Tuesday, November 18, 2025

Смысл почитания Богородицы в Православной Церкви

Прославление Божией Матери является характерной чертой православного благочестия, поэтому хотелось бы несколько остановиться на объяснении смысла самого почитания Пресвятой Девы Марии, которое, по мнению рационалистов и скептиков, не имеет основания в Св. Писании и является чуть ли не кумирослужением.

Евангельским основанием для прославления Богородицы являются слова из Ее благодарственной песни, высказанной при встрече с праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:46–48). В Православной Церкви не считается, что «ублажать» Пресвятую Деву, значит только употреблять для Нее возвышенные эпитеты (именовать «блаженной»), а именно чествовать, особенно литургически. В связи с этим можно заметить, что в Евангелии Христос начинал разговор с Матерью с обращения «Жено» (то есть просто «Женщина») (Ин. 2:4; 19:26), но в этом не следует видеть какой-то сыновней непочтительности, которая могла бы послужить образцом для подражания со стороны тех, кто считает себя последователями Христовыми. Находясь на кресте, Иисус вверяет Свою Матерь заботам любимого ученика апостола Иоанна, говоря: «Се, Матерь твоя». Таким образом, Христос до конца выполнил известную заповедь о почитании родителей, что преимущественно должно относиться именно к Его Матери. Вообще, странно было бы думать, что Иисус, явивший исполнение всех заповедей, вдруг отказал Своей Матери в чести считаться таковой и вдруг лишил бы Ее самого имени Матери. Очевидно, обращение «Жено» подчеркивало тот особый статус, который имел Учитель перед Его учениками, в ряду которых занимала место и Пресвятая Дева, «слагая в сердце Своем» (Лк. 2:19) все слова и обстоятельства земной жизни Ее Сына. Поскольку Христос в проповедях и беседах обычно называл Себя «Сыном Человеческим», конечно, Он не отвергал и Пресвятую Деву – Его Матерь по человечеству.

Молитвенное чествование Девы Марии началось в раннехристианскую эпоху и находит свое выражение в двух песнях – Самой Божией Матери и праведной Елисаветы (Лк. 1:42–55). Несомненно, что их тексты не случайно появились в Евангелии: своим происхождением они обязаны, по всей видимости, воспоминаниям Пресвятой Девы, записанным св. Лукой, благодаря чему они вошли в церковный обиход. Одной из древнейших богородичных молитв следует считать «Богородице, Дево, радуйся», представляющую собой объединение ангельского приветствия Пресвятой Марии и аналогичного обращения праведной Елисаветы (Лк. 1:28, 42).

В практике совершения литургии, после молитв благодарения и приношения Святых Даров Тела и Крови Христовых, существует правило поминовения живых и умерших. Среди последних вспоминаются, конечно, проповедники евангельского учения, мученики и основатели христианских общин. Но перед их именами «изрядно», т.е. «по-особому, в первую очередь» звучит возглас: «О Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Несомненно, это возглашение восходит к древней практике совершения Евхаристии.

Почитание Божией Матери развилось в Палестине во время паломничеств к месту Благовещения в Назарете задолго до конца эпохи гонений на христиан (313 г.). Известно, что III Вселенский Собор (431 г.) проводил свои заседания в храме Благовещения в Ефесе. Жена императора Маркиана Пульхерия (вторая половина V в.) создала в Константинопольском предместье Влахерны известнейший храм Богородицы, в котором впоследствии произошло видение Покрова.

В V в. от Р.Х. на фоне борьбы с еретическим несторианским учением, разделяющим во Христе не только две природы (божественную и человеческую), но и две личности, и, соответственно, отвергающим термин «Богородица» и содержащееся в нем учение о рождении Сына Божия от Девы Марии, почитание Божией Матери получает новый толчок и свое дальнейшее развитие. Именно с этого времени устанавливаются праздники в честь Благовещения и Успения, а вслед за ними появляются Рождество Богородицы и Введение Ее во храм. В VIII–IX вв. особенные песнопения, называемые «богородичными», вошли в состав стихир и тропарей, завершая их исполнение чествованием Пресвятой Девы в воскресные и седмичные дни церковного календаря.

