняли все ведущие партии правого политического спектра, в особенности гражданско-демократический альянс и христианские демократы. Критическое отношение к натовским бомбардировкам заняли левые партии, прежде всего коммунистическая партия Чехии и Моравии. Примечательно, что значительная часть одной из ведущих чешских политических партий – гражданской демократической партии – также выступила против натовской агрессии.

         Ведущим чешским политиком, который в тех обстоятельствах нашёл в себе мужество открыто выступить против агрессии НАТО и публично продемонстрировать это, был Вацлав Клаус, занимавший в то время должность спикера парламента Чехии. По словам Клауса, натовские бомбардировки Югославии были грубейшим нарушением международного права и абсолютно не соответствовали подлинным интересам Чешской Республики. Несколько раз Клаус лично посещал посольство Югославии в Праге и выражал поддержку Сербии и её народу, что стало одной из причин обострения его отношений с президентом Гавелом.

         Показательным было поведение правительства Чехии, которое в то время возглавлял лидер социал-демократов Милош Земан. Учитывая особенности внутриполитической ситуации в стране, правительство Чехии издало очень сдержанное заявление по поводу натовских бомбардировок, в котором не содержалось прямой поддержки агрессоров и делался акцент на необходимости «дипломатического решения косовского кризиса».[5] Тем не менее, ставшая к этому времени членом НАТО Чехия послушно предоставила свое воздушное пространство натовской авиации.

         Много лет спустя, в мае 2021 г. Земан, являвшийся в то время президентом Чехии, в ходе визита в Чехию президента Сербии Вучича счёл своим долгом принести ему свои извинения за участие Чехии в бомбардировках Югославии. Земан, обратившийся в мае 2021 г. к Вучичу и сербскому народу с просьбой о прощении, честно признался в одном из интервью, что все это время «он испытывал мучения от происшедшего».[6] Показательно, что впоследствии Земан откровенно оценил согласие чешского правительства с натовскими бомбардировками как ошибочное.

         Ещё более резко и эмоционально по поводу косвенного участия Чехии в агрессии против Югославии высказались многочисленные представители чешской общественности и публицисты. «23 года назад начались авиаудары НАТО по столь близкой нам стране… Малая славянская Югославия должна была быть унижена и уничтожена, – написал в мае 2022 г. чешский публицист Пршемысл Вотава. – Агрессия произошла и с нашего согласия… Мы трусливо согласились с ней, то есть не мы, граждане, а президент Гавел и правительство Земана… История южных славян – это и часть нашей истории. Мы помогали друг другу, мы вместе боролись против Австро-Венгрии и против германской агрессии… Наряду со словаками у нас нет более близкого нам народа, чем сербы. Простите нас, братья-сербы!».[7]

         Однако натовская агрессия и её катастрофические последствия были и остаются табу в ведущих чешских и западных СМИ. По словам одного чешского публициста, на чешских телеэкранах «вы не увидите плачущих сербских женщин и детей, не увидите разбомбленные сербские города и горящий Белград… Но мы всё равно этого никогда не забудем! Мы будем постоянно напоминать нашим политикам об этом позорном предательстве!».[8] 


[1] http://www.svornost.com/kalendarium-24-brezna-1999-prohlaseni-vlady-cr-k-bombardovani-jugoslavie/

[2] Там же.

[3] Právo. 13 února 1999.

[4] https://prazsky-magazin.cz/udalosti/vyroci/dnes-uplynulo-23-let-od-tzv-humanitarniho-bombardovani-jugoslavie/

[5] http://www.svornost.com/kalendarium-24-brezna-1999-prohlaseni-vlady-cr-k-bombardovani-jugoslavie/

[6] https://www.seznamzpravy.cz/clanek/zeman-se-omluvil-za-bombardovani-jugoslavie-jeho-vlada-ho-pritom-schvalila-155087

[7] https://prazsky-magazin.cz/udalosti/vyroci/dnes-uplynulo-23-let-od-tzv-humanitarniho-bombardovani-jugoslavie/

[8] Там же.

Кирилл ШЕВЧЕНКО
Кирилл ШЕВЧЕНКО
Кирилл Владимирович Шевченко - доктор исторических наук, профессор Филиала РГСУ в Минске.

последние публикации