Преднамеренный срыв приведения войск 18 июня 1941 года в боевую готовность привел к чудовищной катастрофе – армия разбита, оккупирована громадная часть европейской территории Советского Союза.
Только за счет невероятного напряжения всех своих сил народ смог устоять и воссоздать боеспособную армию. После Московской битвы казалось, что мощь немецкой армии основательно подорвана и ее окончательный разгром в ближайших битвах неминуем.
Не получилось, а чтобы понять причины, остается разобраться с последним утверждением: «Это благодаря пятой колонне страна четыре года истекала кровью и несла громадные материальные потери».
Напомним «боевые подвиги» людей, не выполнивших распоряжение:
Тимошенко С.К.:
– Главнокомандующий Западного направления (2-19.07 и 30.07-12.09.41);
– Главнокомандующий Юго-Западного фронта (30.09-18.12.41. и 8.04-12.07.42);
– Командующий Сталинградским фронтом (12 – 21.07.42);
– Главнокомандующий Северо-Западного фронта (5.10.42 – 14.03.43).
Итог его командования: при подавляющем военном превосходстве Красной Армии для наших войск всё заканчивалось окружением (котлами) и катастрофическим разгромом[1].
С Жуковым Г.К. намного сложнее. Во всей нашей истории он является настолько мифологической фигурой, что разобраться с реальным полководцем помогут исторические исследования, основанные на фактах, а не на мифах и легендах.
Каждый гражданин России находится в своеобразной информационной блокаде, связанной с этим именем, когда сведения о деятельности маршала десятилетиями преподносятся как о сверхвыдающемся военачальнике, благодаря которому и был осуществлен разгром Германии, а вброшенный в сознание людей неофициальный титул «маршал Победы» должен был навечно закрепить историю войны через его воспоминания.
Почему преднамеренной блокады – с точки зрения пропаганды маршал должен был противостоять Сталину. Ведь это Сталин, оказывается, не верил намечаемому нападению Гитлера и поэтому, по сведениям от Жукова, «проспал» начало войны, о чём он очень образно написал в своих воспоминаниях:
«Нарком приказал мне звонить И. В. Сталину (22 июня 1941 г. после 3 час. 40 мин). Звоню. К телефону никто не подходит. Звоню непрерывно. Наконец слышу сонный голос генерала Власика (начальника управления охраны). – Кто говорит? – Начальник Генштаба Жуков. Прошу срочно соединить меня с товарищем Сталиным. – Что? Сейчас?! – изумился начальник охраны. – Товарищ Сталин спит. – Будите немедля: немцы бомбят наши города, началась война. Несколько мгновений длится молчание. Наконец в трубке глухо ответили: – Подождите. Минуты через три к аппарату подошел И. В. Сталин. Я доложил обстановку и просил разрешения начать ответные боевые действия. И. В. Сталин молчит. Слышу лишь его тяжелое дыхание. – Вы меня поняли? Опять молчание. – Будут ли указания? – настаиваю я. Наконец, как будто очнувшись, И. В. Сталин спросил: – Где нарком? – Говорит по ВЧ с Киевским округом. – Приезжайте с Тимошенко в Кремль. Скажите Поскребышеву, чтобы он вызвал всех членов Политбюро»[2].
Впечатляет всё: и настойчивость Жукова в ожидании затянувшегося ответа, и умение довести до Сталина серьезность сложившегося положения. Одного только не учёл маршал, что на даче руководителя страны такой примитивной связи не было.
Оператор связи без задержки соединял звонившего с дежурным офицером, которому необходимо было доложить – кто звонит и с какой целью. После этого дежурный офицер должен был разбудить Сталина и получить разрешение на подключение телефона, находящегося в комнате, где отдыхал руководитель страны.
И не надо было торопиться в коридор к единственному, по мнению Жукова, телефону. Полный вымысел. Никакого разговора со Сталиным в этот день и в это время не происходило.
С какой целью написаны такие воспоминания? Доказать, что никакого распоряжения о приведении войск 18 июня 1941 г. в боевую готовность не было, а была полная растерянность вождя от неожиданного нападения немцев.
Сегодня, благодаря добросовестным работам историков о ВОВ, мы можем судить о том, как воевал Жуков в первые годы войны и о чём он умолчал в своих воспоминаниях.