Прославление Божией Матери следует рассматривать в двух смыслах: как выражение веры в истинность боговоплощения и как похвалу девственности, смирению и духовной чистоте. В первом случае уместно сослаться на текст Символа веры, где исповедуется Сын Божий, имеющий предвечное рождение от Отца, но ради спасения людей сошедший с небес и «воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы и ставший человеком». В этом смысле прославление «благословенной между женами», по выражению евангельской песни, есть исповедание тайны явления Бога во плоти, воздаяние чести поклонения Господу Иисусу. «Посему праведно и воистину святую Марию называем Богородицей, – пишет преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.), – ибо это имя составляет все таинство домостроительства. Ибо если родившая – Богородица, то Родившийся от Нее – непременно Бог, но непременно и человек. Ибо каким образом мог бы родиться от жены Бог, имеющий бытие прежде веков, если бы Он не сделался человеком? Ибо Сын Человеческий, без сомнения, есть человек. Если же Тот Самый, Который родился от жены, есть Бог, то, без сомнения, Один и Тот же есть и Тот, Который родился от Отца в отношении к Своей Божественной и безначальной сущности, и Тот, Который в последние времена рожден от Девы в отношении к сущности, получившей начало и подчиненной времени, то есть человеческой. Это же обозначает единую Ипостась, и два естества, и два рождения Господа нашего Иисуса Христа»[1]. В богослужебных текстах прославление Богородицы связывается с исповеданием истинности догмата боговоплощения и по этой причине такие богородичны называются «догматиками». Величание имени Пресвятой Девы вместе с именем Иисуса следует понимать именно как Ее прославление вместе с Сыном, но отнюдь не как Ее обожествление.

По природе Божия Матерь остается человеком, «избранным сосудом», «каналом» для боговоплощения, но все-таки человеком, частью тварного мира. Однако из всего человеческого рода Она выделяется Своими добродетелями, возвышение которых составляет второй смысл почитания Богородицы в Православии. Это стало характерной чертой аскетического движения, которое выразилось в появлении большого числа монастырей. Именно иноки стали своего рода «богородичной дружиной», прославляющей Ее девственность и духовное величие. Внутреннее очищение есть цель аскетического подвига, который имеет свое завершение в духовном преображении, благодатном озарении души присутствием Божиим. Освящение, пережитое Пресвятой Девой при сошествии Св. Духа, стало идеалом монашеского аскетизма. Об этом говорит, в частности, преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022) в Первом нравственном слове: «Веруя всей душой и принося теплое покаяние, мы зачинаем, по сказанному, Слово Божие в наших сердцах, как и Дева, соблюдая свои души, подобные чистым девам»[2]. Поэтому много иноческих обителей стали посвящаться именно Богородице, особенно Ее Успению как образцовому завершению жизни, всецело посвященной Богу.

Двумя рассмотренными главными смыслами почитания Богородицы не ограничивается особое отношение к Пресвятой Деве в Православной Церкви. Практика молитвенной жизни вывела из них еще одно назначение: просьбу о небесном ходатайстве и заступничестве. Подтверждением этого правила стали многочисленные молитвы-обращения к Божией Матери, праздники, установленные по случаю Ее помощи при явлении чудотворных икон, в особенности – день Покрова Богородицы (на Руси).


[1] Источник знания / Творения преподобного Иоанна Дамаскина; Пер. и коммент. Д. Е. Афиногенова [и др.]. Москва: Индрик, 2002. С. 254.

[2] Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова богословские и нравственные / Пер. с древнегреч. свящ. Максима Михайлова. Москва: Тип. «Наука», 2017. С. 66.

последние публикации