Первое боевое крещение Жукова Г.К. в ВОВ состоялось буквально в первые дни войны, когда он в должности начальника Генерального штаба, бросив свой пост, помчался в Киев командовать Юго-Западным фронтом в качестве Главнокомандующего войсками Юго-Западного направления. Можно было в это время не оглядываться на рядового в Ставке Главного Командования товарища Сталина, когда главный – Тимошенко.
По воспоминаниям генерал-полковника А.П. Покровского: «В предшествующие дни на Юго-Западном фронте побывал Жуков, в самые первые дни, организовал там наступление с лозунгом: “Бить под корень!” на Люблин (город в Польше). Из этого наступления ничего не получилось. Погибло много войск, мы потерпели неудачу. Жуков уехал в Москву. Правда, потом он говорил, что это наступление было организовано по приказанию Сталина»[3].
В результате были практически уничтожены танковые подразделения Юго-Западного фронта. Так в 4-ом механизированном корпусе, самом мощном и максимально укомплектованным, из 979 боевых машин к 7 июля осталось всего 126[4].
В августе 1941 года проводится Ельнинская операция, которая в советское время преподносилась как первое успешное наступление Красной Армии. На самом деле, с учетом всех выявленных фактов, операция отличалась от жуковских воспоминаний: «Руководство операцией осуществлял непосредственно Г. К. Жуков, а он никогда не «стеснялся» существенно преувеличивать свои заслуги.
В книге «Воспоминания и размышления» этой операции посвящена целая 12-я глава, которая так и называется – «Ликвидация Ельнинского выступа противника».
Самого описания операции как такового нет, есть лишь общие фразы и описания действий отдельных подразделений. Сказано о том, как тщательно операция готовилась, какие огромные силы немцев были разгромлены. Причем данные эти не из документов, как следовало было полагать, а из сводки Совинформбюро. Немецкие же потери указываются в 45-47 тысяч человек.
Однако опираясь на доступные сегодня источники, можно восстановить реальную картину событий под Ельней. 19-го июля немецкие передовые части захватили Ельню. Командование Вермахта, отказавшись от наступления на данном направлении, вывело с ельнинского выступа свои подвижные части, сменив их пехотой.
Генерал армии Г. К. Жуков, после того, как его сняли с должности начальника Генштаба, возглавил Резервный фронт. Всего в распоряжении Резервного фронта для наступления было 12 стрелковых, 1 моторизованная и 4 танковые дивизии. Непосредственно Ельнинский выступ обороняли 4 немецких пехотных дивизии, в глубине обороны находилась 10-я танковая дивизия.
30-го августа началось наступление, но, как видно на любой карте, советские армии наносили удар не под основание ельнинского выступа, как делается при попытке окружить противника. Наступление велось фронтально. 6-го сентября Ельня была взята. Немецкие войска с боями отступали, не имея задачи удержать сам выступ.
Немецкие потери за все время боев в районе Ельни в августе-сентябре составили около 7 тысяч человек убитыми и ранеными. Советские потери в различных источниках указаны в 31 853 человека. Согласно справочнику «Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил», под редакцией Г.Ф. Кривошеева, общие потери Резервного фронта с 30-го июля по 9-е сентября составили 103 147 человека (из них безвозвратные 45 774), и в этот период фронт вел бои только в районе Ельни.
Что касается результатов операции, то была ликвидирована большая часть ельнинского выступа, но окружить или разгромить какие-то немецкие войска не удалось: все они отступили и заняли оборону на новом рубеже. Войска Резервного фронта понесли огромные потери. 12-го сентября Г.К. Жукова отозвали с Резервного фронта и отправили в Ленинград»[5].
Новое назначение, где Жуков отметился в советской истории как «спаситель Ленинграда, который своими смелыми и решительными действиями сумел отстоять легендарный город».
Разберемся с очередным сказанием Жукова. В мемуарах Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления» в главе, посвященной обороне Ленинграда в 1941 году, автор указывает дату своего прибытия в город и вступления в должность командующим Ленинградским фронтом – 10 сентября. На это можно было бы не обращать внимания, если бы во всех доступных документах и публикациях, посвященных этому периоду, не была бы указана дата 13 сентября.
Эта же дата указа и во всех мемуарах, вышедших до того, как появились «Воспоминания и размышления». Например, Герой Советского Союза Генерал армии И.И. Федюнинский в своей книге «Поднятые по тревоге» пишет, что Г.К. Жуков прилетел в Ленинград именно 13-го сентября. А к Федюнинскому стоит прислушаться, потому что он летел тогда в одном самолете с Жуковым, чтобы занять должность замкомандующего Ленинградского фронта.
Так как в советское время писать что-то, противоречащее ранее написанному, тем более такой фигурой, как Жуков, было не принято, то тему старались обходить.
Собрав воедино все открытые источники: опубликованные документы, мемуары советских и немецких военачальников, можно установить следующую хронологию событий. Последнее немецкое наступление на Ленинград началось 8-го сентября и полностью выдохлось не позднее 13-го сентября на подходах к юго-западным окраинам города.
Получается, что если бы Жуков возглавил Ленинградский фронт 10-го сентября, то это был бы день решающих боев за город. Но если он прибыл 13-го сентября, то к этому моменту немецкое наступление уже было остановлено[6].
В принципе в этом ничего криминального нет. Приписал себе военные заслуги как спаситель Ленинграда, тогда как спасли другие – для города и его жителей принципиального значения не имело. Главное, что не позволили врагу оккупировать и уничтожить Ленинград.
А вот как в дальнейшем действовал командующий Ленинградским фронтом, для обороняющегося города и страны имело решающее значение.
«Сталин и Ставка рассчитывали, что Жукову удастся в Ленинграде сильным ударом разорвать кольцо блокады. К 17 сентября оно было ещё тоненькое и слабенькое, чуть больше недели прошло с момента занятия немцами позиций в Тосненском районе и у Шлиссельбурга. Они ещё толком и окопаться-то не успели. И силы у Жукова имелись: в его распоряжение поступили сводные полки курсантов ленинградских военных училищ, бригады морской пехоты Балтфлота (при поддержке крупнокалиберной корабельной артиллерии), несколько свежих ополченческих бригад ленинградцев. Благодаря работе Кировского завода Ленфронт имел наибольшее количество новейших тяжёлых танков КВ. К Ленинграду с Большой земли в те дни пробивается 59-я армия под командованием маршала Кулика. Жуков, ударь ему навстречу, разорви кольцо блокады!
Но командующий Ленфронтом не верит донесениям разведчиков. Он убеждён, что это не отвод войск на юг, а лишь тактический манёвр, перегруппировка войск, хитрость фон Лееба (об этой самоуверенной убеждённости генерала свидетельствуют многие мемуары и публикации). И Жуков бросил войска в контрудар! Только не на восток, на соединение с 59-й армией, как ожидали в Ставке и в Кремле, а на запад – пытаясь деблокировать части Приморской группы войск, прижатой немцами к Финскому заливу. Обескровив войска в бессмысленном и неудачном наступлении в противоположную сторону, Жуков кольцо блокады всерьёз не попытался разомкнуть. А в начале октября неудачливого «спасителя Ленинграда» вернули в Москву.
Легенды о мифическом сентябрьском штурме Ленинграда в 1941 году были придуманы уже после войны. Для раскрашивания биографии «маршала Победы». Неудобно же как-то рассказывать, что «благодаря» ошибочному (назовём это так) решению разрекламированного военного гения город и население были обречены на ужас блокадной зимы.
Поэтому статуя маршала Жукова в Московском парке Победы – это памятник не полководцу, а памятник мифу из истории обороны Ленинграда. Это монумент «киношно-литературному» Жукову в исполнении актёра Михаила Ульянова, который в фильме «Блокада» и отбил киношный «штурм» киношных «немцев»»[7].
Не верил разведчикам? Ошибочное решение по контрудару?
К сожалению, ошибочное решение Сталина и Ставки, которые при чудовищном дефиците времени, неимоверного нервного напряжения и кромешной неразберихи первых месяцев войны не смогли своевременно оценить полководческие качества Жукова и его роль в разгроме Красной Армии, так же, как и его подельников Тимошенко и Хрущева.
А о такой наступательной операции, как Ржевско-Сычевская («Марс»), с 25 ноября по 20 декабря 1942 г., под руководством Жукова, не упоминалось даже в специализированных энциклопедиях: шеститомной «Истории Великой Отечественной войны» (1960-1965); восьмитомнике «Советской военной энциклопедии» (1976-1981); и издании «Великая Отечественная война» (1985).
По российским данным, безвозвратные потери советских войск составили 42 000 человек, санитарные потери 145 301 человек, общие – 215 674 человек.
Большие потери и невыполнение наступательных задач повлекли длительное замалчивание операции «Марс» в советской исторической науке[8].
О Хрущеве коротко: член военных советов разных фронтов, где наиболее активно отметился в Киевском (1941 г.) и Харьковском (1942 г.) сражениях вместе с Тимошенко. В результате: окружение и уничтожение армий и корпусов Красной Армии с тяжелейшими последствиями для страны[9].
В заключение:
факты свидетельствуют о том, что «пятая колонна» сумела внедрить своих адептов на высшие командные посты Красной Армии перед войной с Германией;
факты свидетельствуют о том, что данные лица использовали свои должности для того, чтобы Красная Армия не была приведена 18 июня 1941 г. в боевую готовность перед нападением немцев;
факты свидетельствуют о том, что возглавляемые ими военные операции, в качестве главнокомандующих фронтов и направлений, приводили к огромным, несопоставимым с немцами, потерям, которые привели к затяжной войне и блокаде Ленинграда;
факты свидетельствуют о том, что благодаря государственному перевороту, осуществленного «пятой колонной» в 1953 г., история Великой Отечественной войны оказалась сфальсифицированной;
факты свидетельствуют о том, что все предатели были реабилитированы Хрущевым, а главные лица, не раз предавшие, возведены в ранг спасителей и героев Отечества.
Зная эти факты, можно в полной мере оценить подвиг народа и Сталина, сумевших преодолеть последствия предательства и пособничества гитлеровской Германии «пятой колонной», в результате которых страна и народ оказались на краю гибели.
[1] Морозов А. Контрольный выстрел. Ч.4. Битвы за Родину и «хрущевский перевод всех стрелок» на Сталина [Электронный ресурс] // Наука. Вера. Культура, 10.07.2023. URL: https://naukaverakuljtura.com/контрольный-выстрел-ч-4-битвы-за-родин/; Морозов А. Фальсификация истории. Истинные и ложные герои: С. Буденный и С. Тимошенко в начальный период ВОВ [Электронный ресурс] // Наука. Вера. Культура, 25.08.2024. URL: https://naukaverakuljtura.com/фальсификация-истории-истинные-и-лож/
[2] Воспоминания маршала Победы Г.Жукова. Глава десятая. Начало войны [Электронный ресурс] // URL: ok.ru›group/53984955596908/topic/154324814229612
[3] ЦА МО РФ. Ф. 113А. Оп. 3272сс. Д. 5. Л. 1-2; Из записи беседы с бывшим начальником штаба Западного и Третьего Белорусского фронтов генерал-полковником Покровским Александром Петровичем. Беседа была 25 мая 1968 г. Записана 26 мая 1968 г. Запись согласована [Электронный ресурс] // URL: http://rkka.ru/memory/pokrovskiy/main.htm; Мартиросян А.. 22 июня: детальная анатомия предательства. М.: «Вече». 2013. С. 675.
[4] Смыслов О.С. Проклятые легионы. Изменники Родины на службе у Гитлера. М., 2006. С. 330-331.
[5] Битва под Ельней: победа или поражение Жукова [Электронный ресурс] // Русская семерка. URL: https://russian7.ru/post/bitva-pod-elney-pobeda-ili-porazhenie/
[6] Второй фронт: почему союзники открыли его, только когда победа СССР стала несомненна? [Электронный ресурс] // ЖЖ. URL: https://staryiy.livejournal.com/8454622.html
[7] Смирнов А. Памятник мифу. Историк – о роли Георгия Жукова при обороне Ленинграда [Электронный ресурс] // Аргументы и факты, 08.09.2015. URL: https://spb.aif.ru/society/people/pamyatnik_mifu_istorik_o_roli_georgiya_zhukova_pri_oborone_leningrada
[8] Вторая Ржевско-Сычёвская операция [Электронный ресурс] // Ru.wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вторая_Ржевско-Сычёвская_операция
[9] Морозов А. Контрольный выстрел. Ч.4. Битвы за Родину и «хрущевский перевод всех стрелок» на Сталина [Электронный ресурс] // Наука. Вера. Культура, 10.07.2023. URL: https://naukaverakuljtura.com/контрольный-выстрел-ч-4-битвы-за-родин/